Конспект урока Размножение и развитие млекопитающих

Тема урока: Размножение и развитие млекопитающих - 7 класс.
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями полового размножения млекопитающих, со строением их половых желез и половых клеток.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить черты сходства и отличия во внешнем строении зародышей позвоночных животных, определять особенности строения органа в связи с выполняемой функцией.
Воспитательные: продолжить воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни, бережного отношения к животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: с применением компьютера.
Опорные знания: размножение, оплодотворение, зигота, сперматозоид (спермии), зародыш, яйцеклетка.
Новые знания: яичники, семенники, матка, плацента, беременность, роды, эмбрион, эмбриология, млечные железы.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: таблицы «Роль особенностей строения млекопитающих в эволюционном процессе», «Размножение в органическом мире», «Сроки беременности», «Эволюция размножения и развития позвоночных животных»; самодельные таблицы «Плацентарные»; открытки и рисунки животных; микроскопы, микропрепараты «Яйцеклетка и сперматозоиды млекопитающих»; репетитор «Биология».

План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала:
1) размножение в органическом мире;
2) яйцекладущие;
3) сумчатые;
4) плацентарные.
IV. Первичное закрепление знаний.
V. Творческое домашнее задание.
VI. Закрепление знаний, применение знаний в новой творческой ситуации, обобщение.
VII. Подведение итога урока.



Ход урока:
I.Организационный момент (приветствие, объявление темы урока).
II и III. Изучение нового материала с актуализацией опорных знаний.
Урок начинается с записи учителем на доске темы и целей урока: «Размножение и развитие млекопитающих». Учитель обращается к классу: «Изучая растительный и животный мир, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражимостью, ростом и развитием есть ещё один признак, который свойствен всем живым организмам. Подумайте, что это за признак? (Учащиеся называют размножение) В чем заключается сущность этого процесса? Какие формы размножения вам известны?»
В ходе беседы на доске заполняется схема:
Размножение
Бесполое Половое
Делением Спорами Вегетативное
Учитель задает классу вопросы: какой способ размножения (половое или бесполое) наиболее распространен в природе как у растений, так и у животных? (Половое). Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в органическом мире? (Чтобы ответить на последний вопрос, учитель предлагает вспомнить основные черты полового размножения растений и животных).
- Что такое размножение?
- Размножение – это воспроизведение себе подобных (использование репетитора «Биология»).
Размножение в органическом мире (начертите таблицу № 1).

Знакомые понятия
Новые понятия

Размножение
Оплодотворение
Зигота
Сперматозоид (спермии)
Зародыш
Яйцеклетка
Яичники
Семенники
Матка
Плацента
Беременность
Роды
Эмбрион
Эмбриология
Млечные железы


Рассмотрение под микроскопом микропрепараты «Яйцеклетка и сперматозоиды млекопитающих».
В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы:
1. Яйцекладущие, или первозвери, не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос (!) и ехидны (!), обитающие в Австралии и на прилегающих островах.
Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.
Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов.
2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными ()та. теныш слизывает его.
. итель предлага). Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец.
3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена.
Процесс внутриутробного развития зародыша живородящих животных и человека называют беременностью.
Сроки беременности у млекопитающих различны (таблица № 2 ).

Вид
Длительность беременности (мес.)

Человек
9

Индийский слон
21

Шимпанзе
8

Домашняя собака
2

Крупный рогатый скот
9

Кошка
2

Свинья
4

Овца
5

Морская свинка
2

Кролик домашний
0,7

Мышь
0,7


Учитель задает вопрос: Чем различается размножение мелких и крупных зверей?
IV. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными. У многих видов млекопитающих в воспитании потомства принимают участие не только самки, но и самцы (рассказ учителя с использованием компьютерной технологии).
Эволюция размножения и развития позвоночных животных (таблица № 3).

Класс позвоночных животных
Оплодотворение
Форма развития зародыша
Место развития зародыша

Рыбы
Наружное
Яйцо
Водная среда

Земноводные
Наружное
Яйцо
Водная среда

Пресмыкающиеся
Внутреннее
Яйцо
Наземно – воздушная среда

Птицы
Внутреннее
Яйцо
Наземно – воздушная среда

Млекопитающие
Внутреннее
Яйцо
Организм животного


V.Творческое домашнее задание: прочитать параграф 31 - по Латюшину, параграф 69 -по Быховскому. Подготовить выступления на заданную тему (учащиеся получают домашнее задание, записывают его в тетрадь).
VI. Учащиеся работают с тестами.
Тест
Выбрать один ответ из четырех
№1.
1.В природе существует два основных способа размножений:
а) бесполое и вегетативное;
б) бесполое и половое;
в) половое и делением клетки пополам;
г) половое и вегетативное.
2. Преимущества полового размножения перед бесполым заключается в:
а) быстром увеличении численности особей;
б) сохранении преемственности между родителями и потомством;
в) расселение особей;
г) повышении возможности приспособленности потомства к окружающей среде.
3. Впервые внутренний скелет появляется у:
а) рыб;
б) земноводных;
в) пресмыкающихся;
г) млекопитающих.
4. Вентиляция легких у млекопитающих осуществляется благодаря:
а) бронхам;
б) трахеям;
в) легким;
г) диафрагме.
5. Обмен веществ – это:
а) поступление и удаление из организма газообразных веществ;
б) поступление веществ в организм;
в) происходящие в организме превращения веществ;
г) удаление из организма непереваренных остатков пищи.
6. Пищеварительная система млекопитающих выполняет функции:
а) доставки клеткам тела питательных веществ;
б) удаления из организма продуктов распада;
в) переработки пищи, выведение из организма непереваренных остатков пищи;
г) регулирования и согласования деятельности органов и систем.
7. Для кровеносной системы млекопитающих характерны:
а) двухкамерное сердце, один круг кровообращения;
б) трехкамерное сердце, два круга кровообращения;
в) четырехкамерное сердце с неполной перегородкой, два круга кровообращения;
г) четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.
8. У млекопитающих кровь из артериальной превращается в венозную в кровеносных сосудах:
а) малого круга кровообращения;
б) большого круга кровообращения;
в) малого и большого круга кровообращения;
г) большого и малого круга кровообращения.
9. К клеткам крови не относятся:
а) лейкоциты;
б) тромбоциты;
в) эритроциты;
г) плазма.
10. Орган выделительной системы млекопитающих – это:
а) печень;
б) почки;
в) кишечник;
г) легкие.
Вывод: Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве.
VII. Подведение итога урока. Учитель конкретизирует признаки размножения и развития, систематизирует полученную в ходе урока информацию (таблицы записываются в тетрадь). Обращает внимание учащихся на мизансцену урока. Проводит экспресс – диагностику. Благодарит за урок.





































Анкета – заявка
участника Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»
учителей общеобразовательных учреждений,
посвященного 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Закирова Асия Шавкатовна
2. Год, месяц, день рождения 5 июля 1966 года
3. Место работы Татарско – Танаевская средняя школа имени Афзала Шамова
полный адрес (с индексом, телефоном, кодом города, факсом, e-mail) 422511 Республика Татарстан Зеленодольский район деревня Татарское Танаево, 2-78- 37, код – 8-2-71.
4. Должность учитель биологии и химии
5. Педагогический стаж работы 18 лет
6. Преподаваемый предмет биология и химия
7. Название работы, представленной на конкурс Урок на тему: Размножение и развитие млекопитающих.
8. Домашний адрес автора (с индексом, телефоном, междугородным телефонным кодом) 422511 Республика Татарстан Зеленодольский район деревня Татарское Танаево улица Центральная дом 22; 2-78-97; 8-2-71
9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Гарипова Венера Павловна телефон – 2-78-37; код – 8-2-71.
10. Адрес, телефон, факс, телефонный код, e-mail городского, областного органа управления образованием РТ г. Зеленодольск улица Первомайская дом 8
11. Ф.И.О. руководителя органа управления образованием города, региона Тутаева
12. Участие в других конкурсах по данной тематике не участвовала



Дата заполнения Подпись руководителя /Гарипова В.П./





15