Презентация_Опыт использования инновационных образовательных технологий в практике дополнительного образования


Опыт использования инновационных технологий в практике работы педагогов дополнительного образованияСубботина О.Г.- зам. директора по инновационной работе МБОУ ДОД ГЦВР «Досуг» г. Красный Сулин Инновационная деятельность Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.Методическое обучение педагогов должно быть научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию. Готовность к инновационной деятельностиЭто сформированность необходимых для этой деятельности качеств:личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству)специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков). Технологизация образованияАктуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новейших педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Инновационные технологииПедагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежёстким, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и др. Инновационные технологииПедагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов. Инновационные технологииПедагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, компьютерные (информационные) технологии. Инновационные технологииПедагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц, технология «Диалог культур», система «Экология и диалектика», технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий. Инновационные технологииПедагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций, например, здоровьесберегающие технологии. Инновационные технологииПедагогические технологии на основе современных информационно-телекоммуникационных средств. Инновационные технологииТехнологии развивающего образования: альтернативные, радикально изменяющие обучение (технологии свободного образования и природосообразные). Инновационные технологииЦелостные педагогические технологии авторских школ: «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Современные педагогические технологии Здоровьесберегающие технологииАрттехнологииПроектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная)Учебно-исследовательская деятельностьТехнологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологииОбучение на основе учебных задач и ситуацийИнформационно-коммуникационная (ИКТ)Технологии дифференцированного обученияИгровые технологииПроблемное обучениеПортфолио учащихся Технологии развивающего обученияИнтерактивные технологии Технологии проблемного обучения Что же определяет понятие – педагогическая технология? В первую очередь – методы и способы обучения и воспитания.Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий:догматические, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные,принуждения,трудовые, свободного выбора, групповые, коллективные,проблемные, поисковые, исследовательские,технология развития критического мышления,развивающие, саморазвития, творческие,информационные, интерактивные,программированного образования, диалогические, коммуникативные, игровые,технология «Дебаты»,арттехнологии. Все ли эффективны?Несмотря на широкий выбор образовательных технологий, высокоэффективными и отвечающими требованиям современного качества образования являются далеко не все. По итогам анализа наиболее популярными среди педагогов дополнительного образования Центра «Досуг» признаны технологии: игровые, поисковые, проектные. Проектная технологияПедагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, современным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно является многоцелевым и многофункциональным, а также побуждает учащихся проявлять способность:к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;к целеполаганию;к самообразованию и самоорганизации;к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;умение делать выбор и принимать решения. Дизайн-проекты Проектная технология в развитии творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста (на примере проекта «Пластилиновая азбука»)Проект помог дошкольникам освоить мир декоративного творчества в очень интересной и доступной детскому пониманию форме - игре.Участники проекта научились самостоятельно ставить цели, задачи, планировать и организовывать свои действия при их решении. Привлечение родителей к данному проекту дало возможность им приобрести новый опыт родительского поведения. Ребенок стал воспринимать родителей не только как друга, но и как соавтора - творческого человека, который всегда готов поделиться своими знаниями и опытом. Всем членам семьи участие в проекте позволило стать непосредственными участниками образовательного процесса, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворенности от своих успехов и от успехов ребенка.В результате эмоционального раскрепощения родителей в семье создалась теплая нравственно-психологическая атмосфера, были преодолены дистанции в общении как между ребенком и родителем, так и между педагогом и родителями. Система организации занятий в группах Школы раннего развития ребенка на основе применения игровых технологийПалитра игр и система применения игровых приемов на занятиях в Школе раннего развития ребенка разнообразна. Игровые приемы применяются на этапах изучения нового материала, повторения пройденного, этапе закрепления, физкультминутки, времени активного отдыха.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап повторения и закрепления пройденного «Художественное творчество и родной край»Цель: повторение и закрепление понятий «домашнее, дикое животное», развитие приемов классификации, анализа.Задания игрового характера:Загадка, ролевая деятельность, т.е. дети показывали как говорит кошечка, собачка. Игра «Чего не хватает».Используются маленькие игрушки: дикие и домашние звери, дикие и домашние птицы. Подготовительный этап проговариваем, какие звери (птицы) представлены, классифицируем на подгруппы. Далее дети отворачиваются - одна игрушка исчезает, их задача – определить, какое животное исчезло. Особое место отводится подсказке. Возможны подсказки: как «говорит» это животное; на какой звук начинается название этого животного, и т.п. Раннее развитие детской одаренности Школа раннего развитияВ Школе раннего развития большое внимание оказывается раннему развитию ребенка, его социализации и успешной адаптации к школьному обучению. ШРР Центра более 20 лет. Программа Школы стала победителем Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Раннее выявление и развитие способностей, интересов детей, по нашему мнению, играет ключевую роль в их дальнейшей судьбе. Сегодня в ШРР – более 350 обучающихся 4-6 лет. Здоровьесберегающие технологииПоходы, экскурсииСказкотерапияКуклотерапия Практика сказкотерапииПедагог Титова Светлана Васильевна /Интерпретация и рассказывание сказок: новых, известных с продолжением; групповое и индивидуальное. Переписывание сказок (психокоррекция)/В начале учебного года я выбрала несколько человек, у которых заметила проявление агрессии или тревожности. Выбор детей основывался на их рисунках, беседах с ними и их родителями и учителями. Я наблюдали за детьми, следили за их движением, манерой обращения со своими ровесниками.Мной, с опорой на рекомендации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (г. Санкт-Петербург), разработано 10 занятий «Путешествие в страну сказок». Динамика занятий строго соответствует предъявляемым в сказкотерапии требованиям (см. практическое приложение – мастер-класс в сборнике). В течение каждого занятия я наблюдаю за динамикой эмоционального состояния детей. В конце каждого занятия проводится тест «Раскрась свои чувства». Постоянно поддерживаем контакт с учителями и родителями. На сегодняшний день можно сказать о положительной динамике у шести наблюдаемых детей. Наша работа еще продолжается, и я надеюсь на хорошие результаты. Использование инновационных педагогических технологий в работе детского вокального коллектива «Росинка»Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения неврозов, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Вокалотерапия предполагает использование на занятиях определенных дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Ритмотерапия: это различные музыкально-ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых), помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Мнемотехнология Общие задачи для всех мнемотаблиц:Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания); Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать; Развитие логики; Развитие образного мышления; Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию; Решение дидактических общеобразовательных задач; Содержание информации по всем направлениям учебной программы; Развитие смекалки; Тренировка внимания; Навык правильно воспроизвести графически. Составление рассказа-описания «Весна - красна» по мнемотаблице     Пришла весна. День увеличился. Солнышко стало улыбаться и греть. Побежали ручейки. На деревьях появились почки и первые листочки. На проталинках расцвели подснежники. В мае мы отмечаем день мира и труда. Вся Россия празднует победу над фашистами. Поисково-исследовательская технологияЭтнографические и краеведческие экспедицииЭкологические исследованияПроекты-исследованияЭкспресс - исследованияПоисковая работаВоссоздание костюмов, исторических событий, традицийМузейная практикаСоциологические исследования и др. Экспедиции, экскурсии РОЗШ «Эрудит»Филиал ДАНЮИ Красносулинский филиал ДАНЮИ Красносулинский филиал ДАНЮИ организует исследовательскую деятельность старшеклассников и проводит научно-практические конференции по ее итогам.За 20 лет более 1000 учащихся Красносулинского района получили исследовательскую подготовку на практике. На сегодняшний день филиал ДАНЮИ объединил 23 научных общества учащихся образовательных учреждений Красносулинского района (в 2005 г. было 12). Рост численности участников за последние 3 года: детей - с 107 до 136, педагогов - с 70 до 90, количества секций - от 28 до 34. Также есть прирост исследовательских продуктов (от 114 до 146).Второй год проводится научно-практической конференция филиала для школьников младшего и среднего звена (1-6 классов) - «Юный исследователь».Итогом этой работы является неизменно успешное выступление делегации Красносулинского филиала на ежегодных научно-практических конференциях ДАНЮИ г. Ростов-на-Дону. Сегодня работает в режиме развития районное научное общество «Сократ». Интегрированные и сетевые проекты с активным использованием ИКТЕсть опыт реализации дистанционных образовательных программ, дистанционного консультирования, использования сетевых ресурсов. Данное направление - наиболее перспективное. Однако не все используют его возможности. Продолжается сотрудничество с различными организациями, проводящими дистанционные конкурсы, конференции, курсы. Например: сотрудничество с Ярославским центром телекоммунникационных технологий (участие во всероссийских интернет-олимпиадах), Международным интернет-проектом «Мосты дружбы», Всероссийским творческим конкурсом «Арт-талант» Академии развития творчества и др. Педагоги и дети также успешно участвуют в интернет-конкурсах, дистанционных проектах всероссийского и международного уровня (Международный конкурс медиа-работ «Волшебный мир», конкурс творческих работ Международного фонда «Молодежь - за права человека», Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд» и др.).Все более широко используются информационно-коммуникационные технологии при проведении занятий, исследований, организации проектной деятельности обучающихся. Развивается практика проведения видео-конференций, интернет- и СМИ-проектов («7 чудес Красного Сулина», «ДИВО», «Сулинский треугольник», «Социон»), создания различной видеопродукции (ролики социальной рекламы, видео-виртуальные экскурсии по Красному Сулину), рекламной и печатной продукции. Сертификаты, благодарности Территория успеха – основной залог развития способностей