«Воспитание патриотизма — веление времени»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ленинградской области
«Подпорожский политехнический техникум»
Педагогические чтения
«Педагог проводник в культурное пространство»
Направление: «Патриотическое воспитание через учебные предметы»
Доклад по теме:
«Воспитание патриотизма - веление времени»
Автор статьи: Максимова Людмила Борисовна,
Педагог-организатор ОБЖ
ГБОУ СПО ЛО «Подпорожский политехнический техникум»,
г.Подпорожье, Ленинградской области
ЛОИРО 2014
Л.Б.Максимова
педагог-организатор ОБЖ
ГБОУ СПО ЛО «Подпорожский политехнический техникум»
В докладе описаны активные формы обучения, воздействующие на сознание, эмоции и чувства студентов. Подчеркивается актуальность и значимость патриотического воспитания в наши дни, выполнение воинского долга, формирование гражданской позиции у молодежи.
Воспитание патриотизма - веление времени
Быть патриотом значит не только с
уважением и любовью относиться
к своей истории, хотя, безусловно, это
очень важно, а прежде всего служить
обществу и стране.
Президент РФ В.В. Путин
(Послание президента Федеральному Собранию 2012)
Сегодня основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решаются на основе государственной программы ««Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях. В Послании Федеральному Собранию 9 апреля 2009 года Президент России Дмитрий Медведев указал на необходимость уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи: «…эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личным представлением каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины».
Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
В учреждениях среднего профессионального образования согласно Федеральному стандарту предусматривается изучение обучающимися дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности». Как и любая дисциплина, ОБЖ и БЖД должны обеспечить развитие и формирование общих компетенций. Отличительной чертой студентов техникума является их профессиональная подготовка. В основном наши студенты идут в армию после окончания обучения и могут применить полученные по профессии или специальности знания и умения и в военной службе. Таким образом, сама служба в ВС РФ является мотивирующим моментом и в образовательной подготовке допризывников.
Процесс формирования общекультурной компетенции, одним из компонентов которой является исполнение воинской обязанности, осложняется тем, что для молодежи, родившейся в 90-е годы прошлого века, понятие патриотизм оказалось каким-то «размытым», неконкретным в силу их ориентации на западные нормы и ценности. Поэтому реализация государственной программы патриотического воспитания требует от педагога осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков в образовательном процессе.
Этот достаточно сложная проблема, решение которой зависит от многих факторов, в том числе и от выбора педагогом методов, приёмов и форм работы со студентами. Именно это и убеждённость самого педагога в правильности выбранного пути поможет воспитать гражданскую позицию личности, ориентированную на желание служить обществу и стране. Поэтому на уроках ОБЖ и БЖД осуществляется идейная, психологическая и практическая подготовка обучающихся к службе в Вооружённых силах РФ. Разнообразие форм и методов обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность подростка, основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить студенту увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами повышает познавательную активность обучающихся, степень заинтересованности предметом, стимулирует к более качественному освоению дисциплины в целом и, несомненно, помогает формированию осознанного отношения к службе в армии.
При изучении тем, посвященных основам военной службы, в качестве примеров используется все многообразие событий из военной истории отечественных Вооруженных сил, которые формируют у учащихся чувство гордости за русского солдата, восхищение его героизмом и желание подражать ему. Материал уроков подкрепляется самостоятельной работой студентов, которую они выполняют дома, и заключается в просмотре фильмов о Великой Отечественной войне («Офицеры», «В июне 41», «Мы смотрели смерти в глаза» и др.) и выражении своего отношения к поступкам героев этих фильмов с точки зрения гражданско-патриотической позиции. Метод критического мышления, применяемый при обсуждении домашнего задания, позволяет не только увидеть личную позицию каждого студента, но и подвести их к общему выводу о высоком предназначении каждого, служащего в армии.
На уроках нужно и можно воспитывать чувство гордости за свою страну, за людей, которые делают её богаче, обеспечивают обороноспособность. Например, изучение боевой техники и вооружения Российской армии, их лучших образцов несомненно вызывает чувство гордости за достижения российских ученых и инженеров. Сложные вопросы поднимаются и на уроке по теме «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». Важно учитывать, чтобы студенты в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. Это достигается через личностно-ориентированный подход и актуализация личностного опыта обучающихся. Активизация мыслительной деятельности на уроках достигается в результате применения  технологии проблемного обучения.  Такие уроки требует нестандартной подготовки, постановки проблемных вопросов. Организация дискуссий между юношами и девушками по таким темам, как «Проблема патриотизма в обществе и Вооруженных силах», «Трудности военной службы» продлевает и усиливает эффект от применения указанных выше методов.
Ещё одним из наиболее действенных методов положительного отношения к воинской службе является метод опоры на собственный опыт. Он реализуется во встречах обучающихся со студентами, которые отслужили в рядах Российской армии. Их рассказы о военной службе, изменениях, которые произошли в их сознании, влияют на формирование отношения студентов к воинскому долгу.
Одним из немаловажных моментов правильной организации современного урока является использование информационных компьютерных технологий. Самостоятельная работа студентов по поиску в Интернете необходимой информации по военному делу, материалов по современному вооружению стран, модернизации вооружения и боевой техники армий даёт не просто дополнительную информацию к уроку, но и позволяет педагогу понять, какого уровня сформированности компетенции достиг тот или иной студент, выработать в отношении к нему дальнейший путь обучения и воспитания.При изучении темы «Государственные и воинские символы, традиции и ритуалы Вооруженных сил» используется технология коллективного взаимообучения. Студенческая группа разбивается на микрогруппы, каждая получает своё задание, продумывает его подачу и способ контроля других студентов по изложенному материалу, проводит взаимообучение. Микрогрурппам предлагаются такие темы: «Государственные и воинские символы России», «Дни воинской славы, памятные даты и воинские праздники России», « Воинские традиции - память поколений», « Воинские ритуалы в Вооруженных силах Российской Федерации». Данная технология позволяет организовать работу студента в соответствии с его личными способностями, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, что тоже является подготовкой к службе в армии.
Переход современной российской системы образования к компетентностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании далеко не прост, но в то же время интересен. И прежде всего тем, что, формируя компетенции, педагог свободен в выборе методов и форм обучения. Многое в его работе связано с технологией личностно-ориентированного обучения, педагог вправе использовать и некоторые методы и приёмы традиционной системы обучения, если они приводят его к прогнозируемым результатам. Поэтому, изучая историю и боевые традиции Вооружённых Сил России, их состава, структуры, организации управления и комплектования, государственную и военную символику, я пользуюсь методами рассказа и этической беседы.
Наиболее ярким и сложным моментом в деятельности преподавателя ОБЖ и БЖД являются учебные сборы, которые ежегодно организуются и проходят в Подпорожском политехническом техникуме для юношей. Их цель закрепить полученные знания и умения по дисциплинам ОБЖ и БЖД и применить их в условиях, приближенных к реальным. Поэтому преувеличить значение занятий по строевой, огневой, тактической и физической подготовке для формирования будущего воина невозможно, так как они развивают у обучающихся умения и навыки, нужные солдату, а также готовят их в моральном и психологическом плане, значительно облегчая первые месяцы военной службы. Думаю, что такие сборы можно смело отнести к разряду интерактивных методов обучения и воспитания, которые применяются и в подготовительной работе к сборам. Это работа поэтапная, представленная в виде самостоятельных блоков информации и практических занятий. Вот эти блоки:
1.Занятия по огневой подготовке. Они позволяют юношам научиться обращаться со стрелковым оружием, производить разборку и сборку автомата, развивать выносливость, меткость при метании гранат. Вызывают живой интерес у студентов, особенно наличием соревновательного момента.
2. Строевая подготовка. В ходе отработки приёмов в строевой подготовке юношам прививаются навыки строевой подтянутости, выправки, развивается правильная осанка и координация движений, дисциплинированность и выдержка.
3.В ходе физической подготовки у юношей развивается сила, выносливость, ловкость, координация движений, вырабатываются скоростные и волевые качества. Предусматриваются соревнования по прохождению военно-спортивной эстафеты в спортивном зале с элементами тактической, медицинской, огневой подготовки, радиационно-химической и биологической защиты;
4.Занятия по радиационно-химической и биологической защите позволят юношам изучить современные средства массового поражения и методы выживания в условиях их применения, отработать умения и навыки в пользовании индивидуальными средствами защиты, научиться пользоваться приборами радиационного и химического контроля.
5.Изучение медицинской подготовки позволяет юношам приобрести знания, умения и навыки в правилах оказания первой медицинской помощи при различных травмах и ранениях. Понимание необходимости получаемых знаний и умений для любых жизненных ситуаций делает этот блок особенно востребованным.
6.Особое место в ряду всех занятий занимают уроки по изучению уставов Вооружённых Сил РФ, на которых юноши изучают основные положения общевоинских уставов и законов РФ по воинской обязанности и военной службе, обязанности, права, гарантии социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Основной формой учебных сборов по военной подготовке является урок. Занятия по начальной военной подготовке отличаются от обычного урока тем, что начинаются с построения, сдачи рапорта командиром отделения, осмотра внешнего вида студентов. Такая организация урока постепенно приучает юношей к требованиям воинской службы и дисциплины.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов организуется не только в рамках учебной программы. Проводится немалое количество внеклассных мероприятий: уроки мужества, торжественные линейки, митинги, посвященные памятным датам и захоронениям останков воинов Великой Отечественной войны. Студенты участвуют в областных и районных праздниках «День призывника», торжественных открытиях мемориалов, памятников, возложении цветов на братских захоронениях.
Главная задача воспитательный мероприятий - вызвать у участников глубокие чувства, дать пример для подражания, тем самым активно формируя сознание, убеждения, активизируя деятельность. Ярким героическим примером для студентов является судьба выпускника техникума Евгения Хаматова, погибшего в Чечне в составе 6-й роты псковских десантников. Особым местом для студентов и педагогов техникума стал мемориал памяти 6-й роты и Евгения Хаматова, оформленный в современном стиле в фойе первого этажа. В день гибели 84 десантников, 1 марта, ежегодно проводится торжественная линейка с участием родителей Героя, вручением почётных грамот лучшим студентам техникума, которые возлагают цветы к месту захоронения Евгения. Среди студентов нашего техникума есть ребята, которые по своей инициативе пошли служить в тот полк в котором служил Евгений.
Патриотическое воспитание невозможно уместить в рамки одного предмета, это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение личности. Задача педагога не заканчивать свою воспитательную функцию за пределами своей дисциплины, а активно участвовать во внеурочной жизни техникума, проявлять творчество и профессионализм при проведении мероприятий патриотической направленности. Наука констатирует объективную истину: личность педагога - это если не решающее, то, по крайне мере, важнейшее условие эффективного воспитания. С большим желанием, теплотой осознанием значимости личного участия в мероприятиях техникума принимаю участие с привлечением своих воспитанников. ( Урок мужества «900 Блокадных дней», День Памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами отчества, линейка памяти Евгения Хаматова, День призывника ленинградской области 2014)
Работая над проблемой гражданско-патриотического воспитания, я могу говорить о промежуточных результатах своей деятельности. За 5 лет своей педагогической работы в профессиональном образовании мне удалось подобрать эффективные  технологии, методы, приемы  для организации теоретических и практических занятий по предмету (технологии проблемного обучения, критического мышления,  метод опоры на собственный опыт и ИКТ технологии, воспитание на современных примерах героизма), эффективно организовать обучение на учебных сборах, сформировать у студентов сознательное и ответственное отношение к учебным сборам.
Применение указанных методов дает возможность получить положительный результат при изучении любой темы по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», так как являются методами активного обучения и воспитания личности. Для меня как преподавателя указанных выше дисциплин отправной точкой в работе являются слова президента РФ В.В.Путина о патриотическом воспитании молодежи:
"….от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя, сможет ли она быть современной, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке".