«Проблема интеграции в современной школе»


Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идёт усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируется ли в их сознании целостная научная картина мира? Какие педагогические условия требуются, чтобы достигнуть этого? Нужны ли специальные учебные предметы,синтези- рующие знания из различных областей? Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях, интеграции в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Термин ИНТЕГРАЦИЯ в содержании образования означает ОБЪЕДИНЕНИЕ В ИЗВЕСТНЫХ ПРЕДЕЛАХ В ОДНОМ УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ ОБОБЩЁННЫХ ЗНАНИЙ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ как бы сопряжённые поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в организации образовательного процесса. Не в количестве знаний заключается образование,а в полном понимании и искусномприменении того, что знаешь.ДистервегИнтеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной системе образования. ВО- ПЕРВЫХ, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность.ВО-ВТОРЫХ, в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-ТРЕТЬИХ, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определённой области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. ВЫВОД: в таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи. Школьники овладевают отрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире, о его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое вне системное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе.Обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам. В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – ИНТЕГРАЦИЯ.Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:1) интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);2) интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы); 3) интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, проекты); 4) интеграция на уровне педтехнологии (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия). Особое место в обеспечении прикладной направленности занимает ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ . Научные методы познания являются важным фактором интеграции содержания, поскольку они должны использоваться и при изучении предметов естественно-научного цикла, и гуманитарных дисциплин. Известно, что к научным методам познания, прежде всего, относятся НАБЛЮДЕНИЕ, ГИПОТЕЗА, ЭКСПЕРИМЕНТ. …ТАК КАКИМ ОБРАЗОМ ВОЗМОЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИНТЕГРАЦИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?КАКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ? Это: 1.Интегрированные уроки. 2.Межпредметные связи. 3.Метод-проекта. 4.Нестандартные уроки. (прилагаются уроки по Окружающему миру в 3классе) 1) На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений уч-ся;2)Через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных ситуациях;3)Такие уроки взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту. Методические рекомендации по подготовке интегрированных уроков. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Интеграция-фактор повышения качества обучения. Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. 1.Интегрированные уроки проводятся нечасто -2-3 раза в год.2.Продолжительность может быть разной. Чаще всего используют 2 урочных часа, объединённых в один урок.3.Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса:цели;принципы;содержание;средства обучения и т. д. 4.При интеграции содержания можно выделить любой его компонент:понятия;определения;признаки;явления;события;факты и т.д.5.Вариантов структуры интегрированных уроков много:один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин;целостный урок с единой методической структурой;урок,построенный из серии моделей (алгоритмов, проблем, учебных задач, заданий),комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, навыки, умения и т.д. Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному,личностно-значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс.«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» ,- вот основной тезис современного понимания метода проектов. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников.Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования. Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь. (китайская пословица)ПРОЕКТ – в буквальном переводе с латинского «брошенный вперёд».УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – это комплекс поиско-вых, исследовательских видов работ, выполняе-мых учащимися самостоятельно ( в парах, груп-пах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. ЦЕЛИ РАБОТЫнад методом проектов: способствовать реализации деятельност- ного подхода в работе по проектной технологии;способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом; выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициати- вы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности. Этапы проектной деятельности. 1-ый блок работы над проектом.1.Знакомство с предложенной темой и выбор детьми интере-сующих их аспектов темы.2.Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).3.Сбор информации детьми.4.Подведение итогов сбора информации. 2-ой блок работы над проектом.1.Знакомство детей с возможными проктами, выбор проек-тов для реализации.2.Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.3.Реализация проектов.4.Презентация проектов. рисунок открытка поделка скульптура загадка концерт спектакль викторина квн газета книга модель макет Таким образом, современное образованиекак средство освоения мира должно обес-печивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для сво-бодных и осмысленных действий, целост-ного и открытого восприятия и осознанияокружающей действительности.