Презентация по дисциплине техническая механика на тему общие сведения о фрикционной передаче


Юсупова Ю.В. Учалинский Горно- металлургический техникум Презентация на тему: Фрикционные передачи Фрикционная передача — механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.Фрикционные передачи состоят из двух катков : ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой (на рисунке — пружиной), так что сила трения в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы . Цилиндрическая фрикционная передача: 1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах Основные геометрические параметры фрикционной передачи: D1 и D2 — диаметры ведущего и ведомого катков; а — межосевое расстояние; b — ширина катка;d1 и d2 — диаметры валов ведущего и ведомого катков Геометрические параметры фрикционных передач Цилиндрическая фрикционная передача. Фрикционную передачу с параллельными осями валов и с рабочими по­верхностями цилиндрической формы называют цилиндрической. Простейшая фрикционная передача с гладкими катками и постоянным передаточным числом.В некоторых случаях применяется цилиндрическая фрикционная передача с катками клинчатой формы .Это позволяет снизить в передачах с клинчатыми катками силу Fr в 2—3 раза.По типу катков фрикционные передачи бывают с гладкими катками, выпуклыми катками и выпукло-вогнутыми Типы катков: a — гладкие катки: б — выпуклые катки: в — выпукло-вогнутые катки Катки клинчатой передачи Скольжение во фрикционных передачах. Скольжение является причиной износа, уменьшения КПД и непостоянства передаточного отношения во фрикционных передачах. Различают три вида скольжения: буксование, упругое скольжение, геометрическое скольжение.Буксование наступает при перегрузках. При буксовании ведомый каток останавливается, а ведущий скользит по нему, вызывая местный износ или задир поверхности. Нарушение геометрической формы и качества поверхности катков выводит передачу из строя. Поэтому при проектировании следует принимать достаточный запас сцепления К и не допускать использования фрикционной передачи в качестве предохранительного устройства от перегрузки. Коническая фрикционная передача. Фрикционную передачу с пересекающимися валами и катками, рабо­чие поверхности которых конические, называют фрикционной конической пе­редачей. Ее устройство аналогично цилиндриче­ской фрикционной передаче. Прижимной каток конической передачи обычно меньший, так как при этом необходима меньшая сила нажатия. Ее применяют для передачи небольшой мощности (до 25 кВт). Геометрические параметры конической фрикционной передачи Передаточное отношение: Вариаторы Большинство современных рабочих машин требует регулирования скорости рабочих органов в зависимости от условий осуществления технологического процесса. Для этого машины снабжают ступенчатыми коробками передач с большим числом зубчатых пар, например, в коробке передач автомобилей их 4 - 6 пар. Фрикционный механизм, предназначенный для бесступенчатого регу­лирования передаточного числа, называют фрикционным вариатором или просто вариатором. Применение в машинах вариаторов значительно упрощает конструкцию, позволяет установить оптимальный скоростной режим и регулировать скорость на ходу. Все это существенно повышает производительность машины, качество продукции и, кроме того, вызывает уменьшение шума и вибрации. Эти достоинства вариаторов обусловили их широкое распространение в различных областях машиностроения. Лобовые вариаторы Лобовой вариатор: 1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток Торовые вариаторы Торовый вариатор: 1 — ведущая торовая чашка; 2 — ведо­мая торовая чашка; 3 — диск; 4 — оси дисков; 5 — шарниры осей Вариатор с коническими катками Конусный вариатор: 1 — ведущий каток: 2 — ведомый каток: 3 — промежуточный диск: 4 — ось диска; 5 — пружина Достоинства фрикционных передач:- простота конструкции и обслуживания;- плавность передачи движения и регулирования скорости и бесшумность работы;- большие кинематические возможности (преобразование вращатель­ного движения в поступательное, бесступенчатое изменение скоро­сти, возможность реверсирования на ходу, включение и выключение передачи на ходу без остановки);- за счет возможностей пробуксовки передача обладает предохрани­тельными свойствами. Однако после пробуксовки передача, как пра­вило, резко ухудшает свои качества - появляются лыски на катках, неравномерно срабатываются фрикционные поверхности и т.д. По­этому использовать пробуксовку как предохранительное средство не рекомендуется;- отсутствие мёртвого хода при реверсе передачи; - равномерность вращения, что удобно для приборов;- возможность бесступенчатого регулирования передаточного числа, причем на ходу, без остановки передачи.  Недостатки фрикционных передач:- непостоянство передаточного числа из-за проскальзывания;- незначительная передаваемая мощность (открытые передачи - до 10-20 кВт; закрытые - до 200-300 кВт); - для открытых передач сравнительно низкий КПД;- большое и неравномерное изнашивание катков при буксовании;- необходимость применения опор валов специальной конструкции с прижимными устройствами (это делает передачу громоздкой);- для силовых открытых передач незначительная окружная скорость ( 7 - 10 м/с);- большие нагрузки на валы и подшипники от прижимной силы , что увеличивает их размеры и делает передачу громоздкой. Этот недостаток ограничивает величину передаваемой мощности;- большие потери на трение.