Статья по теме Формирование регулятивных умений при выполнении практических работ на уроках географии.


Формирование регулятивных умений при выполнении практических работ на уроках географии.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. При выполнении практических работ развиваются и формируются регулятивные УУД.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Универсальные учебные действия – умение учиться, т.е. способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем активного присвоения нового социального опыта.Универсальные учебные действия учащихся сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные,коммуникативные.   Успешность развития УУД решающим образом зависит от способа построения содержания деятельности ученика. Учение – это сложная многоплановая деятельность ученика по освоению содержания обучения. Важно, чтобы в процессе освоения школьниками предметного содержания, формируемые знание и действия «выстраивались» в различные алгоритмы деятельности, в которую погружается ученикпрактике [ 1: 206]. . На уроках географии развитие УУД возможно через систему практических работ.Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Их выполнение обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п. Практические работы, которые предлагаются по программе, разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов.     Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке.
Регулятивные умения формируются на каждом уроке, но во время выполнения практических заданий можно увидеть уровень их сформированности. В зависимости от параллели регулятивные умения усложняются, дополняются.В 5-6 классах формируются регулятивные умения: ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей или предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми и оценивать работу одноклассников. При выполнении первых практических работ «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников», «Имена на карте» совместно ставим цель и задачи по выполнению работы. Далее озвучиваем, какой должен быть конечный результат. Следующим шагом учащиеся сами предлагают, каким способом они это сделают. Послушав все ответы, делаем вывод, какие из предложенных способов наиболее подходящие, а именно, позволяют быстро, правильно выполнить задачи и достичь цели. Выполняя практическую работу, учащиеся представляют результат в разных формах. Важно научить ребят корректировать свою работу, анализируя результаты, контролировать свою деятельность на всех этапах выполнения практической работы. Очень важны первые практические работы с точки зрения формирования регулятивных умений. На последующих практических работах эти умения развиваются и закрепляются. В 7-8 классе учащиеся учатся не только ставить учебные задачи под руководством учителя, но и сами вносят изменения в последовательность и содержание учебной задачи, выбирают наиболее рациональную последовательность и содержание учебной задачи, планируют и корректируют свою деятельность, владеют различными способами самоконтроля. Одной из форм практических работ – описание географических объектов по плану. Результатом работы могут быть таблицы, описательный текст, картосхема, диаграммы и т.д. Ученик сам выбирает форму оформления конечного результата. Для достижения цели использует различные источники: карты, текст, дополнительную литературу, интернетресурсы. Например, изучая материки в 7 классе, определяют протяженность материка с севера на юг двумя способами: используя масштаб или длину 1 градуса меридиана в км.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий применяем следующие задания: 1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.) 2. Задания на упорядочивание и группировку, классификацию.3. Задания “Найди ошибки в тексте”, «Убери лишнее», и др.4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова».
При выполнении практических работ формируются универсальные способы деятельности как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике [2: 270].
Литература: 1.Беловолова Е.А. Новая модель учения: от предметных знаний и умений к универсальным учебным действиям (на примерере курса географии) Материалы Всероссийской НПК с международным участием, Казань, 2015. 2.Самигуллина Г.С., Раннак М.С. Использование предметных и метапредметных результатов освоения содержания образования.Материалы Всероссийской НПК с международным участием, Казань, 2015.