Из опыта работы на тему Самообразование учителя — веление времени

Самообразование учителя – веление времени


Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием. А. Дистервек.


В условиях экономических и политических изменений в жизни общества возрастает интерес к специалисту, способному к творческому саморазвитию.
В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Не секрет, что новая школа сегодня – это по-новому работающий учитель.
Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности.
Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Современная действительность взывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».
Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности. А любую деятельность следует воспринимать как творчество: жизнь – это творчество; урок – это творчество; реферат – это творчество; методическая разработка – это творчество и т.д.
В работе каждого учителя есть определенные творческие находки, педагогические идеи, элементы новизны. Это опыт, педагогическая копилка, над пополнением которой работа не прекращается. Изучение опыта других и сопоставление его со своим – движущая сила профессионального развития педагога.
Рост профессионального мастерства учителей стимулирует их творчество, побуждает к поиску новых форм работы, к экспериментальной деятельности, что в конечном счете, активизирует учебно-воспитательный процесс и мыслительную деятельность школьников.
Я работаю в школе 32 года, из них 26 лет преподаю географию. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности. В современных условиях школа должна дать подрастающему поколению не только основы современных географических знаний, но и подготовить их к усвоению новых.
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных технологий обучения. Педагогически грамотный специалист должен ориентироваться в широком спектре современных технологий и успешно внедрять их в учебный процесс.
Использование разнообразных технологий обучения способствует творческому развитию учащихся, научно-исследовательской деятельности по предмету, повышению качества знаний.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом.
Большое внимание уделяю самообразованию в различных направлениях: профессиональном, психолого-педагогическом, методическом, правовом, эстетическом и т.д. С этой целью изучаю и внедряю новые педагогические технологии, формы и приемы обучения; посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом; периодически провожу самоанализ своей профессиональной деятельности; совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни; повышаю уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Разрабатываю и провожу открытые уроки, мастер-классы, выступаю с обобщением опыта по исследуемой проблеме.
Внедряя личностно-ориентированные технологии в процесс обучения географии, тесно сотрудничаю с Институтом развития образования Республики Татарстан, принимаю активное участие в реализации программы семинара-практикума по личностно-ориентированному образованию «Каждый школьный учитель – психолог» под руководством научного руководителя Е.К. Кустобаевой, кандидата педагогических наук, доцента ИРО РТ.

15