Воспитание патриотизма — веление времени


Воспитание патриотизма - веление времени
Сельский школьный музей… Здесь хранятся бесценные материалы, история которых тесно связана с судьбой дорогих для сердца каждого сельчанина людей. Это святое место, в котором каждый экспонат таит в себе много загадок. Школьный музей- это центр, который объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников «группы риска». Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: ревизия фондов музея, оформление летописи школы, поисковая работа, оформление стендов, исследование фактического материала, написание очерков о выдающихся людях, организация экскурсий и многое другое. Ко всей этой деятельности привлекаются учащиеся. Это позволяет выработать в них чувство сопричастности к большому полезному делу. Школьники осознают свою необходимость малой родине, а значит, и она им будет нужна.
Более 30 лет музей МБОУ СОШ с. Бишкураево Туймазинского района Республики Башкортостан является центром патриотического воспитания учащихся. Основателем и многолетним руководителем музея при Бишкураевской средней школе был учитель этой школы Даим Ганиевич Яушев. Долгое время он собирал исторические документы и материалы. Сегодня Даим Ганиевич пишет стихи и рассказы (выпустил 4 сборника), занимается построением генеалогического дерева своего рода.
В музее насчитывается более 900 экспонатов, из них 450 относятся к отделу боевой славы, отражающему историю двух войн: гражданской и Великой Отечественной. В войне 1941-1945 годов участвовали 587 жителей села, 302 из них не вернулись (среди погибших был известный поэт Башкортостана Ахмет Шакири), около 300 сельчан трудились в тылу. Также имеются документы, свидетельствующие о жизни эвакуированного из прифронтовых областей населения, их взаимоотношениях с сельчанами.
Пополнять музей историческим материалом помогают сами ветераны. Родственники многих учащихся участвовали в освобождении своей Родины и стран Европы от немецко-фашистских захватчиков; выполняли интернациональный долг в Афганистане, воевали в Чечне. Поэтому здесь представлено много наград, документов, военных фотографий, писем, свидетельствующих об их подвиге. Среди предметов есть уникальные. Например, котелок Н.Гайнанова. на котором изображен военный путь солдата, прошедшего до Кенигсберга. Костюм солдата Г.Шарифуллина, увешанный многочисленными орденами и медалями, подарила школе дочь. На доном из стендов размещены грамоты от Верховного Главнокомандующего. Есть орден Красной Звезды, который нашел своего героя Мияссара Нурулловича Гатауллина лишь спустя 60 лет. Таким образом, каждая экспозиция музея рассказывает о патриотизме старшего поколения, о преданности народов идеям дружбы и братства.
Много исторического материала собирается благодаря поисковой работе, воспоминаниям старожилов. На их основе учащиеся занимаются исследовательской деятельностью. За поисковую и научную работу музей неоднократно награждался грамотами российского, республиканского и муниципального уровня.
Материалы музея используются на уроках, классных часах, во внеклассных мероприятиях. Эта целенаправленная систематическая работа актуальна особенно в наши дни, когда молодое поколение предоставлено самому себе.
Известно, что успешно формировать патриотическое сознание учащихся в процессе обучения можно, если учитель ведет постоянную работу по расширению кругозора детей, опирается на личный и семейный опыт учащихся, эмоционально знакомит их с примерами героической защиты своей Родины. Описывая беспримерный героизм людей, защищавших Отчизну и самоотверженно трудившихся в тылу, учитель обязан объяснить мотивы их поведения, выяснить, что пробуждало их на эти подвиги, показать, какими необходимыми качествами они обладали.
Педагогический коллектив добивается формирования у подрастающего поколения высокой нравственности, трудолюбия, чувства ответственности за судьбу Родины. Учит уважать, ценить боевые и трудовые подвиги народов России. В поиске, которые ведут члены кружка под руководством Шарифуллиной Дании Табрисовны- Заслуженного учителя РБ, нынешнего руководителя музея – заставляют учащихся, родившихся много лет спустя после войны, понять, почувствовать, какие чудеса массового героизма, всенародного мужества стоят за словами «Победа в Великой Отечественной войне».
Учителя ставят перед собой задачу формирования у учащихся таких понятий, как «Родина», «патриот», «защитник Родины», воспитания любви к России и уважения к ее защитникам. Особенно эффективны в этом плане уроки литературы и истории, которые часто проходят в школьном музее. Изучение истории родного края и восхищение ее красотой, людьми, которые в нем проживают. Гордости за них ложатся в основу патриотизма школьников. Встречи с ветеранами войны и труда, передовиками производства, выпускниками школы – частыми гостями образовательного учреждения – помогают учащимся в выборе активной жизненной позиции, воспитывают гражданственность.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души учащихся. Участие в поисково-исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие образования, в культуру края, частью которого является школа. Это воспитывает уважение к памяти поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитывать чувство любви к своему Отечеству, малой Родине.