Статья по педагогике Великая дидактика Я.А.Каменского

Поурочное планирование по химии, 10 класс, профильный уровень
(3ч в неделю, всего 102 ч, из них 1 ч – резервное время)
УМК О.С. Габриеляна
№№
п/п
Тема урока
Изучаемые вопросы
Эксперимент
Д- демонстрац.
Л- лабораторный
Требования к уровню подготовки выпускников

Дата



Задание на дом по учебнику

Введение (6часов)

1 (1)
Предмет органической химии. Научные методы познания веществ и химических явлений
Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Роль эксперимента и теории в химии
Д. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них

Знать/понимать
-роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения





§ 1, упр. 1-7

2 (2)
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана
Д. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана
Д. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром
Д. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей
Знать/понимать
-химические понятия:
вещество, молекула, радикал, изомерия;
-основные теории химии: строения органических соединений





§ 2, упр. 1-7

3(3)
Строение атома углерода
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: сигма-связь, пи-связь

Знать/понимать
- химические понятия: атом, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, валентность, степень окисления;
-основные теории химии:
строения атома, химической связи
Уметь
-объяснять:
природу и способы образования химической связи





§ 3, упр. 1-3

4(4)
Ковалентная химическая связь
Классификация ковалентной связи по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма- и пи- связи), по кратности (одинарная, двойная, тройная). Способы разрыва ковалентной связи (ионный и свободно-радикальный)
Д. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Сl2, N2 , Н2О, СН4

Д. Шаростержневые и объемные модели молекул СН4, С2Н4, С2Н2
Знать/понимать
- химические понятия: атом, ион, радикал, электроотрицательность, валентность, степень окисления
Уметь
-определять:
тип химической связи
-объяснять:
природу и способы образования химической связи





§ 3, упр. 4-5

5-6
(5-6)
Валентные состояния атома углерода
Первое валентное состояние – sр3-гибридизация – на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние – sр2-гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние - sр- гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ
Д. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей
Знать/понимать
-химические понятия: атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, гибридизация орбиталей, пространственное
строение молекул
Уметь -определять:
пространственное строение молекул





§ 4, упр. 1-4

Тема 1. Строение и классификация органических соединений (11часов)

1-2
(7-8)
Классификация органических соединений
Классификация по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры
Д. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул
Знать/понимать
-химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа;
-классификацию и номенклатуру органических соединений
Уметь
-определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений





§ 5, упр. 1-5

3(9)
Практическая
работа № 1
Качественный анализ органических соединений

Уметь
-выполнять химический эксперимент по определению качественного состава органических веществ

4-5
(10-11)
Основы номенклатуры органических соединений
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК
Д. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей», «Основные классы органических соединений
Уметь
-называть органические вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре





§ 6, упр. 1, 2

6-7 (12-13)
Изомерия в органической химии и ее виды
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая
Д. Модели молекул изомеров разных видов изомерии
Знать/понимать
-химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа; гомология, структурная и пространственная изомерия
Уметь
-определять: изомеры и гомологи





§ 7, упр. 1-7

8-9 (14-15)
Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений
Решение задач на вывод формул органических соединений; выполнение тестовых заданий по теме. Подготовка к контрольной работе

Уметь
-проводить
-расчеты по химическим формулам

10 (16)
Контрольная
работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений»




11(17)
Анализ контрольной работы




Тема 2. Химические реакции в органической химии (6часов)

1-2 (18-19)
Типы химических реакций в органической химии

Реакции замещения (галогенирование алканов и аренов).
Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование,
гидрогалогенирование). Реакции полимеризации и поликонденсации. Реакции отщепления –элиминирования (дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование галогеналканов, крекинг алканов и деполимеризация полимеров. Реакции изомеризации
Д. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом

Д. Деполимеризация полиэтилена

Д. Получение этилена и этанола
Крекинг керосина
Знать/понимать
-химические понятия: основные типы реакций в органической химии
Уметь
-определять:
типы реакций в органической химии





§ 8, упр. 1, 2







3(20)
Реакционные частицы в органической химии
Обменный механизм образования ковалентной связи. Гомолитический разрыв связи. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Гетеролитический разрыв ковалентной связи. Понятие о нуклеофиле и электрофиле
Д. Взрыв гремучего газа

Д. Горение метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом)
Знать/понимать
-химические понятия: электрофил, нуклеофил
Уметь
-объяснять: природу и способы образования химической связи





§ 9

4(21)
Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений
Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (свободнорадикальные, электрофильные, нуклеофильные) и принципу изменения состава молекулы

Знать/понимать
-химические понятия: индуктивный и мезомерный эффекты
Уметь
-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах





§ 9, упр. 1-4

5-6
(22-23)
Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц
Выполнение упражнений и тестовых заданий по теме, решение расчетных задач:
вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- комбинированные задачи

Уметь
-проводить
-расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Тема 3. Углеводороды (24 часа)

1-2
(24-25)
Природные источники углеводородов
Происхождение природных источников углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка (фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг). Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь, коксование. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Д. Коллекция «Природные источники углеводородов»

Д. Образование нефтяной пленки на поверхности воды


Знать/понимать
-природные источники углеводородов и способы их переработки





§ 10, упр. 1-11

3(26)
Алканы: Строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства
Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Номенклатура. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, перегонка нефти. Лабораторные способы получения: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Физические свойства алканов
Д. Разделение смеси бензин-вода с помощью делительной воронки

Д. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия

Л. Изготовление моделей молекул алканов
Знать/понимать
-важнейшие вещества:
алканы
Уметь
-называть: алканы по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов





§ 11, упр. 1-4, 6-8

4-5
(27-28)
Химические свойства алканов
Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация.
Применение алканов на основе их свойств
Д. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия
Уметь
-характеризовать: строение свойства алканов
-объяснять: зависимость реакционной способности алканов от строения их молекул





§ 11, упр. 5, 9-12

6(29)
Алкены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Поляризация пи-связи в молекулах алкенов и понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере пропена. Физические свойства алкенов
Д. Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов

Д. Получение этена из этанола

Л. Изготовление моделей молекул алкенов
Знать/понимать
-важнейшие вещества:
алкены
Уметь
-называть: алкены по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу алкенов





§ 12, упр. 1, 2, 4

7-8
(30-31)






Химические свойства алкенов
Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Реакция окисления алкенов в «мягких» и «жестких» условиях. Реакция полимеризации. Применение алкенов на основе их свойств
Д. Горение этена

Д. Обесцвечивание этеном бромной воды и раствора перманганата калия

Л. Обнаружение алкенов в бензине
Уметь
-характеризовать: строение свойства алкенов
-объяснять: зависимость реакционной способности алкенов от строения их молекул
-выполнять химический эксперимент по распознаванию алкенов





§ 12, упр. 3, 5-9

9(32)
Обобщение и систематизация знаний об алканах и алкенах
Выполнение упражнений по составлению формул изомеров и гомологов, уравнений реакций с участием алканов и алкенов, уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ.
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов

Уметь
-проводить
-расчеты по химическим формулам

10(33)
Алкины: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства
Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов
Д. Получение ацетилена из карбида кальция, ознакомление с его физическими свойствами
Знать/понимать
-важнейшие вещества:
алкины
Уметь
-называть: алкины по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу алкинов





§ 13, упр. 1-3, 5

11(34)
Химические свойства алкинов
Реакции присоединения: гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации (реакция Кучерова). Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Применение алкинов на основе их свойств
Д. Горение ацетилена
Д. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра
Л. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия
Уметь
-характеризовать: строение свойства алкинов
-объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул
-выполнять химический эксперимент по распознаванию алкинов, получению ацетилена





§ 13, упр. 4, 6-8

12(35)
Алкадиены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства
Гомологический ряд и общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Физические свойства алкадиенов
Д. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением пи-связей.

Знать/понимать
-важнейшие вещества:
алкадиены
Уметь
-называть: алкадиены по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу алкадиенов





§ 14, упр. 1-3

13-14
(36-37)
Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина
Д. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса)
Л. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина»
Уметь
-характеризовать: строение свойства алкадиенов
-объяснять: зависимость реакционной способности алкадиенов от строения их молекул





§ 14, упр. 4-6

15(38)
Циклоалканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства
Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Получение циклоалканов, их физические свойства
Д. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов

Знать/понимать
-важнейшие вещества: циклоалканы
Уметь
-называть: циклоалканы по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу циклоалканов





§ 15, упр. 1, 2

16(39)
Химические свойства циклоалканов
Реакции горения, разложения, радикального замещения, изомеризации. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Применение циклоалканов на основе их свойств
Д. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде
Уметь
-характеризовать: строение свойства циклоалканов
-объяснять: зависимость реакционной способности циклоалканов от строения их молекул





§ 15, упр. 3, 4

17(40)
Ароматические углеводороды (арены): строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура аренов. Получение аренов, физические свойства
Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение пи-связей. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Получение аренов, их физические свойства
Д. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов-

Д. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ
Знать/понимать
-важнейшие вещества: арены
Уметь
-называть: арены по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу аренов





§ 16, упр. 1, 2

18-19
(41-42)
Химические свойства бензола
Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Радикальное хлорирование бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Ориентанты первого и второго рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Применение аренов на основе их свойств
Д. Горение бензола

Д. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия

Д. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды
Уметь
-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах аренов
-характеризовать: строение свойства аренов
-объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул





§ 16, упр. 3-9

20-21
(43-44)
Генетическая связь между классами углеводородов
Выполнение упражнений на генетическую связь, получению и распознаванию углеводородов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания

Уметь
-объяснять: зависимость реакционной способности углеводородов от строения их молекул
-проводить
-расчеты по химическим формулам

22(45)
Обобщение знаний по теме
Выполнение упражнений по составлению формул и названий углеводородов, их изомеров и гомологов; уравнений реакций с участием углеводородов.
Решение расчетных задач на определение формул углеводородов по продуктам сгорания. Выполнение тестовых заданий

Уметь
-проводить
-расчеты по химическим формулам

23(46)
Контрольная
работа № 2 по теме «Углеводороды»
Учет и контроль знаний учащихся в форме проверочной работы, теста, зачета



24(47)
Анализ контрольной работы




Тема № 4. Спирты и фенолы (6часов)

1(48)
Спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства
Состав и классификация спиртов. Особенности электронного строения спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Изомерия спиртов (положения гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета). Получение спиртов, их физические свойства
Д. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой С3Н8О, С4Н10О.
Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1

Л. Изготовление моделей молекул изомерных спиртов
Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа спиртов
-вещества: метанол, этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;
Уметь
-называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатуре
-определять принадлежность веществ к классу спиртов





§ 17, упр. 1-6

2-3 (49-50)
Химические свойства предельных одноатомных спиртов
Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Применение спиртов на основе их свойств. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма
Д. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием
Д. Сравнение горения этилового и пропилового спиртов
Д. Получение простого эфира
Д. Получение сложного эфира
Д. Получение этена из этанола
Уметь
-характеризовать: строение и свойства спиртов
-объяснять: зависимость реакционной способности спиртов от строения их молекул





§ 17, упр. 7-11

4(51)
Химические свойства многоатомных спиртов