Классный час по теме: Блокада Ленинграда


Цели: -Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда
- формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну, чувства сопереживания
- развитие познавательной активности к изучении исторических событий своей страны.
Ход работы
=1\*Roman I. Вступительное слово педагога (показ слайдов)
Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывается Исаакиевский собор , Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов и многие другие знаменитые поэты, писатели, художники .
- Как вы думаете, почему на сегодняшнем классном часе пойдёт речь об этом удивительном городе?
(27 января исполнилось 70 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда ) сегодня Санкт- Петербурга). Подвигу жителей Ленинграда, переживших эту страшную блокаду, но не сдавших своего города фашистам посвящается наш классный час.
=2\*Roman II. Основная часть
- Что вы слышали и знаете о великой Отечественной войне? О блокадном Ленинграде?
Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и решили тут же захватить и Ленинград. Фашист рвался к Ленинграду. В планах немецкого командования захвату города отводилось важное место, захват Ленинграда по расчётам немецких генералов должен был помочь взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли. Жители города так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяжённость вырытых окопов составила более 1000 км. Несмотря на героические усилия нашей Армии к осени 1941 года город оказался в кольце.
- Как вы понимаете слово «блокада»?
Блокада – окружение города со всех сторон.
Фашистская авиация дни и ночи бомбила город, горело всё кругом, здания, люди, школы , фабрики.
Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив наиболее важные объекты, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. Гитлер утверждал: «Ленинград немедленно падёт, никто оттуда не выйдет живым. Ленинграду суждено умереть голодной смертью «. В 1941 г. наступила неожиданно ранняя зима. С этого времени любой вопрос в Ленинграде становился вопросом жизни и смерти. Жизнь и смерть зависели от того,
- по какой стороне улицы идти;
- надёжно ли бомбоубежище;
- далеко ли идти за водой;
- главное не потерять карточки на хлеб.
С первых дней сентября были введены продовольственные карточки. Город голодал. По карточкам стали выдавать всё меньше и меньше продуктов. Запасы складов города заканчивались, ввести продовольствие было невозможно. Немцы захватили все подходы к городу. Норма хлеба дошла до 125 гр., крупы-300 гр., масло – 100 гр., в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 гр., от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким чёрным месивом, сделанном из мучных отходов.
Блокада… Далеко как это слово от наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова- голодных умирающих детей .
В пищу шло всё, отдирали обои, счищали клей и ели, из столярного клея варили суп.
Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Они распухали от голода. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.
С наступлением морозов, появилась Дорога Жизни. На Ладожском озере застыл лёд. Проложили путь по которому двигались машины с мукой и продовольствием. Дорога Жизни дарила жизнь Ленинградцам. 22 ноября 1941 года по неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Грузовики обстреливали с воздуха, многие машины тонули. Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
По этой дороге вывозили обессиленных детей, раненых, ослабленных. Помимо голода пришли и другие бедствия, когда ударили сильные морозы -40 ͦС. Замёрзли водопровод, канализация. Воду люди набирали прямо из Невы. Закончилось топливо, дома не обогревались, не было света. Город оказался в ледяном плену.
В первые 3 месяца блокады умерло более 11 тыс. человек.
Блокада и дети.
Многие дети вели свои дневники, записывая в них всё то, что происходило в эти страшные дни. Благодаря этим записям наше поколение узнало о всех испытаниях тех дней.
Вот некоторые записи детей.
«Нам в школе выдали талончики. На них дадут немного жидкой- жидкой каши, а мы ещё разбавляли её кипятком, чтобы было побольше.
Вот меню в школьной столовой:
Щи из подорожника
Котлеты из свекольной ботвы
Пюре из крапивы
Оладьи из столярного клея
Суп из дрожжей .Ещё давали 50 гр. хлеба .Обед в школе больше не дают.
Очень хочется есть. Всё больше и больше детей не приходят в школу .»
Одним из самых известных дневников является дневник Тани Савичевой. Он и сейчас хранится в музее. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, еле заметно. Таня записывала факты своей жизни. Когда читаешь, цепенеешь:
« 28 декабря 1941 года. Умерла Женя в 12:30».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа ночи 1942 года «. «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра». «Мама умерла -13 марта в 7:30 утра». «Умерли все. «Осталась одна Таня «. Таню Савичеву вывезли на Большую Землю. Но она вскоре умерла там. Блокада Ленинграда продлилась долгих 900 дней. 14 января 1944 года город был полностью освобождён от врагов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они страдали, умирали, но не сдавались. Погибло более 600 тыс. человек. Ленинград-город герой.
=3\*Roman III. Итог занятия
- Что для себя нового узнали? - Какая информация для вас показалась более интересной?
- Сколько дней длилась блокада?
- Что означает выражение «Дорога жизни»?
=4\*Roman IV. Заключение
Сегодня мы познакомились ещё с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Перед вами открылась трагическая судьба Ленинграда. Сохраним это в своей памяти и передадим нашим детям, чтобы тоже запомнили».