Анализ трудовой деятельности воспитанников школы — интерната


КГУ " Коррекционная неполная средняя школа - интернат для детей сирот с задержкой психического развития" Управления образования ВКО.




Анализ трудовой деятельности воспитанников школы - интерната
( Выступление на МО)

Руководитель МО: Блинова Т.В.






Социально-экономическая и политическая нестабильность в Казахстане особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Это привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощи государства и поступающих в детские дома, школы-интернаты и другие государственные учреждения. Главной задачей этих учреждений является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, их социально-трудовая адаптация. Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят, или не могут устроиться на работу.
Одной из центральных задач в области прав и интересов детей является формирование социально-адаптированной личности, максимально подготовленной после выпуска из детского дома к самостоятельной взрослой жизни.
Формирование социально-адаптированной личности ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без родительского попечения, через трудовое воспитание мы рассматриваем как один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности жизненных целей, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми социального опыта.
Трудовое воспитание в нашем детском доме не представляется достаточно сильным ресурсом в системе социальной адаптации воспитанников. Воспитывать с помощью труда, через труд, на примере трудовой деятельности – один из основополагающих педагогических принципов социально-реабилитационной работы в детском доме. Основная масса воспитанников в детском доме осознаёт социальную и психологическую значимость любых видов трудовой деятельности, безусловно, это заслуга педагогического коллектива воспитателей и учителей. В детском доме не на должном уровне ведется работа по формированию отношения воспитанников к труду как к самой яркой форме проявления человеческой сознательности. Трудовая адаптация воспитанников начинается с момента прибытия ребёнка в детский дом: уже в социальной семье его приучают к необходимым навыкам самообслуживания, прививают значимые в обществе хозяйственно-бытовые знания. Ежедневная влажная уборка в комнатах, еженедельные генеральные уборки этажа, содержание в чистое своих личных вещей – воспитанников приучают воспринимать подобную работу как социальную норму в обществе. В детском доме не забыты и положительные трудовые традиции прошлых лет –зимой все ребята выходят на уборку улиц. В подобных субботниках участвуют наравне с детьми и взрослые. Также в детском доме действует служба озеленения, где предоставлены места для воспитанников – ребята облагораживают территорию вокруг детского дома. Девочки помогают на кухне на кухне. Старшие ребята заняты техническим сопровождением массовых досуговых и развлекательных мероприятий – ведут дискотеки, обеспечивают музыкальную поддержку на концертах, конкурсах. Проведя диагностику трудовой деятельности видно, что у нас средний балл уровня трудовой деятельности на начало учебного года равен 3,3 балла, а промежуточная диагностика показала, что уровень поднялся на 0,2 балла и составляет 3,5 балла

Уровень трудовой деятельности по группам следующий:

Основные трудности, возникающие в процессе трудовой деятельности воспитанников в детском доме сводятся к следующим проблемам. 1. отсутствие устойчивой мотивации к трудовой деятельности; 2. проблемы организации рабочего графика - соотнесение рабочего времени и досуга; 3.быстрая утомляемость детей в процессе трудовой деятельности; 4.отсутствие необходимого уровня дисциплины и организации труда.
 Для плодотворной работы необходимо предусматривать социально-трудовую адаптацию детей через трудовое обучение и воспитание. И прежде всего это работа по самообслуживанию и обслуживанию столовой, спален, мест отдыха и классных комнат. Старшие дети принимают участие в ремонте помещений.      Принято считать, что чрезмерная опека и забота взрослых лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения с взрослыми. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение.    Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности. Твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к "пошаговому выполнению чужих указаний". Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля. С одной стороны, с другой - имея возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (готовить обед с бабушкой, ремонтировать с отцом велосипед, делать с мамой покупки), учится выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля. Существенно то, что в семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действия происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.   


Диаграмма 1Диаграмма 215