Статья на тему Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках английского языка – веление времени.


Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках английского языка – веление времени.
Широкое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последнего десятилетия. Вхождение нового поколения в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество требует модернизации содержания образования, в котором центральное место должны занять межличностная коммуникация, информатика, иностранные языки, межкультурное общение. ИКТ – это целый мир безграничных возможностей, которые можно эффективно использовать при обучении иностранным языкам. Мультимедийные технологии позволяют создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых является интерактивная наглядность – эффект погружения в обучающую среду и взаимодействия с ней. Кроме того, виртуальное присутствие пользователя в программной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия ново информации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно. Воспринятая таким образом информация эффективно поддается обработке, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается.
Целью обучения на основе использования ИКТ является формирования умения ставить проблемы, искать их рациональные решения, ориентироваться в растущем потоке информации. Компьютер при этом рассматривается как помощник, соучастник мыслительного процесса, «партнер» школьника в его учебной деятельности.
1. Дидактические возможности компьютера в учебном процессе велики.
Использование ИКТ позволяет: повысить эффективность и качество образования; ориентироваться на современные цели обучения: формирование языковой, речевой, социокультурной, учебно – познавательной коммуникативных компетенций; реализовать основные научно – методические принципы: коммуникативности, наглядности, индивидуализации; повысить мотивацию, обеспечить резкий рост интереса учащихся к предмету; использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности: аудированию, говорению, письму; сделать уроки эмоциональными и запоминающимися; реализовать индивидуальный подход, способствовать преодолению страха ошибки, самоутверждению учащихся, раскрытию возможностей и способностей; увеличить пространство для развития творческой и познавательной активности, реализации лучших личностных качеств учащихся во внеурочной работе; повысить самостоятельность учащихся в усвоении языкового материала, ответственность в учебе, развивать системное мышление, умение анализировать, сопоставлять и обобщать факты; изменить характер взаимодействия учителя и ученика, избежать субъективности оценки.
2. Всемирная компьютерная сеть Интернет – уникальная среда для обучения.
Основная цель изучения иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции, способности к межкультурному взаимодействию. В развитии коммуникативного подхода сегодня важную роль играет Интернет. Многие методы работы с Интернетом направлены на создание новой стратегии, моделирующей общение.
Наиболее положительным в использовании Интернета является его информативность, а также велика его роль в повышении мотивации обучения, развитии самостоятельности, активности, заинтересованности учеников, в формировании психологической и языковой готовности их к общению. В результате полученные знания становятся более осознанными, приобретается и развивается научный стиль мышления, способность к межкультурной коммуникации. Можно говорить, что обучение становится «развивающим», что является важной чертой современного образования в мире.
3. ИКТ на уроках английского языка в нашей школе. Я, учитель английского языка, стараюсь активно использовать информационные и коммуникационные технологии на уроках и во внеурочной работе. Неизменный интерес вызывает работа с мультимедийным приложением к УМК «WayAhead» для 1-7 классов и УМК «Lazer» для старших классов издательства Macmillan. Эти компьютерные программы включают многообразные, яркие, увлекательные упражнения, интерактивные игры, видеоролики, анимацию, имеют звуковое сопровождение. Программы направлены на развитие всех видов речевой деятельности. На всех ступенях используются мультимедийные приложения на CD-ROM к учебникам по грамматике «Grammar in Use» издательства Cambridge University Press и «Grammar Practice» издательства Longman. Они позволяют повысить эффективность усвоения лексического и грамматического языкового материала благодаря тому, что при работе с ними концентрация внимания, сознательное отношение учащихся приближается к 100%. На уроках применяются интерактивные компьютерные программы, созданные издательством Longman к книгам для чтения; «Английский для общения», «Живой английский», изданные компанией «Репетитор МультиМедиа» и другие. В практике используются и самостоятельно созданные учебные материалы (с использованием Microsoft Office Word, Power Point, Fine Reader), которые ускоряют процесс обучения, повышают его эффективность. Компьютерные программы и учебным материалы при использовании на уроке выводятся на экран с помощью медиапроектора, что делает работу с ними увлекательной.
Литература
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. – 2001. – №3.
Головко Е.А. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 2007. – №8.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. – 2004. – №3.
Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 2007. – №8.
Идилова И.С. Электронные образовательные проекты и межкультурная коммуникация // Иностранный язык в школе. – 2007. – №6.
Педагогические технологии на основе информационных и коммуникационных технологий / Под ред. А.А. Шаталова. – Орехово – Зуево, 2006.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007.