Статья Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе


«Информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании».
Учитель первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 75 города Лесной Свердловской области Пиняжина Наталья Евгеньевна
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды.
В настоящее время 85 % учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них выходят в Интернет. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. В ходе опроса 40 % респондентов отметили перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном становится актуальной задачей школьного преподавания.
Информационные технологии- это мощное орудие, с помощью которого можно развить формирующийся интеллект младшего школьника базу, лежащую в основе способности к обучению. Потому так важен учет особенностей интеллектуального и психического развития учеников начальной школы. В этом возрасте доминирующей функцией является мышление. Так, ребенок 7-11 лет способен к умозаключениям при конкретности условий задачи. И если в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, то при переходе в начальную школу будущий первоклассник обладает уже словесно-логическим мышлением. По ходу взросления в области разновидности мышления выделяют три основные группы, к которым могут относиться дети: а) теоретики или мыслители они легко решают учебные задачи в словесном плане; б) практики им нужна опора на наглядность и практические действия; в) художники дети с ярким образным мышлением. Соответствие выбранных учителем методов и приемов обучения возрастным и личностным особенностям учеников начальных классов дает хорошие результаты.
Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение компьютерных технологий на ранних этапах обучения. К моменту поступления в школу (6-7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе.
Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.
Наиболее удачной формой использования ИКТ (информационно-компьютерные технологии) являются презентации.
Главное в презентациях тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.
Презентации средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.
Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Более подробно об электронных учебниках и некоторых наиболее распространённых системах электронного обучения вы сможете узнать в статье Л.З.Цветановой – Чуруковой «Использование электронных средств в школьном обучении». Журнал «Начальная школа» №8 (2008). В статье А.В.Молоковой «Компьютер на уроках обучения грамоте», журнал «Начальная школа» № 8 (2006) можно узнать, как использовать в работе электронное учебное пособие «Азбука». В журнале «Начальная школа» № 5 (2006) есть статья Е.М. Савченко «Использование компьютера на уроках математики». А в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, г. Санкт- Петербург была разработана в 2003 году инструментальная компьютерная среда (ИКС) для поддержки начального образования, которая включает медиатеку с набором инструментальных модулей для подготовки и проведения уроков: «Методический кабинет», «Индивидуальный портфель», «Конструктор медиатеки», «Конструктор уроков». «Конструктор заданий»,»Плеер уроков», «Плеер заданий», «Журнал успешности» по трём образовательным областям: русский язык, математика, окружающий мир. Подробнее об этом можно узнать в журнале «Начальная школа» № 4 ( 2007) в статье «Инструментальная компьютерная среда в начальном образовании».
Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.
Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.
Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50 %.
Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30 %, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения; с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе. Мультимедиаресурсы за счёт увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности
(создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У школы и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.
При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедийных технологий структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
воспитательный аспект формирование научного мировоззрения, умения чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
При разработке уроков учителя могут использовать программу Рower Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд- презентации.
Слайд-презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. При этом необходимо учесть ряд основных требований.
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз.
Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемым являются коричневый, бордовый цвета.
Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зеленый, фиолетовый, синий. Для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2-3 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях.
При использовании на уроке мультиме-диаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.
Существует возможность использования компьютера как эффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учитель может, например, отключить звук и предложить ученикам прокомментировать наблюдаемое на экране. Затем учитель может либо просмотреть с учениками материал еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если учащиеся успешно справились с заданием. Условное название этого приема «Что бы это значило?».
Можно остановить кадр и предложить ученику попробовать, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса. Условное название этого приема «А что будет дальше?».
Так можно либо создать проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо на основе иллюстрации, анимации закрепить изученное. Проблемные ситуации хорошо работают в сильных классах, но с еще большим успехом их можно применять в слабых классах, т.е. в классах компенсирующего обучения (КО) и классах коррек-ционно-развивающего обучения (КРО). Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление. У учащихся классов КО и КРО эффективность запоминания увеличивается в два раза, так как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», повышается работоспособность.
Электронное пособие (слайды) учитель может использовать для объяснения нового материала, повторения пройденного, организации проверочных и самостоятельных работ.
Безусловно, успех процесса обучения во многом зависит от компетентности педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим выросла активность применения информатизации в учебном процессе и вообще в педагогической сфере.
Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоемко. Учителю всегда приходится находиться в поиске приемов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное незабываемым.
Дидакты предупреждают, что учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько учитель, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы, сумеет объяснить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подается визуальным способом. На этом пути есть опасность «избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультиме-диадемонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на самом деле воспринимает ученик.
Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зре-лищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему.
Систематизируем возможности использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.
Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.
Использование справочного материала: словарей, биографий ученых, интерактивных карт и таблиц для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.
Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.
Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.
5. Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.
Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.
Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстрационного материала урока, выведение его на распечатку Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.


Я в своей работе использую презентации. С этого учебного года в нашей школе был введён новый предмет, который называется «Культура здоровья». К сожалению в школе нет учебников по данному предмету. Ряд уроков необходимо проводить практически: учить детей методам расслабления, определения пульса, оказание первой помощи и т.д. Но есть в данном предмете и теоретические уроки, в проведении которых мне помогают презентации.
Мною были созданы презентации: « Первый твой помощник – солнечный свет», «Второй твой помощник – свежий воздух», «Третий помощник – чистая вода»,
«Четвёртый помощник – здоровое питание», «Пятый твой помощник – физические упражнения», «Шестой помощник – отдых», «Седьмой твой помощник – хорошая осанка», «Режим дня».
Уверена, что большинство из вас не только используют на уроках и во внеклассной работе, но и сами создают подобные презентации. Не мало готовых презентаций можно найти в Интернете. Но почти любую готовую презентацию творческий учитель будет адаптировать для своего конкретного урока. Необходимо сказать и то, что создание презентаций требует достаточного количества времени. Поэтому я считаю, что хорошо было бы иметь в городе сайт готовых презентаций, созданных учителями нашего города.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Бобко ИМ., Молокова А.В., Молоков Ю.Г.Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. Новосибирск, 1996.
Ефимов В.Ф. «Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников». Начальная школа. № 2. 2009.
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пос. для студентов пед. вузов. М., 2003.
Захарова Н.И. «Внедрение информационных технологий в учебный процесс». Начальная школа. № 1. 2008.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.




15