По художественному чтению с детьми старшей группы Занятие по художественному чтению. Тема «Книга — лучший друг»


Конспект НОД по художественному чтению с детьми старшей группы «Книга - лучший друг» (по произведениям К.И. Чуковского)
Задачи:  Обучающие: 1. Закреплять знания о произведениях К.И. Чуковского, развивать интереса к литературному творчеству поэта. 2. Формировать умения отвечать на вопросы и рассуждать. определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям; 3. Активизировать словарный запас детей.
. Развивающие: Развивать память, мышление, слуховое восприятие. чувство рифмы, находчивость и быстроту реакции;
Воспитывающие: Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.
Предварительная работа - чтение произведений К.И. Чуковского; - выставка книг-сказок в книжном уголке; - просмотр мультфильмов по произведениям поэта; - просмотр презентации « Откуда книга пришла»
Ход:
Педагог: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку, а ответ на неё будет темой нашей деятельности сегодня.
Педагог (загадывает детям загадку про книгу):
Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает.
Дети (отгадывают загадку).
Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».
Почему книгу считают другом?   (отвёты детёй)
Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие вы знаете?
1. Книга – лучший подарок
2. Одна книга тысячи людей учит
3. Кто много читает, тот много знает/
4. Книга – источник знаний..Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».
В создание книги вложен труд многих людей. Вспомните, из чего делают книги? (отввты детей).
Кто расскажет откула пришла книга?
Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно бережно.                                
Назовите правила обращения с книгами:
Не рвать, не мять .2. Книги брать чистыми руками. 3. Нельзя рисовать на книгах. 4. Нельзя загибать углы. 5. Не есть за столом. 6. Не читать лежа. 7. Ничего не ставить на книги/ 8. Вовремя их «лечить»
Педагог: Ребята, у вас дома есть книги? Где они хранятся? Где можно найти много книг? Вспомните, пожалуйста, кто пишет книги. (ответы детей)
Педагог: Правильно, это писатели
Я приготовила небольшую выставку книг. (дети подходят к столам)
(Воспитатель показывает детям книжки, предлагает назвать сказки и прочитать отрывки из них)Молодцы, дети, я вижу, вы хорошо знаете сказки К.И. Чуковского. А теперь давайте присядем и поговорим о самом дедушке Корнее. (Дети садятся на стульчики)
Слайд№1. Портрет К.И.Чуковского.Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. (Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки.)Педагог:: А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по сказкам Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны. Старайтесь отвечать чётко и быстро.
(слайды №3-15)
Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки в сказке «Муха-Цокотуха»?
Как звали злого разбойника. Жившего в Африке?
На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Путаница»7
Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»7
Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»7
Как звали бабушку от которой убежала посуда?
Кто победил злодея в сказке «Тараканище»7
Что купила Муха-Цокотуха на базаре?
Кто первый пришел на приём к доктору Айболиту?
От кого пришла телеграмма доктору Айболиту?
Вдруг из маминой из спальни…Кто вышел из спальни?Одеяло убежало, улетела простыня…От кого убежали эти вещи? Из какой сказки?
Кто спас Муху-Цокотуху от злодея паука?
Кто в сказке «Краденое солнце» освободил солнышко?
Педагог: Молодцы ребята, Корней Иванович говорит вам «спасибо» за то, что вы хорошо знаете его сказки. А теперь игра «Доскажи словечко», закончите строчки, которые я прочту «Добрый доктор ……….(Айболит)!Он под деревом ………..(сидит)Приходи к нему лечитьсяИ корова, и ……………..(волчица).И жучок, и ………………(червячокИ медведица!Всех излечит, исцелитДобрый…………………(доктор Айболит)!» (входит доктор Айболит)Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить? Педагог: Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
Доктор Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.Физкультминутка: Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)Добрый доктор Айболит.Будем бегать и шагать,Будем силы набирать.Не болят у нас животики, (поглаживают животики)Как у бедных бегемотиков.К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)А потом к траве присядем. (приседают)Как орлы летим, парим, («машут» руками)Во все стороны глядим, Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)Может, помощь там нужна?Дружно к бедным страусятам (шагают)По траве пройдут ребята.Ноги будут поднимать,По густой траве шагать.Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)Сами сильными мы стали.Доктор Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь я хочу посмотреть, какие вы сообразительные и хорошая ли у вас память Я приготовил для вас задание.
Игра «Назовите имя»
:А сейчас я начну, а вы продолжите:
Доктор...................        (Айболит)
Акула............................. (Каракула)
Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)
Великий умывальник ........................... (Мойдодыр)
Муха......................... ..(Цокотуха)
Бабушка................. .(Федора)
Имена детишек Крокодила.,,,,,,,,,,,(Тотоша и Кокоша).
Доктор Айболит: И с памятью у вас всё в порядке, молодцы! Вы здоровы! Досвидания. Педагог: Спасибо Вам, доктор Айболит! Приходите к нам ещё! .А мы продолжаем. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:
1. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
                                (Краденое солнце).
2.. .... А лисички взяли спички,
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
                                        (Путаница).
3.   ...Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Звери задрожали, в обморок упали.
                                          (Тараканище).
4. ...Таня, Ваня задрожали -
Бармалея увидали.
Он по Африке идет,
На всю Африку поет.
                                      (Бармалей).
Педагог: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Вам, нравятся сказки К.И.Чуковского? Почему?
Чему нас учат сказки?
Что вы узнали нового сегодня?
Ничто так не характеризует степень развития общества, степень общественной культуры, как уровень читающей публикив данный исторический момент.Н.А.Рубакин
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду?
В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.
При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.
Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:
Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).
В старшем возрасте преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.
В программе "От рождения до школы",под реакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой реализуемой в нашем детском саду, при ознакомлении детей с литературными произведениями решается принципиальная установка - сформировать отношение к литературе, как к самоценному виду искусства.
Поэтому чтение выделено как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми: одно занятие в неделю , а также ежедневное чтение по тридцать минут. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Известный писатель В.Брюсов писал: "Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга".
Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой в программе "От рождения до школы" является - воспитание в дошкольнике грамотного читателя.
Понятие "грамотный читатель" включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с рекомендациями программы мы оформили книжный уголок, который имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); выделены полочки "Полочка умных книг", "Читаем сами". .В детском саду оформлена школьная библиотека, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами. Стараниями библиотекаря Менджуновой В.И. в ней создана атмосфера настоящей библиотеки. Мы провели специальные "библиотечные занятия", которые способствуют формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.). В библиотеке регулярно проводятся экскурсии, выставки. Мы посетили выставки: «Всё о здоровье», «Тульский край». «Детям о войне», «Никто не забыт, ничто не забыто». Оформили стенд «Мы помним!», где познакомили детей с подвигами героев – земляков. Помимо ежедневного чтения в свободной форме, организуем специально-организованное чтение один раз в неделю.
Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.
Познавательно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, в которой проявляется активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.
Осуществили проект "Откуда пришла книга". Определены цель и задачи , которые стояли перед педагогами а также цель для детей - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.
Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: воспитателями были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы. Продолжительность реализации проекта составила 2 месяца.
В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.
Так, для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети познакомились с историей первых книг. Одной из тем познавательных вечеров стала тема "Где живут книги", (посетили школьную библиотеку), знакомили детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. При проведении театрализованных игр, дети показывали свои знания произведений художественной литературы, что способствовало повышению их познавательной активности. Инсценировали сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Под грибом» В.Сутеева , сказку «Колобок»
Для обогащения книжного уголка в группе была проведена акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы.
В рамках реализации проекта в группе был проведен смотр -конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
Родителям был предложен наглядно-информационный стенд по теме: "Пришли мне чтенья доброго".
Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей. Погрузившись в жизнь и проблемы дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, осталось удовлетворение от совместной работы.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Куркинская начальная общеобразовательная школа»
Семинар
«Реализация идей ФГОС при ознакомлении с художественной литературой»
Подготовила воспитатель ОДО Емельянова Н.Г.
п.Куркино
2015г.