Тезис на тему ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


М.Ф.СафаргалинаЧелябинск, ЧГПУ, 2 курс
Научный руководитель: д-р пед. наук, Е.А.СуховиенкоПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Педагоги отмечают равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться и низкий уровень развития познавательных интересов. Ученик, который приходит в школу, живет в большом информационном пространстве, пользуется сетью Интернет, поэтому возникает проблема, связанная с тем, как организовать учебную деятельность, чтобы ему было интересно получать и применять знания, чтобы он чувствовал свою успешность. Многие традиционные методы и приемы обучения на сегодняшний день не позволяют добиться результатов в обучении, развивать компетенции учащихся, поскольку они устарели. Проблема современной школы – недостаточная активность учащихся в процессе обучения и невысокий уровень познавательного интереса к математике. Но проблема не только в учениках и в методике преподавании, но еще и в оснащении общеобразовательных школ. Большинство сельских общеобразовательных учреждений (не только сельских) плохо оборудованы, чтобы в полном объеме реализовать инновационные технологии обучения соответствующие стандартам нового поколения.
Модернизация системы отечественного образования, определяющая интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющаяся условием ее процветания и развития, требует от каждого учителя поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания. Поэтому неудивительно, что одним из главных направлений в работе учителя является постоянная работа над самообразованием, освоением основных современных методов обучения.
Эффективность обучения школьников математике во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:
•вынужденная активность обучения;
•самостоятельная выработка решений обучаемым;
•высокая степень вовлеченности обучаемых в учебный процесс;
•преимущественная направленность на развитие или приобретения
математических умений и навыков;
•постоянная связь учащихся и учителя, и контроль над самостоятельной работой учащихся.
Проведенное анкетирование среди учащихся седьмых классов до и после проведения уроков геометрии с использованием активных методов обучения показало следующий результат (таблица 1):
детям понравился сам процесс учения, несмотря на то, что геометрия им дается сложнее, чем алгебра;
для учащихся важно, чтобы урок был интересным и поэтому легче запоминался.
Таблица 1
№ п/п Содержание вопроса Констатирующий формирующий
Кол.отв. в % Кол.отв. в %
1. Что Вас больше всего привлекает в математике?
а) получение оценок;
б) узнавание нового;
в) сам процесс учения;
г) самостоятельная работа;
д) другое 2
7
2-
1 20
70
20
-
10 3
3
9
-
- 23,1
23,1
69,2
-
-
2. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Объясните, в чем заключаются трудности.
а) алгебра
б) геометрия 3
7 30
70 4
9 37,7
69,2
3. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
а) алгебра
б)геометрия 6
4 60
40 7
6 53,8
46,2
4. Наиболее интересный урок математики для Вас, когда
а) урок проходит в обычной форме (учитель объясняет, вы слушаете)
б) урок проходит в необычной форме (в форме игры) 6
4 60
40 4
9 30,7
69,2
5. Легче запомнить пройденный урок по математике, если
а) был как обычный урок
б) было интересно 6
4 60
40 1
11 7,7
86,6
Таким образом, методы активного обучения обеспечивают направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр, облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Задача развития навыков мышления - одна из главных задач в школе. Математика — область знаний, осваивая которую ученик учится думать. Не зря еще древние греки видели в геометрии необходимую пропедевтику для философии, об этом свидетельствует известная надпись на дверях Академии Платона, запрещавшая переступать порог всякому, кто чужд геометрии.