Анкета для учащихся Диагностика индивидуальных особенностей учащихся


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Краснянская основная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области»
Учитель химии: Калабанова Надежда Александровна.
Диагностика индивидуальных особенностей учащихся
Цель: выявить индивидуальное отношение уч-ся к изучению химии.
Анкета для учащихся
1.Как вы считаете, какой из предложенных предметов – русский язык, литература, биология, физика, география, химия, математика, история – является наиболее сложным для вас?2.Подумайте, почему названный вами предмет является для вас трудным?
3.Из перечисленных в первом вопросе предметов, назовите самый любимый предмет.
Анализ результатов анкетирования учащихся

Номер вопроса Ответ
8 класс
(8 человек) 9 класс
(5 человек)
1.
2.
3.
«Химия – самый трудный предмет»
«Не понимаю»
«Не хочу учить»
«Не понимаю учителя»
«Химия – самый любимый предмет» 55
11
-
-
33 20
20
-
-
80
Таблица «Соотношение эмоциональных проявлений и познавательной активности учащихся» (9 класс)
Характер отношения эмоциональных проявлений и познавательной активности Количество учащихся (%)Характеристика представителя каждой группы
до эксперимента после эксперимента 1 2 3 4
Единство позитивных эмоций и высокой познавательной активности
Преобладание позитивного эмоционального отношения, но слабое проявление познавательной активности (в случае поддержки со стороны)
Эмоционально-нейтральное отношение, выполнение обязанностей по необходимости
Негативное отношение, познавательная инертность 40
33
33
33 66
33
33
33 Наташа Т, Анна К имеют высокий уровень развития познавательного интереса. К химии проявляют глубокий теоретический интерес.Им интересно решать задачи нестандартные «с изюминкой». Их увлеченность предметом помогает легко преодолевать возникающие временные трудности. На уроке всегда в хорошем настроении, испытывают удовольствие от любых форм занятий по предмету.
Екатерина Т на уроке исполнительна– выполняет все требования учителя. Но решить задачу или сделать вывод по практической работе самостоятельно не в силах, лучше спишет у сильного ученика. Проведенные опыты несколько оживляют ее, но понимать химизм процесса ей не интересно.
Максим Л негативно относится к предмету: «ничего не понимаю», «зачем все это придумали» и т. д. – вот его основные реплики на уроке. Он может поговорить о чем угодно, но не об изучаемом предмете, сделать же запись в тетради или, тем более, прочитать параграф для него настоящее мучение.
Елена З на уроке исполнительна– выполняет все требования учителя.
Примеры включения эмоционально – значимых ситуаций в содержание урока.
СИТУАЦИЯ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Большую часть свободного времени, судя по проведенному анкетированию, старшеклассники проводят сидя у телевизоров. Предпочтение они отдают различным развлекательным ток-шоу. В сельской среде утерян культ книги. С другой стороны, современный уровень естественнонаучных дисциплин отличает теоретическая глубина, аксиоматическое построение ряда положений, символический и модельный характер. Подача такого материала в неизменной, не переработанной форме приведёт только к негативному отношению учащихся, что на первоначальном этапе обучения нежелательно. Изложение материала на основе традиционной методики мало привлекает учащихся и, уж тем более, не вызывает у них интереса к предмету.
Например, урок химии в 8 классе на тему «Атомно-молекулярное учение». Учащиеся с трудом усвоили, что такое атом, а теперь им необходимо понять, как образуются молекулы. В своей жизни ребята никогда не увидят и не «потрогают» их руками. Следовательно, необходимо вызвать в их сознании эмоционально-мыслительную ассоциацию. Мы нашли этот «мостик» – гипотеза происхождения Земли и включили её в качестве презентации темы. Причем, представили её не только вербально, а оформили её в ярких слайдах в сопровождении оригинальной инструментальной музыки. Дальнейшее теоретическое рассмотрение темы урока не вызывало затруднений, так как практически все учащиеся класса испытав одновременно эмоцию удивления и интереса, в дальнейшем активно включались в изучение вопроса. Воспринимаемый трудно материал оказался вполне понятным. Заменив сухие рассуждения наглядным эмоционально-образным представлением, учитель добился гораздо большего успеха. Учащиеся заинтересовались проблемой и точнее воспринимали её сущность.
СИТУАЦИЯ 2. Художественный образ
Предлагаемая эмоционально-значимая ситуация предполагает для эмоциональной насыщаемости уроков, лучшего восприятия и запоминания учебного материала использовать элементы художественной литературы, поэзии, ярких цитат, устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок). Данный путь, помогает сельскому учителю на практике осуществлять интеграцию науки с культурой.
Безусловно, применение художественного образа на уроках химии не самоцель, а эффективный прием, украшающий содержание теоретического материала.
СИТУАЦИЯ 3. ИГРА
Для создания новой мотивационной направленности могут быть использованы дидактические игры, аукцион знаний, решение химических кроссвордов, авторами которых являются чаще сами учащиеся и т.д. Например, в начале урока изучения нового материала объявляем аукцион знаний. Дух состязательности и соперничества мотивирует учащихся на активную познавательную деятельность.
СИТУАЦИЯ 5. ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Ни один урок у восьмиклассника не проходит без яркого демонстрационного или лабораторного опыта. Словесные описания характера опасности взрыва «гремучей смеси» на уроке «Химические свойства водорода» не смогут заменить его демонстрации. Взлетающая к потолку консервная банка, заполненная смесью водорода и кислорода, оглушительный звук взрыва на долго остаются в эмоциональной памяти ребят.