ДокладПатриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«ИГРА – КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
Секция «Актуальные вопросы нравственно-эстетического воспитания»

Барышникова Оксана Николаевна,
Воспитатель,
СП ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.
В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра. Значит и возможностей для успешного нравственного развития малышей больше. В виду того, что в младшем возрасте бывает не под силу отличить хорошее от плохого, определить верный путь поведения и реализовать его, необходимо организовать нравственно-направленную деятельность ребенка, упражняя его в нравственных поступках.
Для этого необходимо создать в группе такие педагогические условия, которые обеспечивают разностороннюю детскую деятельность, что способствует развитию ценных нравственных качеств: дружеское отношение к сверстникам и взрослым (общительность, внимательность, вежливость), трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность.
Нравственно и эмоционально насыщенная жизнь способствует развитию культуры речи, формированию умственных способностей.

Для успешного нравственного воспитания малышей применяю различные способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. Используя разные виды игр, формирую у малышей добрые чувства к сверстникам, правильные взаимоотношения, умение поблагодарить за помощь и доброе дело, поздороваться, попрощаться. Для этого создаю благоприятные условия для объединения детей в небольшие группы.
Расширяя представление об общественных явлениях, провожу наблюдение за трудом младшего воспитателя. Хвалю малышей, которые помогают накрывать стол, не выплескивают воду во время умывания. Говорю: «Какие вы молодцы! Валентина Анатольевна не устанет сегодня. Вы настоящие помощники. Аккуратно моете руки. Стряхиваете воду над раковиной. Не придется ей полы перемывать».
Малыши с удовольствием используют полученные знания в своих играх. Моют посуду, аккуратно расставляют их на полках. Чтобы понимали смысл слов «аккуратный», «неаккуратный» провожу сравнение. Показываю игровой уголок, где разбросаны по полу игрушки, или одежда после прогулки валяется. Обычно малыши говорят: «Я аккуратный, потому что у меня все на своем месте, а Миша неаккуратный, у него шорты на полу валяются».
Чтобы игра получила дальнейшее развитие, вношу новые игрушки. Дети изображают быт семьи, передавая отдельные действия, подражая близким людям – маме, бабушке, воспитателю. Играя с куклой, малыши изображают кормление ребенка. Хвалю малышей: «Посмотрите, как хорошо, дружно играют Анечка с Катюшей. Аня приготовила угощение, а Катя кормит малыша». Другие дети, желая получить похвалу, тоже говорят: «И мы играем дружно». А некоторые вспоминают, как кто-то ссорился. При этом ободряю малышей: «Скоро все научитесь играть дружно, делиться игрушками и говорить добрые и вежливые слова». Обучая детей вежливости, постоянно слежу за тем, насколько хорошо они усвоили «вежливые» слова.
Очень важно вызвать у ребенка эмоциональные переживания. Например, убаюкивая куклу, ласково гладить её по головке, заботливо кутать ножки, тихо напевать колыбельную песенку. Малыши охотно и легко подражают взрослому. При этом поощряю ребенка: «Какая хорошая Лиза! Ты, очень любишь свою дочь! Она уже заснула. Не разбуди её!».
Очень велико значение целенаправленного наблюдения за веселыми, дружными играми старших дошкольников. Это не проходит бесследно. Мы отмечаем добрые взаимоотношения, оптимистическое настроение, слаженность действий старших дошкольников. Это питает детский опыт и положительно влияет на поведение малышей.
Малыши накапливают игровой опыт, позволяющий ему обогатить совместную игру, сделать её интересной. Подсказываю идею общей игры: «Вот мама одна гуляет со своей дочкой, а другие дети стоят за прилавком в продуктовом магазине. Может нужно сделать покупки и приготовить к ужину салат фруктовый». При этом хвалю ребят за дружную совместную игру, за помощь друг другу, за умение поблагодарить. В следующий раз другие малыши тоже вступают в игру, исполняя роль «продавца» или «покупателей». Подражая запомнившейся игре, «продавцы» благодарят за покупку, а «покупатели» за обслуживание. Так, закрепляю представления детей о нравственной стороне явлений окружающей жизни.
Девочке, гуляющей с куклой в коляске бесцельно, предлагаю отправиться в магазин и купить ткань или одежду. К ней присоединяется группа детей. Получается интересная, веселая игра. Покупки малыши дарят мамочке, папочке, любимому братику. Такие группы использую в целях нравственного воспитания каждого ребенка. Уже в ходе игры, наблюдая за поведением детей, помогаю меняться ролями и более робким проявить себя, не допуская, чтобы один всегда брал инициативу в свои руки и подавлял активность других детей.
Бывает и так, что игра увлекает большее количество малышей своим интересным и близким для них сюжетом. В ролевой игре «Поликлиника» два ребенка играют роль врача и медсестры. Предлагаю детям проверить свое здоровье у врача. Два других малыша, которые вместе катали куклу, увидев интересную игру, присоединяются к ним. Врач вначале слушает куклу, а потом и самих родителей. Я им говорю, что такие врачи называются «семейными». Хвалю малышей: «Вот какие молодцы, играете дружно, умеете подождать, не шумите и врачу не мешаете принимать больных. Поэтому всех больных врач посмотрит и вылечит». Привожу пример, как добрый доктор Айболит лечил всех больных зверей. «Звери все вылечились. Говорили спасибо». Малыши в приподнятом настроении тоже благодарят врача за его работу.
Строя дом или другие постройки, малыши иногда затрудняются отыскать и приспособить нужные для игры предметы. Подсказываю: «Лучше если пирамида будет крышей, а кубик стульчиком для отдыха». Переделывая постройку вместе, потому, что она оказалась неудобной, малыши преодолевают возникающие затруднения. Так развиваю у малышей настойчивость, привычку не отступать перед трудностями. Развивая сюжет игры, предлагаю полететь в самолете. Роль летчика малыши выполняют по очереди или по считалке, а остальные желающие выполняют роль пассажиров. Играя, вместе припеваем: «Когда живется дружно, что может лучше быть! И ссориться не нужно, и можно всех любить». (С.Михалков)
Поощряя совместную игру, развиваю дружеские чувства, добрые отношения, умение считаться с другими, быть уступчивее, терпеливее.
Любят малыши играть в игры-сказки, игры-драматизации. Они приучают детей действовать сообща и в то же время самостоятельно в соответствии с определенной темой, разыгрывать свою роль в нужной последовательности. Роль литературы велика, так как позволяет использовать яркие образы для того, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно.
Развитию игр-драматизаций помогает чтение коротких рассказов, стихов сказок, рассматривание книжек-картинок. В них малыши видят увлекательную игру со своими игрушками, и они подражают, отображая в своей игре действия персонажей. После чтения Е.Благининой «Аленушка» и рассматривания картин, возникает желание подражать всему, о чем говорится в книге. Детям нравится спрашивать: «Спит ли ваша девочка, девочка-припевочка?» Приходят к девочке в игре не только персонажи из книжки, а все игрушки, желанные малышам. Дети кормят Аленушку, купают, приглашают в другие игры. Малыши проявляют заботу о девочке. Аленушка благодарит их. Положительный опыт внимательного, заботливого отношения обогащается в коллективной игровой деятельности.
Большой интерес у детей вызывают игры с природным материалом. Особенно если они сами принесли из дома этот материал. Основу для работ готовлю заранее, рассматриваю предварительно разные поделки старших детей с малышами. Дети с удовольствием раскладывают горох или фасоль по линиям рисунка, собирают дерево из больших и маленьких шишек. Некоторые дети начинают проявлять инициативу и подсказывают, как выполнить работу. Это вызывает интерес у детей к поделке и бережное отношение ко всему, что сделали другие. Малыши радуются красивой поделке и испытывают удовлетворение от проделанной работы.
Велико значение для нравственного развития детей игры с правилами: подвижные, дидактические. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют, что надо, что нельзя (говорить, делать). Это формирует поведение каждого ребенка и всей группы детей.
Во время проведения подвижной игры поощряю взаимопомощь. Если кто-то помог подняться упавшему малышу, пожалел. Хвалю тех, кто выполняет правила игры: «Когда мишка зарычит, только тогда ребята могут убегать домой, а если поймал кого-то, то посидеть у мишки». Так воспитывается терпение, умение регулировать своими желаниями. В следующих играх предлагаю ведущим, выбрать того, кто помог подняться, или правила игры не нарушал, или вежливые слова не забывал говорить. Так у малышей формируется образ Я. Конечно, не все из них одинаково легко и быстро овладевают правилами игры. Поэтому, кроме общих игр, провожу подвижные игры небольшими подгруппами или индивидуально.
Предлагая двум-трем детям дидактические игры, вызываю интерес и желание присоединиться у остальных. Малыши учатся терпеливо ожидать своей очереди. Постепенно дети самостоятельно начинают использовать дидактические игрушки и настольно-печатные игры. Малыши испытывают удовлетворение от полученного результата, у них укрепляется вера в себя, они начинают проявлять большую активность.
На прогулке создаю такие условия, что каждый ребенок активен. Поддерживаю возникающие между детьми контакты. Поощряю, если малыши начинают что-то делать вместе: копать дорожки для машинок, разгребать снег, строить тоннель. Одобряю инициативу, проявленную кем-либо из ребят, вызываю стремление подражать ему. Говорю: «Посмотрите, Владик, помогает дворнику. Снег с дорожки разгребает. Родители придут за вами и скажут спасибо, за чистые дорожки». Малыши начинают дружно работать. Так закладывается понимание малышами важности труда взрослых, желание принимать участие в ней.
Таким образом, используя конкретные поступки и проявления детей в игре, раскрываю им, что хорошо и что плохо: «дружно ли играли, делились ли игрушками, помогали ли советом друг другу, были ли вежливыми.»

Литература:
1.Нравственно–эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Н.А.Ветлугина, М. «Просвещение» 1989г.
2. Дидактические игры в детском саду, А.К. Бондаренко, М., 1991.
3. Воспитателю о детской игре, Д.В. Менджерицкая, М.: Просвещение, 1982.
4. Нравственное воспитание в детском саду, В.И.Петрова, Т.Д.Стульник, Программа и методические рекомендации.- Изд. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
15