Использование видеофрагментов как активизация учебной деятель-ности на уроках истории.


Дом детского творчества
на базе МОУ «Савостинская СОШ»
Рабочая программа
Творческое объединение: «Вдохновение»
Возраст: от 10 – 18 лет
Учитель технологии: Гречишникова Евгения Анатольевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе автора А.А. Ярыгиной.
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.
Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных для детей является деятельность по созданию орнаментов. Выполнение орнаментов дает возможность детям каждый раз создавать новые композиции из уже знакомых элементов, что в большой степени способствует развитию детского творчества.
Орнамент как особый вид декоративного творчества создается по своим, присущим только этому виду творчества законам. Реальные жизненные наблюдения, изобразительные мотивы, будь то цветы, животные или человеческие фигуры, изображаются в орнаменте, подчиняясь общему закону его построения. Живая сложная форма подвергается художником декоративной обработке - стилизации. В процессе стилизации художник выявляет наиболее общие, характерные, выразительные черты стилизуемого предмета, и наоборот, отметает все лишнее, случайное. В декоративных композициях используются уже стилизованные, обработанные художником формы.
Декоративные композиции украшают большую часть окружающих ребенка вещей: мебель, посуду, одежду, текстиль, стекло и, конечно же, разнообразные ткани.
Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Данная программа рассчитана на обучение декоративной росписи ткани кружковцев различного возраста (10-18 лет), обучающихся, в том числе, и в других студиях или кружках. Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребенка.
Цель данной программы - раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Цели и задачи обучения:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Дать детям общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.
Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - художественной росписью ткани (батиком).
Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик), ознакомить детей с видами ткани для выполнения батика, со специальными красителями и за крепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, аэрограф, тампон и т.д.), освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, картон, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи).
Ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Основная форма организации учебного процесса — учебное занятие или творческий урок, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденное.
Также в обучении используются Экскурсии, посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства, готовых работ выпускников студии, игры и викторины.
Условия реализации.
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
помещение - мастерская;
красители для батика анилиновые;
резерв - состав для закрепления;
ткани для росписи - шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.;
инструменты - кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, аэрограф, трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька и др.;рамки деревянные для натяжения ткани разного размера;
клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения красителей, емкости для воды.
Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело воду и канализацию.
Принципы обучения:
эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности - основное условие развития детского творчества;
учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;
последовательность освоения учебного материала - от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Учебно – тематическое планирование
№ п/п Раздел Теория Практика Количество часов
I Батик 8 8 16
II Подводное царство 10 10 20
III И осень, и зима 11 11 22
IV Весна красна 7 7 14
Итого: 72
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел I: Батик - 16часов
Тема: Вводный инструктаж по ТБ (1ч).
Теория: Беседа. Правила поведения в кабинете, санитарные требования. ТБ с инструментами, материалами. Подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов. Изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей
(1ч).
Практика:
Тема: «Знакомство с королевством тканей» (1ч).
Теория: Виды тканей. Виды росписи тканей, знакомство с различными видами тканей. Дизайн интерьера. История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей.
Практика: Применение тканей. Дизайн одежды и аксессуаров (1ч).
Тема: «Семицветик» (2ч).
Теория: Изобразительные возможности батика (1ч).
Практика: Подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей. Приготовление красителей. Смешение красителей. Составление колера. Отработка приема заливок на ткани (1ч).
Тема: «Зебра» (2ч).
Теория: Знакомство с резервом (1ч).
Практика: Отработка приема проведения непрерывных линий резервом по заранее нанесенному контуру (1ч).
Тема: «Абстрактная композиция №1» (4ч).
Теория: Беседа о абстракции. О переводе рисунка на ткань, о росписи ткани (2ч).
Практика: Выполнение эскиза. Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру. Беседа о росписи ткани в соответствии с эскизом (2ч).
Тема: «Абстрактная композиция №2» (4ч).
Теория: Абстрактные рисунки. О переводе рисунка на ткань, о росписи ткани (2ч).
Практика: Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру. Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру Роспись ткани в соответствии с эскизом (2ч).
Тема: «Парео» (2ч).
Теория: Беседа о свободной росписи ткани. Техника «а ля прима». Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. (1ч).
Практика: Свободная роспись ткани с применением масляных красок «вливание красок». Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани (1ч).
Раздел II. Подводное царство - 20 часов
Тема: «Рыбка» (4ч).
Теория: Приемы ведения росписи в технике холодного батика. Виды декоративных композиций. Текстиль в интерьере одежде. Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия.
(2ч).
Практика: Эскиз. Виды линий. Выразительные возможности графики. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Роспись ткани. Изделие платок (2ч).
Тема: «Ракушки» (4ч).
Теория: Виды линий. Выразительные возможности графики. Сочетание графических и живописных средств акварелью (2ч).
Практика: Эскиз в цвете. Роспись по ткани. Изделие салфетка (2ч).
Тема: «Морской конек» (4ч).
Теория: Виды линий. Выразительные возможности графики. Сочетание графических и живописных средств гуашью (2ч).
Практика: Рисунок пером. Эскиз в цвете. Роспись по ткани. Изделие галстук(2ч).
Тема: «Синий краб» (4ч).
Теория: Виды линий. Выразительные возможности графики. Сочетание графических и живописных средств гуашью (2ч).
Практика: Эскиз в карандаше. Рисунок пером. Эскиз в цвете. Роспись по ткани. Изделие коврик (2ч).
Тема: «Подводное царство» (4ч).
Теория: Роль произведения ДПИ в интерьере (2ч).
Практика: Выполнение эскиза занавеси. Выполнение росписи занавеси. Работа колерами. Нюансы и контрасты (2ч).
Раздел III. И осень и зима – 22 часа
Тема: «Удод» (4ч).
Теория: Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.
Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм (2ч).
Практика: Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам. Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах (2ч).
Тема: «Ежата» (4ч).
Теория: Графические средства создания выразительного образа. Беседа о фактуре. Ограниченная палитра (2ч).
Практика: Эскиз в цвете. Натяжка на ткани. Резервирование рисунка. Роспись по ткани. Открытка (2ч).
Тема: «Рыженькая белка» (4ч).
Теория: О пропорции (2ч).
Практика: Передача фактуры. Пропорции. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Роспись ткани. Панно (2ч).
Тема: «Осенний пейзаж»(6ч).
Теория: Беседа о разнообразии растительных форм. Цвет в пейзаже (3ч).
Практика: Рисунок цветными карандашами. Эскиз листьев. Рисунок цветными карандашами. Эскиз в цвете. Натяжка ткани на раму. Резервирование рисунка. Роспись по ткани (3ч).
Тема: «На лесной опушке» (4ч).
Теория: Беседа о разнообразии растительных форм (2ч).
Практика: Выполнение эскиза занавеси. Поэтапность воплощения художественного замысла. Выполнение росписи занавеси (2ч).
Раздел IV. Весна красна (14 ч).
Тема: «Бабочка» (6ч).
Теория: Беседа о зеркальной симметрии (3ч).
Практика: Эскиз в карандаше. Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Роспись по ткани. Изделие платок (3ч).
Тема: «Павлин» (6ч).
Теория: Беседа о графических средствах создания выразительного образа; о зеркальной симметрии (3ч).
Практика: Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Сочетание графических и живописных средств. Роспись по ткани. Изделие косынка (3ч).
Тема: Выставка работ (2ч).
Теория: Беседа о плане оформлении выставки (1ч).
Практика: Оформление выставки. Проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога (1ч).
Учебно – тематическое планирование№ п/п Название темы Теория Практика Всего
Раздел I. Батик - 16 ч 1 Вводный инструктаж по ТБ. 1 1
2 «Знакомство с королевством тканей» 1 1
3 «Семицветик» 1 1 2
4 «Зебра» 1 1 2
5 «Абстрактная композиция №1» 1 1 2
6 «Абстрактная композиция №1» 1 1 2
7 «Абстрактная композиция №2» 1 1 2
8 «Абстрактная композиция №2» 1 1 2
9 «Парео» 1 1 2
Раздел II. «Подводное царство» - 20 ч 10 «Рыбка» 1 1 2
11 «Рыбка» 1 1 2
12 «Ракушки» 1 1 2
13 «Ракушки» 1 1 2
14 «Морской конек» 1 1 2
15 «Морской конек» 1 1 2
16 «Синий краб» 1 1 2
17 «Синий краб» 1 1 2
18 «Подводное царство» 1 1 2
19 «Подводное царство» 1 1 2
Раздел III. «И осень, и зима» - 22 ч 20 «Удод» 1 1 2
21 «Удод» 1 1 2
22 «Ежата» 1 1 2
23 «Ежата» 1 1 2
24 «Рыженькая белка» 1 1 2
25 «Рыженькая белка» 1 1 2
26 «Осенний пейзаж» 1 1 2
27 «Осенний пейзаж» 1 1 2
28 «Осенний пейзаж» 1 1 2
29 «На лесной опушке» 1 1 2
30 «На лесной опушке» 1 1 2
Раздел IV. «Весна красна» - 14 ч 31 «Бабочка» 1 1 2
32 «Бабочка» 1 1 2
33 «Бабочка» 1 1 2
34 «Павлин» 1 1 2
35 «Павлин» 1 1 2
36 «Павлин» 1 1 2
37 Выставка работ 1 1 2
Всего: 72 часа Список используемой литературы
Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.- сост. А.А. Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Список для родителей
Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью/ Ольга Шматова. – М.: Эксмо, 2010.
Список для детей
Моника Дей – Уаэлд и Энджи Фрэнк. Живописные узоры на ткани. Издательство АРТ –РОДНИК, издание на русском языке, 2010.