Статья: Причины лжи в старшем дошкольном возрасте


Причины лжи детей старшего дошкольного возраста
10
Наступает определенный период, когда ребенок начинает осознавать, что есть вещи, которые выглядят непривлекательно в своем истинном виде. В таком случае, полагает он, лучше сказать неправду. Это замечательная возможность избежать проблем. Ребенок еще не может в силу своего возраста осознать, что ложь- это начало самых серьезных проблем в отношениях родителей с их детьми, и самая главная из которых - доверие. У лжи может быть много объяснений, но она всегда означает одно: наступление нового этапа в развитии вашего ребенка.
Отношение к детскому вранью может быть различным. Однако следует помнить, что если ребенок лжет постоянно, то потом ему будет очень сложно остановиться. Детская ложь сначала забавляет, а потом начинает огорчать. Что приводит малышей к тому, что они начинают лгать.
Многие дети способны к осознанной и продуманной лжи уже в старшем дошкольном возрасте, и зачастую первый обман ребенка производит на родителей большое впечатление. Они привыкают к забавной наивности поведения ребенка, и вдруг выясняется, что ребенок может быть нечестен в чём-то. Многие родители сразу начинают думать, что ребенок «испортился», что они упустили какие-то моменты в воспитании, кто-то просто наказывает ребенка. Между тем, это совершенно обычное явление, свидетельствующее о нормальном интеллектуальном развитии ребенка, нужно только правильно воспринять новый опыт во взаимоотношениях с ребенком и постараться понять причины, подтолкнувшие его к обману. Беспричинной лжи не бывает, исключения составляют лишь случаи патологических отклонений, требующих психотерапевтического лечения.
Детскую ложь можно разделить на несколько категорий, в соответствии с причинами, вызвавшими её.
Для начала нужно разграничить детскую ложь и фантазирование. Фантазии ребенка характеризует его эмоциональную сферу, его желания, которые он не всегда может выразить словами. Для лжи характерно целеполагание и мотив, это сложный интеллектуальный процесс. Детские выдумки и фантазии бывают спонтанны и на первый взгляд  никак не обоснованны, но внимательный родитель всегда сможет извлечь из них что-то полезное -информацию о состоянии ребенка, его проблемах. Если ребенок много «выдумывает» в дошкольном возрасте - это не страшно, в возрасте 4-6 лет реальность и вымысел в сознании сосуществуют, с помощью фантазии ребенок учится мысленно воспроизводить ситуации, недоступные в реальности, овладевает навыками моделирования образа.
11
Е.Н.Чекушкина рассматривает в своей работе разновидности лжи:
1. Ложь ради самоутверждения. Ребенок приукрашивает свои качества, рассказывает о героических поступках, которых он на самом деле не совершал, выдает желаемое за действительное, приукрашивает. Иногда такая ложь случается просто в силу темперамента - к ней склонны «артистические натуры», дети - экстраверты. Как правило, так ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Также подобные поступки характерны для детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе.
2. Ложь из страха. Зачастую дети лгут потому, что взрослые не готовы принять неприятную правду - ещё одно следствие привычки многих родителей к идеализации. Типичная ситуация - ребенок признается в каком-либо проступке или действии, взрослый характеризует его негативно, но переносит  само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». Всё, дальше ребенок, элементарно в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим». Если ребенка наказывают - тем более. Родителям важно научиться воспринимать от ребенка и горькую правду в том числе. Тогда ребенок не будет лгать из страха, что его накажут.
3. Отдельная категория-ложь из чувства вины. Это те ситуации, когда ребенок берет на себя вину за поступок, который он не совершал. Если такое поведение замечено уже в младшем дошкольном возрасте, значит, что-то в семье не так, и психологический микроклимат далек от идеального. Подобное поведения свидетельствует о ранних проявлениях комплекса неполноценности.4. Дурной пример. Здесь все понятно - ребенок просто копирует модели поведения взрослых или сверстников.
12
5. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики -  например, ребенок не выдает совершившего проступок товарища и лжет чтобы спасти того  от наказания. Также это  характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и  ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).6. «Соревновательная ложь». Когда ребенок жульничает, например в игре. Характерна для возраста 5-6 лет, так как именно в это время складываются и укрепляются различные групповые отношения - в семье, в детском саду. Ребенок приобретает статус в каждой из групп. Чтобы повысить статус, стать лидером, ребенку приходится идти на всяческие ухищрения, подчас нечестные, с точки зрения морали.
7. Настоящая, продуманная и осознанная ложь встречается все-таки у маленьких детей не так часто. Если же ребенок в раннем возрасте часто и продуманно лжет, это свидетельствует об определенных психологических проблемах.Таким образом, психологи называют следующие причины лжи детей старшего дошкольного возраста: недоверие ко взрослым, желание самоутвердиться, фантазия, личные проблемы, защита другого человека или своего внутреннего мира, страх разочаровать взрослых, попытка избежать наказания, стремление привлечь к себе внимание, защита от стрессовых ситуации и дурной пример окружающих.
На основе этого мы выделили разновидности детской лжи:
Осознанная ложь

«Соревновательная ложь»

Виды лжи
Ложь из страха
Ложь ради самоутверждения
Ложь из чувства вины
Отрицательный пример
Ложь во спасение

14
Рис. 1. Основные виды детской лжи