Экспериментальная работа по внедрению педагогических здоровьесберегающих технологий в образовательном поле гимназии А.С.Пушкина.

Экспериментальная работа по внедрению
педагогических здоровьесберегающих технологий в образовательном поле
гимназии А.С.Пушкина.

Когда-то один из мудрецов пошутил, что «учитель может сделать для здоровья школьника больше, чем врач».
В этом высказывании –глубочайший смысл. Безгранично воздействие Учителя на подрастающего человека. Учителя, понимающего, что:
Нет ничего важнее здоровья;
В сравнении со здоровьем меркнет все остальное;
Заботиться о здоровье надо вовремя.
Коллектив гимназии всегда уделял здоровью самое серьезное внимание. Но по-настоящему эти вопросы решаются в последние годы, когда мы начали сотрудничать с интереснейшей и ярчайшей научной школой, наиболее последовательно решающей сегодня вопросы детского здоровья. Речь идет о Центре здоровьесберегающих педагогических технологий Гуманитарно-художественного института при нижегородской Академии строительного университета (ЗПТ ГХИ ННГАСУ), о многолетнем поиске целого коллектива под руководством талантливых нижегородских ученых: члена-корреспондента РАО Ю.А.Лебедева и профессора, доктора философских наук, Л.В.Филипповой.
Основная тема эксперимента – внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогическую систему. Работа по этой технологии преследует наиважнейшую цель – улучшение здоровья КАЖДОГО.
Коллектив успешно справился со множеством задач:
Продолжается совершенствование деятельности гимназии по освоению и внедрению здоровьесберегающих технологий;
Систематизируются и формируются потребности учащихся в здоровом образе жизни;
Постоянное взаимодействие гимназии и Центра.
Сегодня деятельность коллектива по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется в трех направлениях. Прежде всего было проведено обследование учащихся гимназии с целью выяснения отклонений в развитии детей. Специалисты Центра провели ортопедическое обследование и психологическую диагностику. Параллельно было организовано педагогическое наблюдение по основным видам деятельности учителями гимназии и специалистами кафедр Центра.
Следующее направление деятельности – взаимодействие гимназии и Центра, включало в себя обучение специалистов (посещение семинаров учителями начальных классов; консультации специалистов Центра; обеспечение гимназии методическими материалами).
Экспериментальная работа началась с одновременного внедрения нескольких технологий: дошкольная подготовка включала развитие образного мышления и сенсомоторики у детей группы «Филипок» (Н.А.Кнуль), выявляла роль изобразительной графической деятельности в подготовке детей к школе (В.В.Бобкина), работала над развитием познавательных функций у детей в процессе ознакомления с окружающим миром в группе продленного дня (Г.А.Ефимова), занималась интеллектуально-математическим развитием (Н.А.Кнуль) и демонстрировала средства выразительных движений в психомоторном и эмоциональном развитии учащихся (С.Д.Чуева).
Применение отдельных здоровьесберегающих технологий заметно обогащает педагогическую работу и даёт положительные результаты для развития детей, для решения и предупреждения проблем со здоровьем учащихся, помогает им быстрее адаптироваться к школьному обучению, поэтому мы планируем дальнейшее использование данных технологий в педагогическом процессе и сотрудничестве с Центром.
Все вышеперечисленные технологии учителя начальных классов использовали на своих уроках и занятиях с будущими первоклассниками, в процессе которых шло необходимое развитие каждого ребенка и успешное освоение учебного материала.
Освоение грамоты в 1 классе одновременно шло на уроках чтения, письма, изобразительного искусства, где развивалось образное мышление и формировались графические навыки. После уроков навыки закреплялись в группе продленного дня. Учителя группы участвовали в апробации здоровьесберегающих технологий.
Результатми этой работы могут служить следующие показатели:
Дети стали более активными, коммуникабельными;
Первоклассники хорошо адаптировались к школьному обучению, успешно осваивают программу гимназии, быстро овладевают навыками письма, т.к. у детей хорошо развита мелкая моторика рук;
Ведение карт наблюдений за состоянием и поведением ребенка позволяет обеспечить индивидуализацию педагогического подхода и более эффективную заботу о здоровье;
Выразительная моторика убрала трудности в общении детей со сверстниками и взрослыми. Мы на практике открывали для себя интереснейшую зависимость: чем больше дети совершали психомоторных действий, тем лучше становилось их мышление, тем легче им было осуществлять учебную деятельность.
К концу букварного года в экспериментальных первых классах все учащиеся умели правильно писать, так как была сформирована координация «глаз-рука».
В ходе занятий дети учились регулировать эмоции, подчинять их воле и разуму.
Валеолог из Центра работала над укреплением мышечного корсета, вестибюлярного аппарата, занималась обработкой первичных рефлексов. В результате занятий мышцы занимающихся детей пришли в нормальный тонус, сила мышц увеличилась, улучшилась координация движений.
Использование данных технологий в изобразительной деятельности позволило учащимся реализовать эмпирическое познание мира – одну из главных особенностей младшего возраста. Это чувственное восприятие окружающего мира дети передавали в своих неповторимых рисунках.
На занятиях ритмики новые технологии позволили формировать правильное физическое развитие сенсомоторных функций. Для развития всех сторон личности ребенка использовался курс «Выразительное движение» (ритмопластика). Учителя начальных классов работали также над развитием уровня восприятия и уровня воспроизведения различных видов деятельности, что также помогло успешности обучения.
В процессе работы с детьми по реализации здоровьесберегающих технологий выяснилось, что гораздо эффективнее использовать динамические паузы, где дети играют за столами, ходят, бегают, решают творческие задачи, танцуют, что позволяет не только переключить внимание с одной деятельности на другую, но и восстановить внимание, снять накопившийся стресс, повысить тонус.
Параллельно шла работа с родителями по адаптации детей к здоровому образу жизни. Родителям давались индивидуальные советы по каждому ребенку, оказывалась помощь в воспитании и обучении с использованием здоровьесберегающих технологий, точно определялась степень помощи со стороны родителей ребенку.
Использованием здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в рамках эксперимента увлечен сегодня уже весь педагогический коллектив гимназии имени А.С.Пушкина (в различных формах и по индивидуальным планам).
Самое главное – здоровьесберегающие технологии предполагают, что все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ, проведения уроков, перемен, организации внеурочной деятельности учащихся, подготовки педагогических кадров, работы с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
И в этом смысле роль учителя несравнима ни с чьей другой.

Одной из используемых здоровьесберегающих технологий является психогимнастика.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (упражнений, этюдов, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей, так как нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание, рекомендуются игры на развитие внимания.
Например, игры «Что слышно?», «Слушай звуки! Хлопки», «Канон», «Пишущая машинка» и другие, могут использоваться на разных этапах урока, как эмоциональное вхождение в урок, и во время расслабляющих упражнений.
После занятий психогимнастикой детям становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
На занятиях используются расслабляющие упражнения – снятие эмоционального и мышечного напряжения. Релаксация не означает, что дети должны непременно ложиться – наклоны, потягивания и другие движения тоже очень эффективны. Хороший помощник расслабления – детское воображение.
На занятиях используются следующие виды релаксации:
чередования напряжения и расслабления;
этюды на расслабление;
расслабление по представлению.
При проведении расслабляющих упражнений хорошо использовать спокойную музыку. Подбор музыки необходимо осуществлять в соответствии с тем содержанием, которое предлагается в упражнении. Например: «Отдых в лесу» - звуки леса; «На морском дне» - шум прибоя и т.п.
В этом году велась работа по развитию образного мышления и сенсомоторики у дошкольников группы «Филипок» на занятиях ручного труда и художественного моделирования, в группе продлённого дня.
На занятиях использовались различные виды работы:
-слушание классической музыки;
-рисование в воздухе волнистых, спиралевидных и других линий;
-беседы и рассказы;
-чтение стихов, рассматривание пейзажей;
-рисование схем;
-художественное конструирование из бумаги;
-тонирование бумаги;
-работа в технике фитодизайна (с крупой, скорлупой и другими материалами).
Занятие рисованием естественно для ребенка младшего возраста. Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции.
Соответствие программе предполагало переход от простейших форм и линий к простейшим изображениям и далее к более сложным тематическим рисункам.
Используемые упражнения совершенствовали систему «глаз-рука» (тонкую моторику) и развивали чувство композиции, абстрактное мышление, воображение и наблюдательность, давали возможность почувствовать связь между характером линии и общим настроением рисунка.
Система занятий по программе предполагала следующий путь. Сначала анализируем, чувствуем, овладевая линией, потом выражаем.
На занятиях решались следующие задачи:
-развить интуитивное и ассоциативное мышление;
-способствовать художественно-творческому развитию детей, т.е. совершенствовать все стороны и уровни способностей;
-развить психофизические качества (чувство пропорции, зрительную память, внимание, глазомер, хорошую координацию руки);
-развить художественное воображение, фантазию;
-эстетическое, одухотворённое отношение к окружающему миру.
Велась работа с различными инструментами (ручкой, карандашом, фломастером, мелком, кистью) и материалами. Это позволяло не только почувствовать их выразительные возможности, но и тренировать мышечный тонус кисти руки.

На занятиях по программе интеллектуально-математического развития происходило телесно-физическое развитие детей:
-активизация разных видов восприятия: зрительного, тактильного, пространственного, слухового;
-совершенствование сенсомоторных координаций: зрительномоторной, тактильномоторной, вестибуломоторной и слухомоторной;
-формирование механизмов произвольной регуляции.
Реализация задач интеллектуально-математического развития осуществлялась следующими универсальными средствами:
-развивающие игры;
-наглядно-демонстрационный и раздаточный материал (модели, схемы, сюжетные картинки);
-литературный материал;
-музыкальное оформление.
Кроме того, каждый раздел имел свои собственные, специфические средства реализации задач.
Например, в разделе «Геометрические отношения» использовались такие средства:
-сенсорное (тактильное, визуальное) обследование геометрического материала;
-сенсорный анализ и сравнение геометрических фигур;
-обследование, анализ, сравнение результатов практических действий;
-знаково-символическое моделирование геометрических отношений;
-интеллектуально-развивающие игры (анализ, синтез);
-развивающе-конструктивные игры (с использованием геометрических фигур, палочек, веточек);
-игры-экспериментирования с геометрическим материалом.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в комплексе благоприятно отразилось на сохранении здоровья детей и на их успешном обучении.

15