Доклад на общешкольном родительском собрании на тему Развитие интереса у детей к чтению (5 класс)


Доклад на общешкольном родительском собрании от 28.11.2014 на тему «Развитие интереса у детей к чтению»
Дорогие родители!
             Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Конечно, всем вам хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Тогда учите их читать и правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.
Работая учителем русского языка, я поняла, что это не только мои задачи, но и задачи всех заинтересованных родителей.
И сегодня мы в очередной раз приглашаем вас к сотрудничеству и взаимодействию.
 Известно, что речь не возникает сама по себе, она всегда является составной частью общения, а формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения и в немалой степени от семейного. Развивать речь - значит, развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. И от того, как вы, родители, говорите, во многом зависит успех вашего ребёнка в обучении. Родители должны стать примером для ребёнка, демонстрируя грамотную и чистую речь.
На уроках в школе учителями создаются необходимые условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако эту задачу нельзя решить без вашей поддержки, родители, вы также должны принимать активное участие в решении данной проблемы уже дома.  Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.
В нормах оценки по русскому языку за устный ответ чётко прописано, какие требования предъявляются к оценке «5»:
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
За многолетний труд учителя языка и литературы я выработала свою систему развития устной речи, которая дает определенные результаты.
Первый наглядный пример, образец звучащей речи для учащихся — живое слово учителя. Если в начальных классах дети в основном слышат речь одного учителя, то с 5-го класса они начинают сравнивать язык учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая особенности интонации, понравившиеся слова и выражения, появляется внимание детей к точному, интонационно богатому, содержательному и выразительному слову.
Необычайно важной стороной совершенствования устной речи школьников являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений.
Привить ребенку вкус к чтению –лучший подарок, который мы можем ему сделать. Эти слова принадлежат Сесиль Лупан, автору книги "Поверь в свое дитя",матери двоих детей, создателю собственной методики воспитания, которая в настоящее время живет в Париже, часто выступает с лекциями о воспитании.
Нельзя оспорить тот факт, что значение книги в жизни человека огромно. Советница, воспитательница, верный друг, интересный попутчик.… Все эти, и ещё множество других характеристик можно сказать о книге.
Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в правильной связной речи.
Однако меня и других учителей глубоко беспокоит тот факт, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы умственной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие упражнения, задачи, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Приходится только сожалеть, что ученик 8 или 9 класса прочитывает всего 60-70 слов в минуту, хотя беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых за это время.
2-е полугодие 4 класса – 85-90 слов в минуту.
Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Это норма, необходимая для 5 -6 класса, а для 7 – 120-130. Что уже говорить о старшеклассниках? Почему это так необходимо? Хочу познакомить вас для убедительности моих слов с научными исследованиями, проведёнными писателем и автором множества популярных работ о развитии навыков чтения , Всеволода Николаевича Зайцева .
 Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример:
в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справится с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение необходимости чтения. А если говорить об итоговых экзаменах по русскому языку в 9 классе, то нужно хорошо представлять себе, какой огромный материал для чтения представлен в тестовых заданиях, которые необходимо ещё и выполнить, принимая во внимание и письменную речь – это запись 70 слов изложения, 70 слов сочинения, как на черновике , так и в готовом уже варианте! К тому же, уже сегодня ученик 11 класса сталкивается с необходимостью написания итогового сочинения по литературе, которое предполагает огромное количество прочитанного материала, которое по требованию критериев необходимо включить в текст рассуждения на заданную тему, которая становится известной только за 15 минут до начала экзамена.  Быстро  читают  те  ученики , которые  читают много. У них хорошая память, внимание, а значит – работоспособность
Для вашего сведения В  США   на  многих  предприятиях  не  принимают  на  руководящую  работу,  если  у  специалиста  техника  чтения  менее  400  слов  в  минуту.  Считается,  что  иначе  он  утонет  в  потоке  бумаг.
Только регулярное и разнообразное чтение может сформировать и культуру, и кругозор, и словарный запас и для перспективной карьеры и личного счастья лишними не будут.
Чтение для ребенка должно быть удовольствием и естественным желанием, только тогда можно говорить о пользе книг. Сегодня большинство современных школьников имеют дома компьютеры, что дает возможность читать тексты с Интернета. Компьютер может принести пользу в воспитании ребенка лишь в том случае, если ребенок не использует его как средство для развлечения. Компьютерные игры не могут заменить ребенку чтение. Еще известный компьютерный гений Билл Гейтс не раз напоминал школьникам о том, что все компьютеры ничего не значат, если не будет увлеченных и знающих учащихся, преданных делу преподавателей и неравнодушных родителей.
Так почему же современный школьник зачастую отвергает чтение как способ познания действительности?
Печатная информация - труднее усваивается и запоминается, а ведь именно информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования.
Аудиовизуальная информация значительно легче осваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет из себя «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений.
В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению трудиться. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим.
Чем могут помочь родители в формировании у ребёнка любви к книге?
1Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
2Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
3Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день .Не нужно чрезмерностей , но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Приобщить  к  тому,  чтобы  ребёнок  интересовался  книгой,  можно  только  личным  примером  и  совместным  общение  с  книгой.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Это и «рабочая» библиотека,: словари, справочники, и приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.
  Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, учителя и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Лишь в семье, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка к чтению, его речь будет развиваться правильно и всесторонне.
Подготовила: Сапрыкина Е.А., учитель русского языка и литературы