Методические рекомендации по оформлению методических указаний в ГАПОУ Камышинский политехнический колледж

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ «КАМЫШИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













Методические рекомендации

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ



















Камышин
2015





Методические рекомендации по оформлению методических указаний. /Составитель старший методист, кандидат пед. наук А.Ф. Казакова. Камышин, - 2015, 20 с./
/





Методические рекомендации по оформлению методических указаний предназначены для инженерно-педагогического состава ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж»

























СОДЕРЖАНИЕ

Введение


Виды методических указаний


Структура методических указаний


Общие требования к оформлению методических указаний


Список литературы


Приложения




ВВЕДЕНИЕ

Современные запросы рынка труда требуют новых подходов к профессиональной подготовке специалистов различных сфер всех уровней, в том числе среднего звена. Конкурентоспособному специалисту нового поколения уже недостаточно обладать базовыми профессиональными знаниями и умениями, ему необходимы компетентное владение профессиональной деятельностью на уровне мировых стандартов, мобильность, способность к профессиональному росту.
В сложившихся условиях возрастает необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Данное обстоятельство активизирует поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов: обновляется содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса.
В современной профессиональной подготовке специалистов среднего звена необходимо учитывать современные приоритеты развития субъекта-профессионала, обусловленные системным характером трансформационных процессов в обществе и экономике.
Кроме того, система СПО обладает возможностями для инновационной профессиональной подготовки студентов разных специальностей к быстрому реагированию на изменения в сфере профессиональных функций и технологий.
В свете современных требований ФГОС СПО преподаватели должны знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать названные комплексы и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса.
Цель данных методических рекомендаций - оказать преподавателям ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж» методическую помощь в разработке учебно - методических документов, которые являются необходимым условием обеспечения образовательно-воспитательного процесса в колледже.
Данные рекомендации содержат пояснения о видах методических указаний, отражают их структуру, разъясняют содержание отдельных элементов и общие требования по оформлению.


1. ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Методические указания - учебное издание объемом менее 2 п.л., содержащее материалы по методике выполнения лабораторных, курсовых, дипломных и т.п. работ.
Основной целью методических указаний является подготовка обучающихся к самостоятельному использованию научных методов при решении типовых и/или нетиповых задач теории и практики.
Методические указания предназначены для решения задачи обучения, воспитания и развития обучающихся и должны соответствовать:
действующим ФГОС по специальностям и профессиям;
правилам оформления и составления методических указаний;
современному уровню развития знаний с точки зрения методов исследования, теорий, гипотез, фактов.
Материал в методических указаниях должен быть изложен в ясной, доступной и последовательной форме.
В соответствии с ГОСТ 7.60–2003, методические указания определены как разновидность учебно-методического пособия малого объема с определенным видом содержания.
При разработке методических указаний следует обращать внимание на отличие данного жанра учебно-методического издания от методических рекомендаций. При этом в качестве основного отличия выступает характер материала если материал носит характер требования, предполагает неукоснительное соблюдение рекомендуемых норм, пропорций, размеров, алгоритма действия и др., то жанр определяется как методические указания.
Если материал рекомендуется к использованию, а адресат (студент или преподаватель) может выполнить требование или не выполнить, тогда данный жанр определяется как методические рекомендации.
Составление методических указаний необходимо для подготовки студентов к лабораторным работам, практическим занятиям, проведения расчетов, чертежей и т. п.
В качестве основных выделяют:
Методические указания для подготовки семинарским занятиям
Данные методические указания содержат следующие элементы:
аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, литература, приложения, списки сокращений и условных обозначений);
аппарат организации овладения практическими умениями и навыками (содержание семинарских или практических занятий; примеры решения задач или ответов на проблемные вопросы; перечень задач, упражнений и вопросов, соответствующих рассматриваемой теме занятия, тематика творческих заданий и др.).
Методические указания для подготовки к лабораторным работам.
Предназначены для оказания помощи студентам по выполнению лабораторных работ в объеме определенного курса или его раздела. Данные методические указания могут содержать следующие элементы:
аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, литература, приложения);
аппарат организации проведения лабораторных работ (тематика лабораторных работ, цели и задачи их проведения, краткие теоретические сведения; последовательность выполнения лабораторных работ; задания, методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, контрольные вопросы; рекомендуемая литература).
Несмотря на общую структуру, методические указания могут иметь различный вид:
учебник (воспроизводит логику и структуру примерной программы, соответствует ее требованиям, содержит необходимый материал для освоения всех тем и основных вопросов программы, организует самостоятельную работу обучающихся);
учебное пособие (охватывает не все вопросы программы, ориентировано на повествовательное изложение учебного материала или на организацию самостоятельной работы обучающихся);
методическое пособие (содержит систему советов, рекомендаций, комментариев, вопросов, заданий, организующих работу обучающихся с различными типами заданий, используя которые, они изучают тот или иной предмет, а также выполняют контрольные, творческие, самостоятельные, курсовые, дипломные работы, готовят реферат);
инструкции (издание, ориентированное на организацию самостоятельной работы обучающихся);
рабочая тетрадь (издание, ориентированное на организацию выполнения студентами различных заданий и призванное отразить на своих страницах результаты их работы);
задачник (содержит систему репродуктивных и творческих индивидуальных и групповых вопросов и заданий);
решебник (содержит образцы и «ключи» решения репродуктивных и творческих задач и выполнения заданий);
учебный справочник (справочник, специально созданный для использования по тому или иному учебному предмету или группе предметов);
учебный словарь (словарь, специально созданный для использования в процессе обучения по тому или иному предмету или группе предметов);
сборник тестов (тестовых заданий), направленных на промежуточный и итоговый контроль обучения предмету;-
учебно-методическое пособие (издание, синтезирующее в себе различные виды учебно-методических изданий, может включать как минимум программу предмета, элементы учебного и методического пособия и др.).
Каждый вид представленных материалов должен сопровождаться рецензией, в которой отражаются сведения об актуальности, степени соответствия требованиям заявленному виду учебно-методического пособия, образовательный потенциал представленного материала, результативность использования или предполагаемая эффективность ее использования в учебном процессе, отличие рукописи от других материалов по данному предмету, рекомендации по доработке.

2. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

В общем случае методические указания должны содержать элементы, представленные в таблице 1:
Таблица 1
Основные элементы методических указаний
Название элемента
Пояснения

Обложка
Обложка не является обязательным элементом МУ и выполнятся при необходимости.

Титульный лист
Титульный лист должен содержать:
наименование федерального агентства (КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ);
наименование организации (ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж»);
заглавие – отражает объект методического указания, оформляется прописными буквами;
подзаголовочные данные – вид документа или вид издания, оформляется строчными буквами; допускается сначала указывать вид документа (методическое пособие, учебно-методическое пособие и т.п.), а затем учебный предмет или курс, которому он принадлежит и другие необходимые данные, по мнению автора;
место и год издания (Камышин, 2015).
Оборотная сторона титульного листа содержит:
инициалы и фамилию автора(ов), название работы, место издания, год издания, количество страниц (Методические рекомендации по оформлению методических указаний. /Составитель старший методист, кандидат пед. наук А.Ф. Казакова. Камышин, - 2015, 20 с./);
аннотацию – 3-5 предложений о назначении данного указания;
инициалы, фамилия рецензентов.

Содержание
Содержание включает номер и наименование разделов и подразделов, с указанием номеров страниц; содержание может быть помещено после титульного листа или после списка литературы

Введение
Введение должно отражать:
актуальность разработки данного методического указания;
учебно-практическую или научную ценность;
какое место занимает методическое указание в процессе подготовки специалистов;
логическую структуру МУ;
особенности использования МУ.

Основная часть
Указываются знания и умения, которые необходимы пользователю для выполнения данной работы, необходимо дать разъяснение или поэтапный порядок, алгоритм, формы и методы по выполнению данного задания.
Кроме того, приветствуются советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса

Заключение
Заключение МУ представляет собой итоговый синтез полученных результатов и не должно подменять механическим суммированием выводов.

Список использованной литературы
Список литературы должен включать все использованные источники, которые следует располагать по алфавиту (используется сквозная нумерация). Перечень зарубежных работ (на иностранном языке) приводится в конце списка. Работы одного автора располагаются в хронологическом порядке.
В описание каждого источника входит:
фамилия и инициалы автора, полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.), после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о том числе томов (отдельно опубликованных частей), если таковые имеются, после тире - название города, в котором издана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, без кавычек, опуская слово «издательство», и, наконец, после запятой, год издания без слова «год». Например: Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997.
Для целого ряда городов, в которых издается особенно много литературы, приняты специальные сокращения. Например: М. - Москва, Л.¬Ленинград, СПб. - Санкт-Петербург, К. - Киев, С. - София (Болгария), Р. - Париж, В. - Берлин, L- Лондон.
Научные статьи представляются в таком порядке: фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год и номер выпуска, страницы (начала и окончания статьи). Например: Поляков В.А. Трудовая подготовка школьников и условия перехода к рынку // Школа и производство. - 1999. - № 2.-с. 3-5.
Диссертация или автореферат диссертации оформляются в списке как отдельная книга, но дополнительно указывают, что это диссертация или автореферат. Кроме этого, нужно внести сведения о месте защиты диссертации, указать год защиты и количество страниц. Например: Плаксина И.В. Формирование профессионального самосознания студентов физкультурного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2003. - 18 с.

Приложения
Оформляются обычно как продолжение основной работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слово «Приложение», написанного прописными буквами или первая прописная следующие строчные. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Нумерация приложений сквозная, например, «Приложение 1».
Рисунки и таблицы нумеруются в пределах каждого приложения. Например: Рис. 1.2 (второй рисунок первого приложения).
При большом объеме приложения можно оформить в виде отдельной части (альбома). На титульном листе этого альбома делают такую же надпись, как и на методическом указании, лишь добавляют прописными буквами «ПРИЛОЖЕНИЕ».


Так как отдельно были выделены наиболее распространенные виды методических указаний (по подготовке к семинарским занятиям и лабораторным работам), то далее приведены примерные структуры и пояснения к отдельным элементам данных структур.
Примерная структура методических указаний по подготовке к семинарским занятиям содержит титульный лист, оборотную сторону титульного листа, содержание, предисловие.
В данном случае содержание отражает:
перечень практических (семинарских) занятий по отдельным темам (тема занятия и его порядковый номер);
план (содержание, основные вопросы темы);
практические задания,
вопросы для обсуждения и т.п.;
список задач, упражнений (при этом возможно разбиение заданий на уровни);
темы творческих заданий;
рекомендуемая литература (основная и дополнительная) с указанием глав, параграфов, страниц;
рекомендации по изучению темы.
Дополнительно можно включать в схему следующее: цель и задачи изучения темы; основной понятийно-терминологический аппарат темы, формулы; образцы решения задач или ответов на поставленные вопросы, ответы и указания к задачам и упражнениям; требования к уровню подготовленности студентов; контрольные вопросы для самопроверки; описание последовательности работы по подготовке к занятию и по выполнению домашнего задания; задания для микропреподавания. По каждому занятию возможно предварительное изложение базовых теоретических понятий и формул или конкретных ссылок на материалы из рекомендуемой литературы.
Содержание лабораторных работ должно отражать тему, цель и задачи работы, рекомендуемую литературу (с указанием глав, параграфов, страниц), краткий теоретический материал, схему выполнения лабораторной работы, задания, контрольные вопросы.


3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Технические требования к оформлению текста методических рекомендаций:
формат А 4;
поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см;
номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на титульном листе не ставится;
шрифт -Times New Roman;
высота шрифта-12 (14) кегль;
красная строка -1,25 см;
межстрочный интервал - одинарный или полуторный;
исключить переносы в словах;
выравнивание текста - по ширине;
необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.
Опечатки; стилистические, грамматические, орфографические, ошибки допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской.
Сокращения слов по ГОСТ 7.12. Например, сокращения при перечислении (и др., и пр., и т.д., и т.п.) применяются в конце предложения. Допустимо их использование и в середине предложения, если далее нет согласуемого с ним слова. Например: Рисунки, чертежи и т.п. оформляют подобным образом. Сокращение слова «имени» - им. - используется в названиях учреждений (например: МГУ им. М.В. Ломоносова). Сокращение слова «город» - г. недопустимо использовать в начале предложения, а сокращение слова «область» - обл. - обычно ставится после названия области при написании его в скобках (Рязанская обл.). Широко используемые сокращения рис., табл., с, п., пп. применяются при ссылках и всегда только с цифрами. Общепринятые аббревиатуры (МГУ, ЭВМ и др.) и специальные, но широко распространенные в определенной области науки (ГОУ, ИПКРО и др.), не требуют специальной расшифровки в тексте. Если применяемые аббревиатуры мало известны, то при первом упоминании о них в тексте приводят полное название, а рядом в скобках дают буквенную аббревиатуру и далее используют уже только её.
Знаки №, % и др. применяются только в сопровождении цифр, в тексте их пишут словами, например: процент, номер, логарифм и т.д.
Ссылка или ссылки на те или иные источники оформляются так: идет текстовый анализ, затем ставятся скобки [ ], в скобках указывается номер или номера источников по списку литературы. Например: как показали исследования Л.С. Выготского [34], младший школьный возраст сензитивен для развития мыслительных процессов учащихся.
Цитаты, приведенные в тексте, следует заключать в кавычки и указывать также в скобках не только номер источника, но и страницы. Например: «Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожидания» [2, 115].
Иногда в скобках указываются фамилии ученых, чья точка зрения приводится выше. В таком случае перечисление фамилий осуществляется в скобках вида ( ). Например: Основы решения данной проблемы заложены в трудах многих ученых (Л.В. Байбородова, Л.И. Маленкова, С.Д. Поляков, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова и др.).
Если методическое указание делится на разделы (главы) или подразделы (параграфы), то они нумеруются и номер подраздела (параграфа) включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. Например: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер подпункта, разделенные точкой: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. после номера раздела, подраздела, пункта точка в тексте не ставиться. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Пример:
а)____________
б) ____________
1) ________
2)________
в) ____________
Часто возникает необходимость внесения в основную часть методического указания графического материала (иллюстрации, схемы, модели, таблицы, диаграммы, гистограммы, графики и т. д.).
Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно в пределах всей работы. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рис 1.5» (пятый рисунок первого раздела (главы)).

Рис. 2.1 Содержание формирующего этапа экспериментальной работы

Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблица это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок, тематический заголовок, головка (заголовок из подзаголовков и граф), горизонтальные ряды (строки), боковые заголовки строк, графы (колонки), сноска или примечания. Если таблица большая и не умещается на одном листе, то ее переносят на следующую страницу. В данном случае заголовок таблицы не повторяется, нумеруются вертикальные графы. На следующей странице пишется слово «Продолжение» с указание номера (Продолжение Таблицы 1.3) и повторяется нумерация граф на следующей странице.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела (главы). В правом верхнем углу над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера, который должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера таблицы (нумерованный заголовок), например: «Таблица 3.4» (4-ая таблица 3 раздела). Заголовок и слово «Таблица» пишут с заглавной буквы, не подчеркивая. Рисунок или таблица размещаются после первого упоминания о них в тексте.
Таблица 1.1
Наименование










абс.
%
абс.
%



















Диаграммы, гистограммы и графики оформляются согласно ГОСТ Р 50-77-88.

Рис.2.1 Ценностные выборы учащихся экспериментальной и контрольной групп по методике «Подарок» на констатирующем этапе эксперимента


Рис. 2.4 Уровни ХХХХХХХХХ

Методические указания рассматриваются на заседании методической комиссии, согласовываются со старшим методистом и утверждаются председателем методического совета.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Введен 2004–07–01 - М. : Изд-во стандартов, 2003.
2. ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. Введен 1995–07–01 - М. : Изд-во стандартов, 1993.
3. ГОСТ 7.32 - 2002 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Введен 2002–07–01 - М. : Изд-во стандартов, 2002.
4. ГОСТ Р 50-77-88 ЕСТД. Правила выполнения диаграмм. Введен 1998–01–01 - М. : Изд-во стандартов, 1988.
5. Федосова И.В. Выполнение и оформление курсовой работы по дисциплине психолого-педагогического цикла: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Ирк.гос.пед ун-т», 2004.
6. Структура и оформление методических указаний: Методические рекомендации. /Составитель А.А. Пыхалов. – Иркутск: НМЦ, 1996. 1. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Введен 2004–07–01 - М. : Изд-во стандартов, 2003.
2. ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. Введен 1995–07–01 - М. : Изд-во стандартов, 1993.
3. ГОСТ 7.32 - 2002 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Введен 2002–07–01 - М. : Изд-во стандартов, 2002.
4. ГОСТ Р 50-77-88 ЕСТД. Правила выполнения диаграмм. Введен 1998–01–01 - М. : Изд-во стандартов, 1988.
5. Федосова И.В. Выполнение и оформление курсовой работы по дисциплине психолого-педагогического цикла: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Ирк.гос.пед ун-т», 2004 – 24 с.











13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1Заголовок 2,Заголовок 2 Знак15