Методические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями, воспитывающими детей с нарушением интеллекта.


Методические рекомендации
для воспитателей по взаимодействию с родителями,
воспитывающими детей с нарушением интеллекта

Методические рекомендации воспитателям по взаимодействию с родителями, воспитывающими детей с нарушением интеллект
Данные методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь воспитателям, работающим в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида, в организации работы по взаимодействию с родителями, воспитывающими детей с нарушением интеллекта. Практика показывает, что большинство родителей не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Работа с родителями воспитанников является важнейшим направлением деятельности воспитателей в коррекционной школе. Эффективность, которая в большей степени зависит от тесного взаимодействия педагогов и родителей, которая позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров. Главной задачей воспитателя является организация системы работы с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, успешно социализироваться.
Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа, формы и методы которой разнообразны. Основная и главная задача воспитателя - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работать с родителями обучающихся с отклонениями в развитии гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей.
При организации работы с семьями воспитанников в первую очередь следует учитывать:
1. Психофизические особенности воспитанников.
2. Их положение в семье.
3. Особенности методов воспитания детей с нарушением интеллекта.
4. Социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи.
5. Удаленность места жительства семей от школы.
В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.
В процессе обследования следует особо обратить внимание на следующие данные:
- общие сведения о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия семьи);
- культурный уровень, образование родителей, других членов семьи, их интересы;
- положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения);
- отношения семьи к коррекционной школе (считают ли родители целесообразным пребывание ребенка в данной школе, известны ли им задачи школы, как осуществляется дома трудовое воспитание, как организуется досуг, как представляют родители будущее ребенка, какова связь семьи с педагогами школы);
- наличие несемейного влияния на ребенка (соседи, друзья).
Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми воспитатель должен осуществлять корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь, ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания детей с нарушением интеллекта:
- с особенностями их психического развития;
- с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;
- с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;
- со специальными задачами коррекционной школы;
- с методами и содержанием воспитательной работы.
Родителям необходимо разъяснять в доступной форме, что задача коррекционной школы состоит в том, чтобы привить детям трудовые навыки, подготовить их к морально и физически трудовым нагрузкам на производстве, обеспечить усвоение ими элементарных знаний и норм культурного поведения.
Воспитателям необходимо формировать у родителей адекватную оценку возможностей и перспектив развития их ребенка. Одновременно укрепляя веру родителей в то, что их ребенок станет полезным членом общества.
Успех осуществления поставленных задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между родителями и воспитателем. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. Воспитатель должен обладать высокоразвитым чувством ответственности перед родителями за воспитание детей. Постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся, быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или, тем более, публичными отрицательными высказываниями о детях; уметь показать детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их авторитета. При организации совместной деятельности и общения воспитателя и родителей, целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Важным этапом в индивидуальной работе с родителями является посещение воспитателем семей учащихся.
Придя в семью, воспитатель знакомится с условиями, в которых живет воспитанник, с общей атмосферой в доме.
Из первого посещения воспитатель выносит представление, какой линии во взаимоотношениях с данной семьей нужно придерживаться, намечает ряд требований, советов и рекомендаций.
Придя в семью повторно, воспитатель обязательно проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Интересуется, что изменилось после первого посещения семьи. Главная задача – выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка. Получив дополнительные сведения, воспитатель уточняет для себя индивидуальные особенности ученика, в зависимости от этого может дать родителям какие-то новые рекомендации. В процессе последующего общения у родителей всегда возникает множество вопросов, которые они задают воспитателю.
Индивидуальные консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы, способствуют установлению тесной связи, постоянного контакта школы и семьи.
Содержание индивидуальных консультаций может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое просвещение родителей. В беседе с родителями воспитатель не столько утверждает, сколько советует, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. Беседуя с родителями, нужно не поучать, а подводить их к пониманию необходимости приобретения педагогических знаний. Для большей эффективности индивидуальных консультаций воспитателям целесообразно придерживаться ряда требований.

Требования к проведению педагогической консультации.
Консультация проводится по запросам родителей.
Проблема, которая будет обсуждаться, воспитателю должна быть хорошо известна и рассматриваться им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
В ходе консультации необходимо сравнивать ребенка только с ним самим, говорить только о его успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
Консультация по проблеме должна дать родителям реальные рекомендации специалистов, педагогов, воспитателя.
Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
При взаимодействии с родителями наиболее распространенными коллективными формами коррекционно-воспитательного воздействия считаются:
родительское собрание;
диспут-размышление по проблеме воспитания;
встреча родителей с администрацией школы;
дни открытых дверей и. т. д.
Одной из важных форм установления контактов является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся. Необходимость обучения обучающихся в этом типе заведения и формируя у них положительное отношение к школе, используют различные средства просвещения: знакомство со школой, посещение родителями уроков педагогов, выставок творческих работ, общешкольных праздников. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них возникает чувство благодарности школе, укрепляется вера в возможности детей. Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы педагогов и членов администрации. В процессе установления контактов с родителями родительские собрания необходимы:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае педагогам необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. 
- как консультативные по вопросам воспитания детей в семье, пропаганда специальных знаний. Часто на собрания приглашаю психолога, социального педагога, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это - консультации, а не претензии к родителям;
- совместные с обучающимися обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, и т.п.);
- показ "товара лицом", когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
Перед началом каждого собрания воспитателю необходимо провести подготовку, а именно:
-определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
-уточнить регламент, продумать ход собрания;
-разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
-продумать выставочный или информационный материал;
-определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить.
Для достижения наибольшего успеха во взаимодействии с родителями на родительском собрании, воспитатель может использовать следующие средства:
- расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
- определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание;
- умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.).
- придумать свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например:  снимать верхнюю  одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не "Катина мама..."
- использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы;
- опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;
- закончить собрание принятием конкретного решения.
С целью улучшения деятельности воспитателя по организации взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с нарушением интеллекта необходимо придерживаться принципов эффективного взаимодействия семьи и школы:
- помнить, что основная цель взаимодействия – воспитательное пространство для гармоничного развития каждого ребенка.
- воспитательные функции должны быть равномерно распределены: профессиональные функции воспитания возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей;
- педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций;
- взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу с просьбой о помощи;
- сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека;
- неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
- не претендовать на перевоспитание родителей принимать как данность семейные обстоятельства;
- не укорять родителей, семью в присутствии ребенка и других детей, не порицать ребенка в присутствии родителей.














15