Доклад «Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся»


ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад

«Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся»
Подготовила:
Жданкина И.Н.,
учитель русского языка
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья»
И.Ф.СвадковскийОбращение к духовной культуре народа помогает педагогам в воспитании нравственно устойчивой личности в сложных условиях социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений, изменением разнообразных сфер социальной жизни.
Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.
Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов. Этническая культура школьника в основе духовно-нравственного образования невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.
Под этнокультурными традициями нами понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность.
Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций в настоящий момент просто утрачены. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по мерам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях – сиротах, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости.
Школа-интернат для детей – сирот с ограниченными возможностями здоровья остается главным и единственным центром нравственного развития и воспитания.
Известно, что большинство детей в школах-интернатах достаточно хорошо помнят родителей, некоторые поддерживают с ними связь. Многие дети попали в данные учебные заведения в связи с асоциальным поведением родителей и последующим лишением их родительских прав на воспитание. Предательство со стороны близких, ребенку наносит ему непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря веры в любовь, в справедливость. Такое детство нуждается в восстановлении утраченных возможностей жить здоровой и интересной жизнью. Поэтому проблема духовно – нравственного воспитания в образовательных учреждениях данного типа на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. А сегодняшние наши воспитанники – это завтрашние граждане Российской Федерации, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения. Мне очень нравятся слова А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие – для нас это духовная культура школы. Тот дух, который царит в школе, дух которым живут педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Воспитанники не понимают больше половины нравственных категорий. Дети чаще подвержены чужому влиянию, что говорит о низком уровне сформированности нравственных качеств.
Система «моральных» знаний воспитанников достаточно ограничена, отмечается пассивность в обсуждении «моральных» проблем и неумение выразить собственное мнение.
Перед педагогами нашей школы стоит сложная цель:
-гармоническое развитие личности, нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-формирование нравственных качеств личности на основе народных, культурных традиций;
-формирование внутренней культуры личности;
-сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре.
Кружки по интересам позволяют развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, накопить опыт в искусстве бисероплетения , вязания, вышивания. По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.   Это искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса,  вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Кроме того, воспитанники нашей школы выполняют различные виды деятельности: участвуют в художественной самодеятельности. Педагоги обучают русскому, мордовскому традиционному пению. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа.
Организован также ансамбль «ложкарей». Дети постигают умения и навыки игры на деревянных ложках , а также старинном музыкальном инструменте – балалайка.
В танцевальном  кружке осуществляется обучение детей  русским, мордовским народным  танцам.
Обязательным является участие членов кружков во всех творческих мероприятиях школы (праздниках, концертах, торжественных событиях и т.д.).
Занятия в кружках помогают раскрыть индивидуальные  способности каждого ученика, что способствует дальнейшему осознанному выбору профессии.
Одной из основных форм работы с воспитанниками стало проведение в школе фольклорных праздников :
-«Масленница», « Пасха», « Рождество»;
- театрализованная постановка сказок на русском , мордовском языках (неделя сказок);
-фольклорная неделя.
Театрализованный мир постановки очень яркий и выразительный , и поэтому интересен для детей. Дети пробуют себя в различных видах деятельности, в различных ролях.
Методика проведения мероприятий предусматривает теоретическую и практическую подачу материала. При теоретической подаче материала демонстрируется старинные вещи, репродукции.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Учитываются возможности и способности детей.
Целью моей работы является воспитание в детях духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной народной культуры.
В своей работе хочется выделить раздел по развитию речи . Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому произведения подбираю и отбираю по нравственным критериям.
Использую на уроках русского языка примеры из исторических песен или легенд, пословиц и загадок , что расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к предмету, развивает речь .     Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями .
Задача моя, как педагога – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме.
Провожу нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок- путешествие и т.д. Внеклассные мероприятия: викторина, беседы, устный журнал, конкурсы чтецов с использованием презентаций, что воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию, заставляет задуматься о своей Малой Родине.
Ежегодно воспитанники нашей школы принимают участие в многожанровом республиканском фестивале « Созвездие». Последние три года дети занимают призовые места :- III призовое место в номинации « Хореография» ( 2011г);
- II призовое место в номинации « Хореография» ( 2012 г.).
В прошлом учебном году танцевальный коллектив « Гномики» также был номинирован « За оригинальность и сложность исполнения» и был вручен денежный сертификат. На данные деньги был приобретён материал на пошив русских и мордовских костюмов. Костюмы получились очень красивые. Дети с педагогами принимали активное участие в пошиве и вышивке этноузоров на костюмах.
В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель :для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Усвоение и присвоение народной культурой - это даже не сотрудничество учителя и ученика. Это жизнь вместе. Это переживание вместе. Это делание вместе добрых дел для окружающих. Проживание народных традиций понимается как испытываемое субъектом эмоционально-окрашенное состояние после доброго дела. Недаром Л.Н.Толстой говорил, что если хочешь узнать добро, начинай его делать, что должно стать ведущим направлением в этнокультурном воспитании.
Литература:
1. Лисовенко Г.В. Формирование духовного мира школьников средствами этнокультурных традиций. // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. - Воронеж, 2003.-С. 23.
2.Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности – М.: Академия, 2005. – 453с.
3. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. –
4.Т. 2: Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова,
5.Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
6.Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. - Москва, 1995.