Развитие связной речи учащихся начальных классов при обучении творческим изложениям.


Развитие связной речи учащихся начальных классов при обучении творческим изложениям.
Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Проблема формирования письменной речи у детей всегда была актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала.
Проблема развития речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Исследователи (психологи, лингвисты, психолингвисты), изучавшие разные аспекты языка, речи, речевой деятельности, четко дифференцируют эти понятия (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, Л.П. Якубинский, М.М. Бахтин, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, И.А. Зимняя и др.).
С введением новых стандартов и программ («Школа 2100», «Школа России») особое внимание в начальной школе стало уделяться обучению творческим изложениям как одного из главных компонентов развития связной речи учащихся.
Объектом исследования является организация обучения учащихся в начальной школе написанию творческих изложений на уроках русского языка.
Предмет исследования – изложение как вид работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: раскрыть влияние умения написания творческих изложений на развитие связной речи учащихся начальных классов.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста;
- проанализировать особенности изложения как вида работы по развитию речи;
- раскрыть особенности творческих изложений в начальной школе, изложить методику обучению творческому изложению на уроках русского языка в начальной школе;
- провести эксперимент по развитию связной речи с использованием изложений с творческими заданиями.
Гипотеза: эффективному развитию письменной речи учащихся начальных классов способствует:
- успешное обучение школьников творческому изложению;
- систематическая работа на уроках русского языка с включением обязательных упражнений, развивающих речь;
- проведение нестандартных уроков с использованием творческих заданий.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения внеклассной работы по русскому языку. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы разработанные фрагменты уроков развития речи.
Чтобы исследуемые данные были более достоверны, в исследовании принимали участие два класса: экспериментальный (3 «А» класс) и контрольной (3 «Б» класс). Исследование проводилось с детьми 9-10 лет.
В обоих классах ребята обучаются по традиционной программе 1-4 (УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Виноградовой). В классах по 15 учащихся, только в «А» классе 6 мальчиков и 9 девочек, а в «Б» - 8 мальчиков и 7 девочек.
В экспериментальном классе коллектив сформировался 2 года назад и отличается хорошим уровнем успеваемости, творческим потенциалом. Первые учебные дни показали, что в классе благоприятный психологический климат, нет устойчивых микрогрупп, дети в основном уравновешенные, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей и родителей помощи и поддержки.
Констатирующий этап исследования проходил в ноябре 2014г. с целью выявления уровня развития связной речи учащихся начальных классов.
На этом этапе решались задачи:
Определить уровень развития связной речи учащихся.
Проанализировать умения написания изложений с творческими заданиями.
Для решения поставленных задач были использованы методы педагогического исследования: наблюдение, экспертная оценка.
В контрольном и экспериментальном классах учащимся было предложено написать изложение с творческим заданием. Результаты проверок и анализа творческих изложений показал, что оба класса написали работы на относительно одинаковом уровне.
Проанализировав работы детей, мы провели формирующий эксперимент. Цель формирующего этапа эксперимента: создать условия для развития связной речи учеников начальной школы во время их обучения написанию изложений с творческим заданием на уроках русского языка.
Особенностью творческих изложений является их нацеленность на эмоциональный отклик учащихся, вступление с автором в своеобразный диалог с помощью текста и даже некоторое соавторство, что повышает, как правило, заинтересованность детей в выполнении этого вида заданий. Для творческих изложений характерна определенная переработка исходного текста, его изменение или дополнение. Для достижения этой цели в экспериментальном классе использованы групповые формы работы на уроке; проведены нестандартные уроки русского языка; систематически применялись задания творческого характера; использовались индивидуальные карточки с заданиями; в уроки включались задания с игровыми упражнениями.
Одним из средств, способствующих усвоению текста на основе его прогнозирования, является постановка перед младшими школьниками вопросов, которые не только направляют их догадки и ожидания относительно дальнейшего развития текста, используемых в нем языковых средств, но и активизируют деятельность учащихся, делают процесс понимания и запоминания текста более эффективным. Например: учащимся предлагается текст
Крепость.
Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из морского песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают из них мосты из щепочек. Сейчас Денис Старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается южной частью. Охранять крепость будут игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.(Слайд1)
А для того чтобы учащиеся освоили, осознали текст, задаются вопросы по этому тексту.
1. Что Денис и Илья строят на берегу моря?
2. Чем занимается каждый мальчик?
3. Кто будет охранять крепость?
4. Как можно назвать таких ребят?(Слайд2)
Для того, чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, большое внимание уделялось словарной работе и орфографической подготовке, которые предупреждали возможные ошибки при написании изложения учащимися, проводились творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умения грамотно передавать свои мысли. Например: Орфографическая подготовка.
1) Подбери проверочные слова. Вставь буквы.
на б. р. гу - , укр. пляет - , охр. нять - .
2) Объясни написание приставок.
. тдыхать, в. зводят,. хранять, п. мещают.(Слайд 3)
3) что означает слова штурмовать.
Творческое задание например:
В этом тексте пропущено начало, дополните его;
Чего не хватает в тексте?
Где происходит событие?
Какое время года? (слайд 4)
Тщательно велась подготовка материалов для каждой творческой работы. Упражнения в сборе материала, его обсуждении, дополнении, в отборе необходимых сведений, выделении главного и второстепенного носили коллективный характер.
Работа велась и над композицией текста: формирований у младших школьников умений составлять план высказывания, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить, находить средства связи между частями текста.
При обучении детей написанию изложений обращалось их внимание на то, что для повествования характерно использование различных видо-временных форм глаголов (в тексте говорится о действиях и событиях); для описания — прилагательных (в тексте идет речь о признаках, характеризующих предмет).
После проведения ряда уроков с использованием заданий, направленных на развитие связной речи младших школьников, с целью обучения творческим изложениям учащихся на уроках русского зыка было проведено итоговое исследование.
На итоговом этапе, как и на констатирующем, был использован метод экспертной оценки.
Повторное исследование показало, что в экспериментальном класса высокий уровень развития связной речи учащихся, что говорит о том, чем больше на уроках русского языка используется творческих заданий, тем успешнее усвоение учебного материала.

Рис1. Результаты исследование в экспериментальном классе
Список использованной литературы
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.: «Просвещение», 1990. 275с.
2. Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. 315 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. 688с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981. 256с.
5. Бугайко Т.Ф. Методика преподавания русского языка и литературы.- М., 1983. 873 с.
6. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). - М.: "Грамотей", 2007. 233 с.
7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985. 176 с.
8. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М.: Наука, 1983. 273 с.