ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Цель: повышение уровня знаний учителей начальных классов по работе с детьми с ОВЗ.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, бланки для педагогов, ручки, памятки.
ХОД СЕМИНАРА
В связи с введением ФГОС НОО для обучающихся детей с ОВЗ в общеобразовательную организацию (среду).
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12ю2014 г. № 1598
ФГОС НОО обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г №1599
к нам в ОО могут прийти дети с ОВЗ разных групп:
дети с нарушением слуха;
дети с нарушением зрения;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с тяжелыми нарушениями речи;
дети с расстройствами аутистического спектра.
Для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий в ОУ. Включение таких детей требует создание инклюзивной образовательной среды, которая направлена на развитие личности ребенка и признающей ее уникальность, неповторимость и право на качественное образование. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.
К основным потребностям ребенка с нарушением слуха относятся:
потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видах коммуникации;
потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устной и письменной);
формирование социальной компетентности.
Организация обучения для детей с нарушениями слуха должна включать в себя такие компоненты, как:
образовательный – разработка Адаптированной основной образовательной программы и индивидуальный маршрут обучения;
коррекционный – включает в себя приемы, методы и формы коррекционно-развивающей работы специалистов сопровождения (учитель-дефектолог, сурдопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник);
воспитательный – формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.
Учитель также должен быть готов к выполнению обязательных правил в работе со слабослышащими детьми. Он должен сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребенка, контролировать понимание ребенком заданий и инструкций до их выполнения, исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи, расширять словарный запас, развивать связную речь ученика, оказывать помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов, соблюдать некоторые методические требования (месторасположение ученика с нарушенным слухом, наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока).
Следующая категория детей с ОВЗ – это дети с нарушениями зрения.
Помимо специальных образовательных условий необходимых для обучения для таких детей, учителю рекомендуется ввести профилактический зрительный режим для класса, в котором есть дети с нарушениями зрения:
• знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;
• заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;
• Ограничение зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.
• На уроках труда сокращается длительность зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).
• В процессе урока организуется физкультура для глаз (специальные упражнения по 30—60 сек), что является профилактикой зрительных нарушений для всех учеников класса.
•Для начальной школы: для ребенка с нарушением зрения увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.
К лицам с нарушениями умственного развития относят детей, со стойким необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющий диффузный характер. Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.
Образовательные потребности детей с УО
Обеспечение доступности содержания учебного материала;
Использование специфических методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;
Выделение пропедевтического периода;
Формирование системы доступных знаний, умений и навыков;
Осуществление постоянного контроля и представление конкретной помощи со стороны учителя.
ВАЖНО
Привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации;
Целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности;
Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития;
Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптацию;
Психологически комфортная среда.
Для обучения умственно отсталого ребенка с нормально развивающимися сверстниками в одном классе должны быть составлены индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа.
Важно, чтобы занятия предполагали совместную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и нормально развивающихся детей.
Специальные образовательные программы для детей данной категории сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Составляет инвариативную часть учебного плана: математика, русский язык, окружающий мир и развитие речи, ритмика (дополнительный час физической культуры), трудовое обучение.
Для работы с детьми с задержкой психического развития в ОО необходимы специалисты службы сопровождения такие как, учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата разделяются на 2 категории – дети с детским церебральным параличом и дети с ортопедическим характером двигательных расстройств.
К особым потребностям для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, относится:
Соблюдение ортопедического режима (согласно медицинских рекомендаций);
Предоставление услуг тьютора;
Помощь по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
Индивидуализация образовательного процесса с учетом структуры нарушения;
Максимальное расширение образовательного пространства;
Использование компьютерных и технических средств обучения.
К тяжелым нарушениям речи относятся алалия, тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания и д.т.
Нарушения письменной речи подразделяются на два вида: дислексию и дисграфию.
Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.
Детям с расстройством аутистического спектра необходима психолого-педагогическая поддержка, обязательны коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, логопедом и психологом, также испытывают потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности.