Программа ДОЛ Каникулы в Солнечном городе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1» Алтайского края Благовещенского района
Утверждаю:
Директор МБОУ БСОШ № 1
_______________/ Требтау Л. В./
« »_____________ 2015года
«_____» протокола заседания педсовета
От «_____»___________2015 года
Программа
пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«КАНИКУЛЫ В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ»
Авторы:
Сушкова Тамара Николаевна-
заместитель директора по УВР;
Дорохова Наталья Михайловна-
начальник ДОЛ;
Стахнева Наталья Анатольевна-
старшая вожатая.
Благовещенка-2015 г.
Информационная карта программы
1 Полное название программы Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Каникулы в солнечном городе»
2 Цель программы Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
3 Направление деятельности Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
4 Краткое содержание программы Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации.
5
Авторы программы Сушкова Тамара Николаевна-
заместитель директора по УВР;
Дорохова Наталья Михайловна-
начальник ДОЛ;
Стахнева Наталья Анатольевна-
старшая вожатая.
6 Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1» Алтайского края Благовещенского района
7 Адрес Алтайский край Благовещенский район р.п. Благовещенка ул. Ленина 72
8 Место реализации Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
9 Количество, возраст учащихся 10 Сроки проведения, количество смен Июнь 2015 года, 1 смена
Содержание программы:
Введение………………………………………………………………………………………………..
Цель и задачи программы. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…………………………………………………………………………...
Нормативно – правовые документы…………………………………………………………
Объективные факторы работы лагеря………………………………………………………
Механизм реализации программы……………………………………………………………
Направления и виды деятельности…………………………………………………………..
Условия реализации программы. Ожидаемые результаты ……………………
Режим дня лагеря.….………………………………………………………………………………….
План работы лагеря …………………………………………………………………………………..

-102235350520Девиз лагеря: «Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!»
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Введение
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
-Создание условий для организованного отдыха детей.
-Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
-Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
-Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
-Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
-Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
-отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
-создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
-взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
-необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
-оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
-сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
-постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
-грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
-грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
-грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
-грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
-грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
-48958522225
Нормативно-правовые документы
-В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
-Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
-Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
-Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
-Положение о лагере дневного пребывания .
-Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
-Приказы Управления образования.
-Должностные инструкции работников.
-Медицинские книжки работников лагеря.
-Заявления от родителей.
-Акт приемки лагеря.
-Планы работы.
-337185495300
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
-184785647700
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
-проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
-издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
-подготовка методического материала для работников лагеря;
-составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, -положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
-встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-запуск программы ;
-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
-реализация основной идеи смены;
-вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
-работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
-подведение итогов смены;
-выработка перспектив деятельности организации;
-анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Направления и виды деятельности
Направления и виды деятельности
Художественно - творческое направление
Трудовая деятельность
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Эстетическое направление
Образовательное направление
Досуговая деятельность
Кружковая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работаЗадачи физкультурно-оздоровительной деятельности:Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья. 
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки « Галопом по Европам», «Тропа испытаний», «Захват территории»)
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
Тематический день «Олимпиада»
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы. Эстетическое направлениеПрекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.Основные формы проведения:
Посещение библиотеки, музея;
Конкурсы: « Минута Славы», «Самый, самый»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Художественно – творческая деятельностьТворческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы 
Концерты («Звездопад»)
Творческие игры («День рекордов»)
Праздники (« Здравствуй, лагерь!»)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.  Трудовая деятельностьТрудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд;
Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью , уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории. Образовательная деятельностьВ условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
Поездки, экскурсии;
Интеллектуальные мероприятия;
Психологические тесты.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.Досуговая деятельность Задачи досуговой деятельности:Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности. 
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса. Кружковая деятельностьВажным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
Материально-технические условия предусматривают:
Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
1 2 3 4
Кабинеты Комната отдыха, игровые комнаты, комната психологической разгрузки Материальная база школы.
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов Начальник лагеря воспитатели

Спортивный
зал Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей Материальная база
школы Воспитатели
Спортивная площадка Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания Материальная база
школы Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Материальная база
школы Воспитатели, администрация лагеря
Медицинский кабинет Медицинский контроль мероприятий лагерной смены Материальная база
школы Медицинский работник
Школьная библиотека Литература для педагогов и детей лагеря Материальная база
школы Воспитатели
Школьная столовая Завтрак, обед, полдник Муниципальный бюджет, родительская плата Заведующая пищеблоком
Место для гигиены места для умывания, сушилки для полотенец, раздевалки Материальная база школы Начальник лагеря
воспитатели
технический персонал
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря
Кураторы отрядов:
воспитатели отряда (из числа педагогов школы);
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей, личностный рост участников смены.
Распорядок дня в летнем оздоровительном лагере:
-432435323850
8.30 Приход детей
8.40 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
8.50 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
9.00 Завтрак
416179016510Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
9.30 Отрядные, лагерные дела
430974556515Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
13.00 Обед
-24193523495 Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
458279583820
13.30 Отрядные, лагерные дела
14.30 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
План работы лагеря:
День 1
День открытия

День 2
День вежливости

День 3
День здоровья

День 4
День знакомств

День 5
День эколога

День 6
Пушкинский день

День 7
День музыки

День 8
День России

День 9
День интеллектуалов

День 10
День девочек

День 11
День мальчиков

День 12
День леса

День 13
День юного пешехода

День 14
День олимпийцев

День 15
День танца

День 16
День литературы

День 17
День смеха

День 18
День рекордов