Развитие понимания речи (для учащихся с глубокой умственной отсталостью)


Тема: Развитие понимания речи.

Цели: учить слушать речь учителя; выполнять действия по инструкции;
Развивать: - элементы речи, с помощью игры «Ромашка», и игры «Собери корзину, вазу»;
- фонематический слух, путём игры «Хлопушки»;
- фонационное дыхание и силу голоса, путём упражнений;
- зрительное восприятие с помощью сюжетных картинок;
- мышление, с помощью классификации растений;
- общую координацию и мелкую моторику с помощью специальных упражнений;
Воспитывать: целеустремлённость, общительность.
Оборудование: 1.для арт. гимнастики: занавески, ватные снежинки, зеркало, плачущая кукла, паровозик (игрушка свистулька), мыльный раствор, сушки;
2. «Ромашка»: разноцветные лепестки, сюжетные картинки (аист, арбуз, утка, утюг, машина, мак, осы), центр цветка, волшебный мешочек для лепестков;
3.для дифференцированной работы плачущая кукла, паровозик, мыльный раствор, сушки, буквы (а, у, м, о), мешочек для букв;
4. для игры «Урожай»: ваза, муляжи фруктов (яблоко, груша, банан, лимон), корзина, натуральные овощи (лук, морковь, помидор, огурец)
5. кукла Сима, карамель, как стимул;
6. заглавная буква «М» для гимнастики глаз.















Ход урока.

Организационный момент.
Упражнения на концентрацию внимания, не под счёт, а под комментарии (напр.: руки вперёд, вверх, в стороны, вниз и т.д.) к нам в гости пришла Сима (кукла). Она нам принесла много игр, а мы её должны учить заниматься.
II. Артикуляционная гимнастика и речевая гимнастика: давайте вместе правильно подышим, поиграем язычком перед зеркалом
а) выработка воздушной струи:
свободное дыхание (при вдохе рот закрыт, выдыхаем через рот), занавески ( дуем на приспособление, похожее на занавески. Упр. выполняется как при свободном дыхании), фокус (ватку положить на кончик носа и при вдохе придержать пальцами, при выдохе палец убрать и ватка должна взлететь);
б) выработка мышц артикуляционного аппарата: бегемотики (открыть широко рот, язычок положить за нижние зубы); (как кукла плачет), трубочка (вытянуть губы вперёд); (паровоз гудит), мыльные пузыри (резкое смыкание губ);(песенка пузырей), сушка (для образца демонстрируется сушка в натуральную величину с просьбой: сделай так же); (песенка сушки).
III. Игра «Ромашка».
Сима принесла вам интересную игру. Нужно найти окошечко в домике для каждого лепесточка, их ножки разной формы и лепесточки разного цвета. Всё лежит в волшебном мешке, домик (центр цветка) на магнитной доске.




Задача для ученика:
1.) вынуть лепесток из мешка;
2.) назвать цвет лепестка;
3.) назвать предмет, находящийся с обратной стороны лепестка;
4.) показать действие, производимое этим предметом;
5.) на конце лепестка геометрическая фигура, найти место в центре.
IV.Физ. мин.
а)упр. на развитие общей координации:
1,2,3,4,5 – буду с мамой рисовать. (вращение кистей рук)
Вот головка, вот животик. (поглаживание головы и живота)
Ножки, ручки, глазки, ротик. (притопывание, хлопок, открыть и закрыть глаза и рот)
И причёска из колечек, (покрутить волосы)
Вот и вышел человечек.( провести руками по частям тела)
б) упр. на развитие мелкой моторики:
Тренируются весь день (сцепиться пальцами и тянуть руки в
И бороться им не лень. разные стороны)
Вот какие молодцы
Настоящие борцы (сжать кисти рук а замок)
в)гимнастика для глаз: отслеживание глазами за указкой по букве «М».
V. Дифференцированная работа с буквами.
В волшебном мешочке лежат буквы. Задача детей:
1) отыскать в мешочке букву и вынуть её;
2) назвать её;
3) отыскать у себя на столе и показать учителю.
Буквы имитировать звукоподражанием.
Закрепление произношения звуков с помощью дополнительных средств:
а-а-а – плачет Сима (издаётся плач куклы), дети повторяют;
у-у-у – 1 ученик везёт по рельсам паровозик, 2 – свистит в свистульку, дети повторяют звукоподражанием;
м-м-м – 1 ученик надувает мыльные пузыри, логопед имитирует лопнувший шар, дети повторяют звук;
о-о-о - логопед показывает бублик и просит сделать губы точно так же, как бублик, дети повторяют звук.




VI. Игра «Урожай». На столе лежат овощи и фрукты. Вызываются 2 ученика: 1 ученик собирает овощи, другой – фрукты; назвать собранный урожай. (учащимся задаётся вопрос: Что положим в вазу? Что положим в корзину?)

VII. Развитие фонематического слуха на звук[о]. игра «Хлопушки». Логопед называет ряд звуков, пройденных ранее на уроках не соблюдая последовательность изучения. Ученики должны хлопнуть при назывании звука [о].
VIII. Итог.
Кто приходил к вам в гости?
Что вы собрали?
Прощание с Симой.




ромашка 001ромашка 215