Формирование этнотолерантности в старшем дошкольном возрасте в условиях детского сада


Этонотолерантность дошкольников как основа формирования этнотолерантной личности
В наше непростое время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является человеческая личность. Однако, мало произносить красивые слова, этническую толерантность необходимо воспитывать, и воспитывать целенаправленно, начиная с самого раннего возраста путем привития привычек и манер, культуры межличностного и межнационального общения, и вообще, искусства жить в мире непохожих людей.
Дошкольное детство - это возраст, когда происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения в процессе взаимоотношений с представителями разных культур, формируется умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разного этнического происхождения, преображая и возвышая человеческую личность, возвращая гармоничное состояние души.
На протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Именно поэтому в решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному возрасту как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Педагогический опыт показывает, что в формировании толерантности и этнотолерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые формы и методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Понятие этнической толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор. Чаще всего термин «этнотолерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с представителями других этносов, не нарушая внутреннего равновесия личности. Этнотолерантность является фактором социализации личности. В научной литературе этнотолерантность рассматривается прежде всего, как уважение людей представителей других этнических групп, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) культур, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной культуры.
Наша страна многонациональна и издавна на ее территории проживает много народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Многолетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России. На примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников этнической толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей. Статистика показывает, что посещают наш сад дети разных национальностей: армяне, русские, украинцы, молдаване, белорусы Так сложилось исторически, что семьи наших дошкольников в большинстве случаев состоят из двух, а иногда и большего количества национальностей! Поэтому формирование этнотолерантности у дошкольников для нашей ДОО – жизненно важная задача.
Для работы в таких условиях со старшими дошкольниками проводится спектр мероприятий: праздники, совместные мероприятия с родителями, «экскурсии в прошлое», чтение художественной литературы, театрализация, организация выставок, спортивные мероприятия. В результате, систематически проводимой работы на основе принятой в ДОУ Программы «Твой и мой дом, по соседству мы живём» формирования этнотолерантности у дошкольников дети знают, что люди разных национальностей отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети понимают друг друга, осознают собственную ценность и ценность других людей; проявляют эмпатию и толерантность; осознают, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражают свои чувства и понимают чувства другого. Таким образом, происходит формирование этнотолерантного сознания и развитие чувства толерантности.
Другое направление деятельности в соответствии с Программой – взаимодействие ДОО и родителей дошкольников. Значение семьи в формировании этнотолерантного сознания и поведения ребенка признаётся всеми специалистами, занимающимися данной проблемой. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать этническую толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование этнотолерантных установок ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Очевидно, что многие проблемы современного общества проецируются на процесс функционирования образовательных систем, начиная с дошкольного образования и воспитания и заканчивая послевузовским профессиональным образованием. Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задачу нашего детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах этнотолерантности.