Статья Музыкально – театральная деятельность как одно из средств развития речи для детей с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте.



Музыкально – театральная деятельность
как одно из средств развития речи для детей с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте.

Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия с другими людьми. В психологии общения определяется как «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Каждый человек обладает индивидуально-психологическими особенностями. Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому для развития речи у детей с ОВЗ целесообразно использовать игру. Дети с проблемами в речевом развитии свои игровые действия сопровождают примитивной речью, которая не имеет эмоциональной окраски. Они часто демонстрируют однообразную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и их эмоциональное состояние. Это вызвано не достаточным жизненным опытом детей, низкой познавательной активностью. У таких детей отсутствует творческое воображение, нарушена не только речь, но их эмоционально – волевая сфера.
Чтобы справиться с данной проблемой, мы решили создать условия, способствующие организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками уделить особое внимание речевой, музыкальной и театрализованной деятельности. Музыкально-театрализованная деятельность способствует развитию и коррекции всех психических и познавательных процессов. Сказки развивают у детей память, расширяют словарный запас, автоматизируют звукопроизношение, идет развитие просодической стороны речи, ее эмоциональная окраска.
Средствами музыкально-театральной деятельности, дети учатся преодолевать свои комплексы. У них вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе, а главное дети могут выразить мысли словами, более расширенно составить диалоги. Элементы музыкально-театральной игры должны вестись в системе, во всех видах деятельности: на занятиях, развлечениях, в свободной деятельности. Тесная связь работы проходит между музыкальным руководителем, учителем – логопедом и воспитателем.
Основным принципом совместной работы является, взаимосвязь речи с музыкой и движением. Совместные занятия составлены с опорой на лексические темы. Например, через сказки «Музыкальный теремок», «Рукавичка» раскрываются следующие темы «дикие животные» и «зима». Темы «посуда», «мебель» раскрываются в сказке «Три медведя». Многократные повторения изучаемого материала в различных видах деятельности способствует лучшему запоминанию, выработке двигательных, речевых, певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Занятия строятся в форме театрализации сказок, сюжетно-ролевых игр, посиделок, которые создают эмоциально-доброжелательную атмосферу совместного творчества.
Прежде чем начать работать музыкально-театрализованной деятельностью, мы изучили различные методические рекомендации: Караманенко Ю.Н. «Театр для малышей»; Т.Н. Дороновой «Играем в театр»; Н.Ю. Картушиной «Логоритмика»; Л.Н. Ермолаевой «Говорим играя»; Н.Ю. Картушиной «Коммуникативные игры для дошкольников». Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, нами был составлен перспективный план на учебный год для работы всех специалистов и родителей. Например: в ноябре по теме «Дикие животные» проигрывали сюжет сказки «Теремок» с использованием сначала кукольного театра, а затем драматизации самой сказки. Подобрали театрализованные этюды по теме, дидактические игры наглядное пособие, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы.
Перспективный план работы над театрализацией сказки «Теремок».
Логопед Воспитатель
Музыкант Родители
Рассматривание картины о диких животных
Выделение характерных особенностей, повадок, описание животных
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Кто идет?»
Работа над звуком «з» через потешку Знакомство со сказкой;
Проводит игры с использованием настольного театра;
Пальчиковая гимнастика «Веселые зверята»;
Апликация: «Заяц», «Медведь», «Волк»,
«Лиса»


Разучивание песен, подпевок;
Речевые игры с музыкальными инструментами;
Музыкально-дидактическая игры: «Какой у кого голосок»; « Кто в домике живет?»;
Слушание: А.Сен-Сан «Музыкальные картинки» о животных
Упражнения по системе Емельянова на пропевание гласных звуков и на дыхание Просматривание мультфильмов;
Закрепление текста по сказки;
Работа по заданию логопеда в логопедической тетради.
Таким образом, совместная работа педагогов и родителей, помогает достичь больших результатов в ознакомлении детей с дикими животными, природными явлениями, дети знакомятся с произведениями русского народного творчества, где упоминаются персонажи животных, также учатся понимать идейное содержание произведений, пословиц и поговорок, учатся оценивать поступки животных. У детей формируется познавательный интерес к литературе, воспитывается чувство справедливости, бережное отношение друг к другу, к земле и ее обитателям. А также развивается память, внимание, мышление, координация движений и двигательная активность, выразительность и темп речи, сила голоса, нормализуется лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и правильное произношение.
Приложение.
Дидактическая игра: «Что изменилось? Кто спрятался»
Цель: закрепить обобщающее понятие дикие животные, использование предлогов «перед», «за», «между», развивать зрительную память, способность ориентироваться в пространстве.
ХОД ИГРЫ:
Перед детьми выставляются игрушки изображающие диких животных и их детенышей по команде дети закрывают глаза. В это время педагог меняет месторасположение игрушек или убирает какую-либо из них. Дети должны объяснить, что изменилось, используя в своей речи предлоги.
Музыкально-дидактическая игра для развития музыкально-слуховых представлений «Зайди в теремок».
Цель: совершенствовать вокально-слуховую координацию.
Оборудование, материал: макет теремка; карточки с изображением лягушки и мышки.
ХОД ИГРЫ:
Если дети видят лягушку, надо попасть в теремок и пропеть интервал – чистую квинту. Если видят мышку, то пропевают поступенное движение от первой ступени к пятой.
Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма « Лесное эхо».
Цель: упражнять в точной передаче ритма.
ХОД ИГРЫ:
Музыкальный руководитель произносит слова, дети вторят ему хлопками.
Ой, какой дремучий лес!
Лес, лес, лес, лес. IIII
Здесь ели, сосны до небес!
Бес, бес, бес, бес. IIII
C веток нам тихо шепчут шишки:
Шишки, шишки, шишки, шишки. IIIIIIII
“У нас в гостях сейчас детишки!»
Тишки, тишки, тишки, тишки. IIIIIIII
Пальчиковая игра.
«Зайка»
По лесной лужайке
Легко ударяют пальцами
Прыгал серый зайка. правой рукой по левой ладони
Ушками шлеп-шлеп, показывают ушки.
Ножками топ-топ! Топают ногами.
Он к пенечку прибежал, ритмично шлепают по коленям.
Лапочками застучал:
«Тра-та-та! Тра-та-та!
Жизнь у зайки – красота!
Не боюсь я никого, Качают указательным пальцем
вправо-влево.
Даже волка самого. Ладошками показывают, как волк
стучит зубами.
Как услышим волчий вой –
Убежим скорей домой!» «Бегают» пальчиками по коленям.
Театральный этюд.
Елизовета, здравствуй!
Как дела зубастый?
Ничего идут дела, голова ещё цела. А где ты была?
На рынке.
Что делала?
Купила свининки.
А ещё?
Гусей считала, 1,2,3,4,5.
А где гуси?
У меня в желудке.
Ах, ты без меня съела. Ну, погоди….
Литература:
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду – Волгоград: Учитель, 2011
Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театральная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: Линка-Пресс, 2006.
Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. – Москва «Скрипторий 2003» 2014
Влияние специфических особенностей вокальной педагогики на сохранение и укрепление здоровья обучающихся вокальном кружке.Каждый период развития общества расставляет свои приоритеты, которые меняются с течением времени и в зависимости от различных факторов. Здоровье остается неизменным, а в наше время и наиболее важным приоритетом.
Очень важно начинать заниматься с ребенком укреплением здоровья уже с раннего возраста, тем самым приучая его к здоровому образу жизни. Насколько занятия пением способствуют этому? Ответ на этот вопрос дают неоднократные исследования в области физиологии и музыкально-акустической терапии, отраженные в работах Заслуженного деятеля искусств В.Буланова («Как пение способствует развитию различных весьма полезных качеств личности»), Академика Олега Машкова и других исследователей.
Одна из глав вышеназванной работы В.Буланова носит название «хочешь быть здоровым – пой!». В ней Валерий Георгиевич опирается на физиологические труды доктора медицинских наук, профессора и члена Российской Академии естествознание Шабунина Р.А.
По образному выражению ученых гортань – второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм.
Буланов рассматривает несколько аспектов влияния пения на организм.
- В пении принимает участие не только голосовой аппарат, но и весь организм поющего.
- При пении происходит некоторое повышение температуры тела, что в сочетании с активной работой мышц, корпуса и улучшением кровотока улучшает обменные процессы в организме.
- Разночастотные вибрации, звуковые волны во время пения пронизывают весь организм поющего, улучшают кровообращение, способствуют «дыханию» и очищению клеток в первую очередь головного мозга.
- При пении улучшается и «дыхание» стенок сосудов, регулярная вокальная тренировка способствует сохранению их эластичности.
- Во время пения, как и во время танца, нервная система человека вырабатывает гормон радости эндорфин, дающий прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Это порождает эмоции успеха, создает положительное отношение к жизни. Поющих детей отличает эмоциональная наполненность, уверенность в себе.
- Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний.
- Вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов, способствующее их функционированию и оздоровлению. Активная диафрагма воздействует на печень, предотвращая застой желчи и воспалительные процессы, а также улучшает работу органов брюшной полости.
- Вокальные занятия активизируют гормональную функцию организма и способствуют оптимальному, сбалансированному выбросу гормонов кровь поющего, повышают иммунитет и стрессоустойчивость человека.
- Занятия пением совершенствуют речевую функцию человека, делая голосовой аппарат более сильным, тренированным, выносливым.
- Вокал имеет логопедическую функцию. Дети, поющие в хоре, за год-два расстаются с многими признаками речевых дефектов – искаженным произношением или подменой согласных, различными пришепётываниями и функциональной картавостью.
- Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких, способствующая снятию в них застойных явлений. У людей, систематически занимающихся вокальной тренировкой, увеличивается жизненная емкость легких, что добавляет организму запас прочности, предотвращает заболевания дыхательного аппарата, развивающиеся в результате воздействия неблагоприятных экологических факторов.
- Занятия вокалом способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы. Пение – отличный способ психической саморегуляции, снятия стрессов, поддержания равновесия расхода мышечной и нервной энергии, эмоциональной стабильности.
Поющего человека отличает хорошее самочувствие, высокая работоспособность, уверенность в себе и психологическая стабильность.
Из сказанного следует, что вокальный кружок, несомненно, является «группой здоровья», причем группой комплексного и поэтому, очень эффективного терапевтического и психологического воздействия.