Программа отдыха и оздоровления детей в ДОЛ В Мирном царстве, космическом государстве.


Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
города Мирного Архангельской области
ул. Овчинникова 11; тел: 8(81834)5-02-34
Программа
отдыха детей  и их оздоровления
«В Мирном царстве, в Космическом государстве»
детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Солнышко»
на базе общеобразовательного учреждения
МКОУ СОШ №12
Срок реализации: 1.06.2016 – 28.06.2016
Возраст детей: 7-17 лет
Автор программы:
Грицай Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №12

г. Мирный, 2016 г.
Содержание:
Информационная карта программы ……………………… ……. .2
Пояснительная записка …………………………………………… 10
2.1.Введение
2.2.Актуальность.
2.3.Цель, задачи
2.4.Ожидаемые результаты
Содержание программы……………………………………………12
3.1.Игровая модель смены.
3.2.Принципы взаимодействия.
3.3.Словарь смены.
3.4.Основные направления деятельности.
Механизм реализации программы…………………………………18
4.1.Функцинльные обязанности сотрудников лагеря.
4.2.Этапы реализации программы.
4.3.Режим и распорядок работы.
Условия реализации программы……………………………………20
5.1.Нормативно-правовые условия..5.2.Методические условия.
5.3.Материально-техническое обеспечение программы.
5.4.Социалное партнёрство.
Механизм отслеживания результативности программы………….22
План – сетка мероприятий…………………………………………..23
Литература……………………………………………………………24

Информационная карта программы
Название программы Программа детского оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков. Тема смены «В Мирном царстве, Космическом государстве»
Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 города Мирного Архангельской области, муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Мирного», муниципальное образовательное учреждение
Наименование субъекта Российской Федерации Архангельская область
Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.) Социально-педагогическая
Характеристика целевой группы Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет, имеющих различные базовые знания и умения, относящиеся к различным категориям (дети с ОВЗ, из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, социально неблагополучные дети)
Краткая аннотация содержания программы В основе модели лежит сюжетно-ролевая игра «В Мирном царстве, в Космическом государстве», направленная на раскрытие потенциала каждого ребёнка. Основные направления деятельности:
медико-коррекционное;
спортивно-оздоровительное;
психо-профилактическое;
правовое;
культурно-досуговое;
историко-патриотическое;
трудовое;
экологическое;
Действие по сюжету игры проходит в «Мирном царстве, Космическом государстве». Все участники являются гражданами этого царства и делятся на отряды. Каждый отряд носит имя знаменитого человека, внёсшего значительный вклад в развитие города Мирный и космодрома Плесецк. Каждый день смены проходит под определённым девизом и посвящён определённой тематике (День природы, День России, День города, День творчества, День рекордов, День здоровья и спорта, День смеха, День культуры и.т.д.). Все граждане государства в течении дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать звёздочку, которая засияет на знамени отряда. Итоги дня подводятся на вечерней линейке. На информационном стенде размещается информация о тематике дня, текущих мероприятиях, об отрядах, заработанных звёздах. У каждого отряда своё знамя, своя отрядная песня, речёвка и девиз, цвет галстука. Во главе отряда командир, который так же является членом совета государства. В течении смены дети узнают историю становления космодрома Плесецк и города Мирный, знакомятся с культурной, спортивной, общественной жизнью города, учатся гордиться его достижениями.
Цель программы Формирование патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность
Задачи программы организовать деятельность, направленную на расширение знаний истории и культуры своего города, как части огромной страны;
содействовать осознанию и принятию ценностей, взглядов и убеждений, патриотического отношения к традициям, культурному и историческому прошлому и настоящему своего города;
представить краеведение как одну из форм познания прошлого и настоящего своей родины;
содействовать физическому развитию и готовности к здоровому образу жизни через самосовершенствование;
способствовать формированию навыков совместной коллективной деятельности, эффективного общения;
создать оптимальные условия для оздоровления и отдыха детей, включая детей из социально-незащищенных семей, детей «группы риска», детей с ОВЗ;
способствовать развитию лидерских, организаторских, творческих возможностей детей через организацию различных видов деятельности
Предполагаемые результаты реализации программы расширенные знания истории и культуры своего города, как части огромной страны;
осознание и принятие ценностей, взглядов и убеждений, патриотическое отношение к традициям, культурному и историческому прошлому и настоящему своего города;
представление о краеведении как одной из форм познания прошлого и настоящего своей родины;
физическое развитие и готовность к здоровому образу жизни через самосовершенствование;
формирование навыков совместной коллективной деятельности, эффективного общения;
оздоровление и отдых детей, включая детей из социально-незащищенных семей, детей «группы риска», детей с ОВЗ;
развитие лидерских, организаторских, творческих возможностей детей.
Содержание программы Подготовительный этап (апрель-май)
Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные инструкции и т.д.).
Организационный этап (июнь, первые три дня смены)
Деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
Основной этап (июнь)
Включает в себя реализацию идеи смены.
торжественное открытие смены лагеря;
проведение мероприятий по плану;
ежедневное включение в различные формы деятельности участников смены;
освещение лагеря в СМИ;
тестирование на анализ психологического климата в отрядах;
дети вовлекаются в различные виды коллективно-творческих дел;
выявление и раскрытие способностей участников смены.
Кадровое обеспечение Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря (набор производится из работников школы):
начальник лагеря;
старший воспитатель;
воспитатели;
физический руководитель;
музыкальный руководитель;
повара;
подсобные рабочие;
вожатые (выбираются из детей – воспитанников лагеря в возрасте 13 – 15 лет).
Перед началом работы проводится установочный семинар, проходят обучающие и практические занятия для воспитателей, проверяются знания по охране труда в объёме, соответствующем должностным обязанностям. Все педагоги прошли курсовую подготовку по теме «Организация летнего отдыха и оздоровления детей в условиях внедрения ФГОС».
Ресурсная обеспеченность программы Реализация программы обеспечена инфраструктурой, материально-технической базой МКОУ СОШ №!2
Материально-технические условия:
игровые комнаты – классные кабинеты, которые оснащены персональными компьютерами с выходом в интернет, МФУ, акустическими колонками, мультимедийными проекторами, экранами;
методический кабинет;
спортивный зал;
спортивный инвентарь;
кабинет музыки;
школьный стадион;
площадка для флорбола;
школьная библиотека;
школьная столовая;
комнаты гигиены;

Методические условия:
наличие необходимой документации, программы, плана;
инструктивно-методические сборы с педагогами до начала лагерной смены;
подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Социальное партнёрство Муниципальное казённое учреждение «Централизованная библиотечная система Мирного» Детская муниципальная библиотека.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Мирный «Культурно-развлекательный центр «Планета».
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования дом детского творчества.
Филиал № 1 федерального автономного учреждения "Центр развития и обеспечения космической деятельности" Министерства обороны Российской Федерации «Спутник».
Система обратной связи Книга отзывов и предложений. Анкетирование детей и родителей по программе и условиям организации отдыха.
Критерии оценки качества реализации программы уровень достижения заявленных в программе результатов;
уровень удовлетворённости детей и подростков от участия в программе;
качество реализуемой деятельности.
Механизмы оценки эффективности реализации программы наблюдение за поведением детей проявлением их наклонностей и способностей, активностью участия в лагерных делах;
анкетирование участников;
заполнение книги отзывов и пожеланий;
входная, итоговая диагностика психологического климата в коллективах;
входное и итоговое тестирование на выявление уровня знаний истории города Мирного.
Система показателей и индикаторов оценки качества программы на уровне ребёнка: отрядные уголки (цветопись, забор отзывов, смайлики);
на уровне родителей: количество родителей, выбирающих для отдыха лагерь повторно, положительные отзывы в книге отзывов и предложений;
на уровне администрации учреждения: письменные благодарности в адрес работников лагеря;
на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта РФ, в чьём ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков: почётные грамоты администрации Мирного за активное участие в организации и обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в лений период.
Система стимулирования В течении дня дети зарабатывают звёзды разных цветов по направлениям деятельности, в которой они преуспели в этот день;
Красный – Гражданско– патриотическая;
Оранжевый – Художественно-творческая;
Желтый – Познавательно–образовательная;
Зеленый – Экологическая и трудовая;
Голубой – Нравственно–эстетическая;
Синий – Спортивно–оздоровительная;
Фиолетовый – Культурно–досуговая деятельность.
Звёзды прикрепляются на знамёна отрядов, а так же появляются на главном экране соревнования.
На закрытии смены по легенде игры должен произойти успешный запуск ракеты носителя со стартовой площадки космодрома, чтобы вернуть в космос звезду, которую дети собирают из маленьких звёздочек, зарабатывая их все 18 дней.
В конце каждого дня подводятся итоги. Самые активные граждане награждаются грамотами, сувенирами или сладкими призами. В конце смены выделяются самые активные и успешные отряды по разным видам деятельности. Дети обменивают полученные за смену звёзды на призы.
За нарушение законов государства отряд может заработать штрафные очки, которые аннулируют часть звёзд.

Пояснительная записка
2.1.Введение.
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребёнка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Актуальность программы обусловлена обеспечением занятости школьников в период летних каникул, что является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её развитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть времени годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
ДОЛ «Солнышко» имеет свою специфику. Это небольшая территория лагеря, состоящая из здания начальной школы, где лагерь занимает семь кабинетов, спортивный зал, кабинет фельдшера и столовую. Во дворе школы имеется большое футбольное поле. Число отдыхающих детей – 150 человек, соответственно количество отрядов – 5. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7-17 лет. Исходя из опыта работы коллег и своего опыта, мы останавливаемся на идее тематических смен и, в частности, на сюжетных и сюжетно-ролевых играх в рамках летней программы. Такие формы, на наш взгляд, предоставляют максимальные возможности включения детей в смену; обеспечивают эстетическую взаимосвязь внешних атрибутов смены (символика, оформление) и ее внутреннего наполнения (содержательный, образовательный и частично воспитательный блоки). Кроме того, единая идея, проходящая сквозь всю смену, дает возможность организовать тесное взаимодействие отрядной и общелагерной работы, что также немаловажно для развития ребенка внутри смены и полного использования потенциала программы.
Программа организации летней занятости обучающихся в лагере является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания. Одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание, включающее в себя воспитание патриотизма у подрастающего поколения
2.2. Актуальность.
Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека. Дети XXI века – поколение века информации и высоких технологий – должны воспитываться на идеалах добра и справедливости, уважения к старшим и заботы о слабых, должны любить свою малую Родину, быть патриотами, обладать развитым чувством эмпатии и толерантности. Дети должны вырасти жизнеспособными, достойными гражданами своей страны, чтобы в обозримом будущем они смогли взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического и культурологического характера. Программа направлена на создание условий для возникновения интереса к своим истокам, к тому, что хранит родная земля. Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Педагогическая идея программы: укрепление духовного, нравственного, психического и физического здоровья детей и подростков, создание условий для приобретения ими позитивного опыта, сознания и готовности строить свою жизнь на основе сознательного отношения к своему здоровью, саморазвитии, самореализации и самоопределении
2.3.Цель и задачи программы
Цель: формирование патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность.
Задачи:
организовать деятельность, направленную на расширение знаний истории и культуры своего города, как части огромной страны;
содействовать осознанию и принятию ценностей, взглядов и убеждений, патриотического отношения к традициям, культурному и историческому прошлому и настоящему своего города;
представить краеведение как одну из форм познания прошлого и настоящего своей родины;
содействовать физическому развитию и готовности к здоровому образу жизни через самосовершенствование;
способствовать формированию навыков совместной коллективной деятельности, эффективного общения;
создать оптимальные условия для оздоровления и отдыха детей, включая детей из социально-незащищенных семей, детей «группы риска», детей с ОВЗ;
способствовать развитию лидерских, организаторских, творческих возможностей детей через организацию различных видов деятельности
2.4.Ожидаемые результаты
расширенные знания истории и культуры своего города, как части огромной страны;
осознание и принятие ценностей, взглядов и убеждений, патриотическое отношение к традициям, культурному и историческому прошлому и настоящему своего города;
представление о краеведении как одной из форм познания прошлого и настоящего своей родины;
физическое развитие и готовность к здоровому образу жизни через самосовершенствование;
формирование навыков совместной коллективной деятельности, эффективного общения;
оздоровление и отдых детей, включая детей из социально-незащищенных семей, детей «группы риска», детей с ОВЗ;
развитие лидерских, организаторских, творческих возможностей детей.
Содержание программы
3.1.Игровая модель смены
Легенда игры. Действие по сюжету игры проходит в «Мирном царстве, Космическом государстве». Царство «мирное», потому что жители этого царства жили в мире и согласии со своими соседями и никогда не развязывали войны, а «космическое» потому, что разработали технологии, которые позволили им производить успешные запуски ракет в космос для его изучения и освоения. Жители государства пели красивые песни, танцевали, устанавливали спортивные рекорды, изучали науки, создавали произведения искусства, много читали. Звёзды в далёком космосе смотрели на людей и радовались их успехам. Но однажды злой ураган налетел на государство и погасил огонь дружбы и созидания в сердцах всех жителей. Они перестали гордиться своими успехам, забыли свою историю, разучились красиво петь и танцевать, не стали интересоваться наукой, почти разучились летать в космос и что самое страшное, они перестали мечтать. Тогда одна звезда решилась спуститься на Землю и помочь людям вспомнить о своей прежней жизни, зажечь огонь в их сердцах. Но звёздам нельзя спускаться с неба, иначе они не смогут вернуться назад. Однако желание звезды было сильнее, и она устремилась к Земле. Нет, она не погибла. Достигнув Земли, она рассыпалась на тысячи маленьких искр и стала дарить частицу своего тепла всем, кто верил в добро, справедливость и совершал хорошие поступки. Люди вспомнили, какой была их жизнь прежде и стали стремиться вернуть себе всё утраченное. Они вновь поверили в свои силы и поняли, как прекрасна их страна, как важно её сохранить и помнить её историю. В благодарность люди решили вернуть звезду на небо. Для этого нужно собрать все искры-звёздочки в одну большую звезду и запустить её на ракете в космос.
Правила игры. Все участники игры являются гражданами этого «Мирного царства Космического государства» и делятся на отряды. Каждый отряд носит имя знаменитого человека, внёсшего значительный вклад в развитие города Мирного и космодрома Плесецк. Именем этих людей названы улицы и парки нашего города. Это основатель полигона генерал-майор Григорьев Михаил Григорьевич, герой Советского союза Алпаидзе Галактион Елисеевич, генерал-майор Овчинников Анатолий Фёдорович, герой Советского союза, маршал артиллерии Неделин Митрофан Иванович, полковник Анатолий Филлипович Циргвава. Каждый день жизни в «мирном царстве» проходит под определённым девизом и посвящён определённой тематике (День природы, День рРссии, День города, День творчества, День ркордов, День здоровья и спорта, День смеха, День культуры и.т.д.). Все граждане государства в течении дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать звёздочку, которая засияет на знамени отряда. Звёзды имеют разные цвета, в зависимости от направления деятельности, за которое присуждаются. Итоги дня подводятся на вечерней линейке. На информационном стенде размещается информация о тематике дня, текущих мероприятиях, об отрядах, заработанных звёздах. У каждого отряда своё знамя, своя отрядная песня, речёвка и девиз, цвет галстуков. Во главе отряда командир, который так же является членом совета государства. В течение смены дети узнают историю становления космодрома Плесецк и города Мирный, знакомятся с культурной, спортивной, общественной жизнью города, учатся гордиться его достижениями, знакомятся с примерами беззаветной любви к своей Родине и полной отдаче своих возможностей на её благо и процветание. Общая для всех жителей цель – собрать звезду из звёзд-искр и вернуть её на ракете-носителе в космос. Заработанные в ходе игры звёзды считаются. В конце смены подводятся итоги. Выбирается самый активный отряд и самый активный гражданин государства, набравший наибольшее количество звёзд. Звёзды считаются по номинациям, поэтому, победителей должно быть несколько.
3.2.Словарь смены.
«Мирное царство Космическое государство» - детский оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнышко» при МКОУ СОШ №12 города Мирного Архангельской области;
граждане царства-государства – дети;
начальник лагеря;
советники – воспитатели;
старший советник – старший воспитатель;

3.3.Принципы взаимодействия
безопасность;
системность;
сотворчество;
массовость;
развитие творческих способностей;
учёт половозрастных особенностей;
3.4.Основные направления деятельности
Гражданско-патриотическая деятельность
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие исторический, патриотический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях чувство патриотизма, гордости за свою родину, её историю и культуру, формируют у детей правовые знания.
работа над проектом «Это имя в истории города» (каждый отряд выпускает альбом о человеке, имя которого носит, затем презентует его на общем сборе);
викторина «Город, в котором я родился»;
игра-квест «Бегущий город» (по памятным местам города Мирный);
митинг у памятника героям ВОВ «Никто не забыт, ничто не забыто»;
библиотечные часы;
выставки рисунков «Нам не нужна война», «Мой город – город будущего», «Моя Родина»;
смотр строя и песни;
просмотр кинофильмов «Частное пионерское», «Первые в космосе»;
встречи и беседы с инспектором ОДН.
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – одно из важнейших направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Мероприятия этого направления способствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребёнка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический и игровой характер. Нет лучше формы приобщения ребёнка к познанию, чем игра.
изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, выставки рисунков, конкурсы плакатов, стенгазет);
конкурсные программы «Танцевальный ринг», «Звёздная гавань»;
праздники торжественного открытия и закрытия смены;
ежедневные музыкальные занятия «Весёлые нотки»;
разучивание лагерной и отрядных песен;
игра «Угадай мелодию»;
концерт «Звездопад».
Познавательно-образовательная деятельность
посещение мероприятий в библиотеке;
экскурсия в городской музей;
тематические викторины;
посещение занятий «У деда Краеведа»;
психологические тесты;
познавательные игры и конкурсы.
Экологическая и трудовая деятельность
Экологическая деятельность направлена на формирование экологической культуры, воспитывают гуманное отношение к природе, способствую пониманию детьми важности сохранения и приумножения богатства родной природы, систематизируют и расширяют представления детей о природных объектах и явлениях.
уход за цветниками;
организация лекториев об экологии человека «Окружающая среда и здоровье человека», «Вредные привычки»;
викторины «Лекарственные растения нашего края», «Экологическое ассорти»;
игра «Счастливый случай», «В гостях у природы»;
развлекательно-познавательное шоу «Мой вопрос – ваш ответ».
трудовое воспитание – процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически органные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия и других нравственных качеств, эстетического отношения к процессу и результату труда.
бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, уборка места труда и отдыха);
общетвенно-значимый труд (уборка мусора на прилегающей к школе территории, дежурство по лагерю);
посещение мастер-классов по изготовлению поделок-сувениров в доме детского творчества.
Нравственно-эстетическая деятельность
Прекрасное окружает нам повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только уметь видеть его, чувствовать и понимать. В каждом ребёнке заложены ростки этого чудесного умения. Развивать их – значит воспитывать творчески. Мероприятия этого направления пробуждают в детях чувства прекрасного, формируют навыки культурного поведения в обществе, прививают эстетический вкус.
посещение библиотеки, просмотр кинофильмов; посещение отчётной выставки в ДДТ;
экскурсия в парк;
фотовыставка «Мой город».
Спортивно-оздоровительная деятельность
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Проводятся различные спортивные состязания, конкурсные программы по ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи.
ежедневная утренняя зарядка;
ежедневные занятия физкультурой;
городская СПАРТАКИАДА;
подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты;
соревнования по флорболу среди мальчиков;
соревнования в игре «Снайпер» среди девочек;
соревнования по мини-футболу;
мини-олимпиада «Космические старты».
Культурно-досуговая деятельность
Мероприятия этого направления способствуют эмоциональному раскрепощению детей, поэтому они должны быть весёлыми, непродолжительными, эмоциональными, познавательными. Это направление тесно связано с другими направлениями программы.
Досуговая деятельность – процесс активного общения, удовлетворение потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития, формирования его характера.
прогулки в парк;
посещение кинотеатра «Планета»;
посещение боулинг-зала;
посещение спортивных соревнований;
игра «Супервожатые против супервоспитателей»;
изготовление поделок, настольные игры, игры на свежем воздухе;
рисование.
Ежедневные мероприятия
зарядка;
занятия по интересам;
минутка здоровья;
музыкальное занятие «Весёлые нотки»;
спортивная подготовка;
утренняя и вечерняя линейки»
подведение итогов дня.
Темы минуток здоровья
Правильное питание;
мой рост, мой вес;
вредные привычки;
осторожно, клещи;
правила закаливания;
правила безопасного поведения на воде;
правила безопасных игр на свежем воздухе;
если вас настигла гроза;
болезни грязных рук
вкусно, но полезно-ли?
солнце – друг или враг?
витаминки из корзинки.
Механизм реализации программы

4.1.Функциональные обязанности сотрудников лагеря
Начальник лагеря
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Старший воспитатель
разрабатывает программу ДОЛ «Солнышко»;
отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а также за оформление мероприятий, проводимых в лагере;
составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
организует праздники, экскурсии, игры, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере свободного времени, досуга и развлечений.
Воспитатель
обеспечивает реализацию плана работы;
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых, спортивных мероприятий и во время посещения учреждений дополнительного образования;
Физический руководитель
проводит оздоровительную утреннюю зарядку, спортивные часы;
организует и проводит спортивно-массовые мероприятия (спартакиады, личные первенства, веселые старты)
проводит отбор лучших спортсменов на городские мероприятия.
Музыкальный руководитель
аккомпанирует на всех оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях;
готовит совместно с детьми музыкальные номера к праздникам;
проводит ежедневные музыкальные занятия.
4.2.Этапы реализации программы.
Организационный. Первые три дня смены.
Цель: создание условий для адаптации ребёнка к условиям и требованиям лагеря.
Деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «В Мирном царстве Космическом государстве»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

Основной.
Цель: реализация программы.
дети, воспитатели, общественные организации - организаторы программы: познают, отдыхают, трудятся;
дети делают открытия в себе и окружающем мире;
родители помогают в проведении мероприятий;
дети учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
дети развивают способность доверять себе и другим;
воспитатели реализуют основную идею смены;
дети вовлекаются в различные виды коллективно-творческих дел;
во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
4 этап. Заключительный.
Цель: анализ, подведение итогов деятельности участников программы
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
4.3.Режим и распорядок работы.
08.30.-08.45. Приход дежурных воспитателей.
08.45.-09.00. Приём детей.
09.00.-09.15. Зарядка.
09.15.-09.45. Завтрак.
09.45.-10.00. Линейка.
10.15. – 13.00. Организация и проведение коллективных творческих дел, прогулки, работа по плану отрядов, спортивный час, музыкальный час.
13.00. – 13.45. Обед.
13.30. – 14.30. Свободная деятельность по интересам, коллективное творческое дело.
14.30. – 14.50. Полдник.
14.50.-15.00. Линейка. Уборка территории. Уход домой

5. Условия реализации программы.
5.1.Нормативно-правовые условия:
Национальный стандарт РФ «услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» от 27 декабря 2007 г. №565-ст.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.08.1998 года №124.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. №1008.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 1 апреля 2014 г. №09-613.
Устав МКОУ СОШ № 12
положение о лагере дневного пребывания;
правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению нечастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;
заявления от родителей;
акт приема лагеря;
план работы.
5.2.Материально-технические условия:
кабинеты;
материальная база школы;
спортивный зал;
школьный стадион;
площадка для флорбола;
школьная библиотека;
школьная столовая;
методический кабинет;
комнаты гигиены;

4.3.Методические условия:
наличие необходимой документации, программы, плана;
инструктивно-методические сборы с педагогами до начала лагерной смены;
коллективно-творческие дела;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
5.4.Социальное партнёрство
Муниципальное казённое учреждение «Централизованная библиотечная система Мирного» Детская муниципальная библиотека.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Мирный «Культурно-развлекательный центр «Планета».
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования дом детского творчества.
Филиал № 1 федерального автономного учреждения "Центр развития и обеспечения космической деятельности" Министерства обороны Российской Федерации «Спутник».
Музей ГДО.
Механизм отслеживания результативности программы
5.1.Критерии оценки результативности программы.
уровень достижения заявленных в программе результатов;
уровень удовлетворённости детей и подростков от участия в программе;
качество реализуемой деятельности.
5.2.Механизмы оценивания результативности программы.
наблюдение за поведением детей проявлением их наклонностей и способностей, активностью участия в лагерных делах;
анкетирование участников;
заполнение книги отзывов и пожеланий;
входная, итоговая диагностика психологического климата в коллективах;
входное и итоговое тестирование на выявление уровня знаний истории города Мирного.

6. План реализации программы
День Тематика дня, мероприятия
День знакомства. Формирование отрядов, выбор командиров, атрибутики, оформление отрядных уголков. Знакомство с распорядком дня, правилами поведения в лагере, инструктаж по ТБ, ПДД. Выставка рисунков «Город, в котором я родился». Беседа «ЧС».
День творчества. Оформление отрядных уголков. Работа над проектом «Это имя в истории города». Учебная эвакуация. Беседы по ПДД. Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожного движения – закон жизни». Беседа в ДМБ «Всё началось со сказки». Игра «Счастливый случай».
Открытие смены. Психологический тренинг «Учимся общаться». Торжественное открытие лагерной смены. Смотр отрядных уголков. Выставка рисунков «Планета детства». Беседа «Как предотвратить пожар в лесу».
День защиты окружающей среды. Игра по станциям «На лесной тропинке». Конкурс экологических листовок. Операция «Фантик». Беседа в ДМБ «Новые времена – новые книги». Выставка рисунков «Люби живое». Викторина «Экологическое ассорти».
День культуры. Игра «Угадай мелодию». Психологический тренинг «Учимся общаться». Посещение музея космодрома. Презентация проектов «Это имя в истории города и космодрома».
День России. Беседа «День независимости России. Выставка рисунков «Моя Родина». Просмотр фильма «Первые в космосе». Беседа «Профилактика правонарушений». Лекторий «Лекарственные растения нашего края».
В стране Светофории. Участие в городской игре по ПДД «Светофория». Конкурс «Безопасное колесо». Соревнование по фигурному вождению велосипеда. Беседа в ДМБ «Путешествие в Скандинавию: дорогами сказок…». Беседа «Осторожно, клещи!»
День Кино. Поход в кинотеатр «Планета» на фильм «Алиса в Зазеркалье». Встреча с писателем Ксенией Горячевой Приключения кота Гостинца.
День талантов. Конкурсная программа «Звёздная гавань». Беседа «Электроприборы: комфорт и безопасность». Беседа в ДМБ «Сказка ложь, да в ней намёк…». Выставка рисунков «Страна фантазия». Поход в музей космодрома в ГДО.
День родного города. Игра-квест «Бегущий город». Викторина «Город, в котором я родился». Беседа по ОБЖ «Правила безопасного поведения на водоёмах». Выставка рисунков «Мой город – город будущего».
День здоровья. Конкурс плакатов «Береги здоровье смолоду». Мини-олимпиада «Космическиеи старты». Просмотр видеоролика «О вредных привычках». Беседа «Детский травматизм». Лекторий «Окружающая среда и здоровье еловека».
День спорта. Участие в городской спартакиаде. Просмотр фильма «Частное пионерское». Беседа в ДМБ «Неповторимый Билибинский стиль». Инструктаж «Опасный бытовой газ». Лекторий «Лесные опасности».
День памяти и скорби. Митинг у памятника героям ВОВ «Никто не забыт, ничто не забыто». Выставка рисунков «Нам не нужна война». Просмотр видеофильма «Дервиш» к юбилею Северных конвоев. Изготовление сувениров.
День БезОпасности. Познавательная игра «Мы – юные пожарные».
«Наши руки не для скуки» мастер-класс по изготовлению браслета. «Окно в мир: новые и лучшие книги». Спортивные соревнования по флорболу среди мальчиков и игре «Снайпер» среди девочек (отборочный тур). Беседа «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
День танцев. Конкурсная программа «Танцевальный ринг». Беседа в ДМБ «Окно в мир: новые и лучшие книги» Боулинг. Спортивные соревнования по флорболу среди мальчиков и игре «Снайпер» среди девочек (финал). Беседа «Правила поведения с собаками».
День Умников и Умниц. Игра по станциям «Большой переполох»
«Наши руки не для скуки» мастер-класс по изготовлению браслета.
Развлекательно-познавательное шоу «Мой вопрос – ваш ответ». Фотовыставка «Мой город». Просмотр видеофильма «Трезвость или превращение в Зомби».
День Сюрпризов. Игра «На поиски клада». Беседа «Если заблудился в лесу». Вручение подарков. Торжественное закрытие смены. Беседа «Правила безопасного поведения на воде.
День Расставания. Наведение порядка на территории. Игра «Безопасные каникулы», «Угадай мелодию». Анкетирование детей.
Литература
Григоренко Ю.Н., КострецоваУЮ. Кипарис-2: учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 74 с.
Лобачёва С.И. Организация деятельности в летнем лагере. – М: ВАКО, 2007.
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов.- М: 2006 г.
Рекомендации по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан». - http://edu53.ru/np-includes/upload/2014/04/29/5291.pdf