Презентация Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


Здоровьесберегающиетехнологии на уроках биологииПодготовила :учитель биологии: ГБОУ НАО «СШ №3»Уразбахтина Э.Р. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский. Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах: Закон РФ «Об образовании»;Национальная доктрина образования в России; Концепция модернизации российского образования; Концепция непрерывного образования; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС) Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. ( Н.К. Смирнов) Принципы здоровьесбергающих технологий:Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока; Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты; Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня. Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы Урок - главная форма образования в школе Как сделать 40 (45) минут детской жизни насыщенными и интересными? Как привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию? Как «научить ученика учиться»? Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урокаГигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияХарактерис-тикаРациональный уровеньНедостаточно рацио-нальныйНерацио-нальныйПлотность урокаКоличество времени, затраченное школьником на работуНе менее 60% и не более 75-80%85-90% Более 90% Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияХарактерис-тикаРациональный уровеньНедостаточ-но рацио-нальныйНерацио-нальныйКоличество видов учебной деятель-ностиВиды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слуша-ние, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание,Списывание и др.4-72-31-2 Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияРациональ-ный Недостаточно рациональныйНерацио-нальныйНе более 10 мин.11-15 мин.Более 15 мин.Средняя продолжи- тельность и частота чередования видов деятельности Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияХарактеристикаРацио-нальный уровеньНедостаточно рацио-нальныйНера-циональныйКоличество видов пре-подаванияВиды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный Не менее3-х21 Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияХарактерис-тикаРациональный уровеньНедостаточно рацио-нальныйНерацио-нальныйЧередование видов преподава-нияПлотность урокаКоличество времени, затраченное школьником на работуНе позже, чем через 10-15 мин.Не менее 60% и не более 75-80%Через 15-20 мин. 85-90% Не чере-дуютсяБолее 90% Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияХарактерис-тикаРациональ-ныйНедостаточ-но рацио-нальныйНерацио-нальныйНа 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностьюОтсутст-вуетНаличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровленияФизкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияХарактерис-тикаРациональныйНедостаточ-но рацио-нальныйНерациональныйНа 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностьюОтсутст-вуетНаличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровленияФизкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровьесбереже-нияХарактерис-тикаРациональ-ныйНедостаточ-но рацио-нальныйНерациональныйНа 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностьюОтсутствуетПсихологический климат- Эмоциональный климат на уроке;- Эмоциональная мотивация в начале урока; Создание ситуации успеха (в ситуации трудной задачи «Не боюсь»);Доброжелательное отношение , улыбка;- Избегать конфликтов. Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Критерии здоровье- сбереженияХарактерис-тикаРациональныйНедостаточ-но рацио-нальныйНерациональныйОпределяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Не ранее 40 минНе ранее 35-37 мин.До 30 мин.Момент наступления утомления учащихся по снижению активности Требования к проведению физкультминутокКомплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Виды физкультминуток:Упражнения для снятия общего или локального утомления;Упражнения для кистей рук;Гимнастика для глаз;Гимнастика для слуха;Упражнения корректирующие осанку;Дыхательная гимнастика . “Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение. Я скажу себе, друзья,Не боюсь я никогдаНи диктанта, ни контрольной, Ни стихов и ни задач,Ни проблем, ни неудач.Я спокоен, терпелив,Сдержан я и не хмурлив, Просто не люблю я страх, Я держу себя в руках ! Темп и особенности окончания урока: Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Недопустима задержка в классе после звонка на перемену;Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:состояние и вид учеников, выходящих с урока; состояние учителя. Результат : Снижение утомляемости Повышение продуктивности, работоспособности Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия. Нетрадиционные уроки с использованием здоровьесберегающих технологийУрок- исследованиеУрок-соревнование;Урок – ролевая игра;Урок – проект;Урок творчества;Урок – коммуникация;Урок – путешествие;Урок с имитацией публичных форм общения;Урок в традиционной форме внеклассной работы;Урок- сюрприз;Интегрированные уроки. Здоровье – это не все,Но все без здоровья - ничто. Сократ Спасибо за внимание!