Урок-дебаты «Клонирование человека – ЗА и ПРОТИВ» 11 класс


10 класс
Урок - дебаты «Клонирование человека – ЗА и ПРОТИВ»
Подготовка к уроку: формируются команды по ? человека (спикера)- «КЛОН»(КУ) и «АтиКЛОН» (КО). Класс готовиться к уроку в течение двух-трех недель. В период подготовки к дебатам обе команды должны ответить на следующие вопросы.
Какие вопросы возникают в связи с проблемой, сформулированной в названии темы?
Почему мы утверждаем утвердительно (отрицательно) на вопрос темы, и какие убедительные доводы можно привести для обоснования ответа?Регламент урока:
первые спикеры команд- по 7 минут;
раунд вопросов- по 2 мин каждой команде;
вторые спикеры команд- по 6 минут; раунд вопросов- по 2 мин каждой команде;
работа с классом (мнения учащихся по обсуждаемой проблеме) - 4*1мин;
выводы по уроку и определение команды-победителя (голосование).
Ход урока
Сегодняшний наш урок пройдет в форме дебатов. Тема урока - «Клонирование человека – ЗА и ПРОТИВ» - интересна и актуальна. Рождение человека будит в нас размышления о тайнах возникновения жизни. Трудно найти в нашем мире явление сопоставимое с поразительным феноменом эмбрионального развития, когда из генетической линейной структуры ДНК получается 3-х мерный организм. В эмбриональном развитии в разное время появляются разные белки, из которых все строится. Но законы, по которым из линейной структуры белков возникает трехмерная форма – до сих пор никто не знает.
(«НаучПок»)
Сегодня мы столкнулись с тем, что человечеству предлагают использовать эту тайну вполне по - земному, в собственных нуждах.
(просмотр видеофрагмента)
Что это? Мистификация или величайшее открытие XXI века? А может быть, игра «вслепую» наугад?
Ответить на эти вопросы нам помогут две команды: «КЛОН» и «АнтиКЛОН». Команда «КЛОН» будет приводить доказательства того, что клонирование человека необходимо, а команда «АнтиКЛОН» будет стараться доказать обратное, т.е. что клонирование человека – это не только опасно, неэтично, но и абсолютно ненужно.
Тайм-спикербудет следить за соблюдением регламента. Вы, уважаемые гости, можете задавать командам вопросы и выступать в поддержку той или иной команды.
В конце урока вам предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались вам наиболее доказательными и значимыми. Решать будем голосованием. Чтобы голосованием было объективным, по ходу урока необходимо составлять конспект. Для этого разделите страничку вашей тетради на две части. В первой колонке записывайте тезисы и основные положения «КЛОНа», во второй– «АнтиКЛОНа».Речь 1 спикера команды «КЛОН» Раунд вопросов
Располагаете ли вы сведениями о том, как в Казахстане обстоят дела с клонированием?
Предположим, что клонирование человека уже стало реальностью. Сейчас на планете приблизительно 5,5млрд. человек, а к 2030 году ожидается 10 млрд. Это только за счет естественного прироста. А что будет при массовом клонировании? Не наступит ли тот предел перенаселения, когда людей на Земле будет гораздо больше, чем возможности планеты их прокормить.
Речь 1 спикера команды «АнтиКЛОН» Раунд вопросов
Клон человека пока не создан, а клоны животных уже есть. Насколько вероятно использование метода репродуктивного клонирования для сохранения популяций вымирающих животных или для восстановления уже вымерших видов?
Будет ли копия обладать правами человека и гражданина при живом оригинале?
Речь 2 спикера команды «КЛОН» Раунд вопросов
Не приведет ли клонирование к значительному уменьшению разнообразия видов, необходимых для естественного отбора?
Какая страна лидирует в области клонирования, и в каких странах использование данной технологии применительно к человеку официально запрещен
Речь 2 спикера команды «АнтиКЛОН»Раунд вопросов
Может ли в принципе цивилизация развиваться далее без технологий, которые лежат в основе клонирования?
Что известно о предполагаемой технике самой процедуры клонирования?
Реплики гостей (количество выступающих в поддержку каждой команды должно быть одинаковым и на выступление отводится не более 1 минуты). Речь 3 спикера команды «КЛОН» Речь 3 спикера команды «АнтиКЛОН» Заключение
Сегодня мы с вами убедились, что проблема клонирования человека не имеет единого решения. На сегодняшний день существует два противоположных мнения по этому поводу:
«Опасаться дальнейшего клонирования или
бросить все силы на продолжение проекта».
Но, несмотря на разногласия, основная цель генетических исследований – это уменьшение страданий людей и улучшения состояния здоровья каждого человека и всего человечества. Сложные вопросы, возникающие при проведении генно-инженерных работ, необходимо активно обсуждать, их должны решать не одни ученые, но и политики, юристы, всё общество.
Теперь нам надо определить, какая команда была более убедительна.
Рефлексия: на плакате «Мост переговоров» определить своё место в отношении заданной темы
Д.З: Используя конспект, который вы составляли на уроке, в рабочих тетрадях напишите эссе по данному вопросу.