ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОФИЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Павлова Алена Петровна,
заведующий учебной частью,
ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии, г. Канаш

ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОФИЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, цель которого была связана с выявлением и изучением характеристик адаптивности у студентов, обучающихся согласно техническому профилю образования

Ключевые слова: адаптивность, образование, технический профиль образования, студент.

Ускорение социально-экономического развития страны обуславливает практическую значимость проблемы адаптивности личности, предъявляя жесткие требования к способностям индивида адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества. Меняющаяся социально-экономическая среда объективно требует от работника гибкости (адекватной переменам спроса на рынке труда), постоянного обновления знаний и умений.
В настоящее время успешная профессиональная адаптация служит важным фактором трудовой деятельности. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у работника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т.д.
Сегодня психологический аспект является ключевым в подготовке специалиста высшего качества в образовательной среде. Недостаточно направлять основные усилия только на совершенствование содержательной части образовательной программы, необходима большая работа теоретического и практического характера по формированию личности обучаемого как субъекта учебной деятельности, как субъекта жизнедеятельности. Только в этом случае можно получить на выходе образовательного процесса профессионала высшего качества.
Сергею Леонидовичу Рубинштейну принадлежит заслуга первооткрывателя в психолого-философском аспекте дать методологическую трактовку категории субъекта. Он определил субъекта как способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире, благодаря которому человек, обладающий качествами субъекта, может осуществлять изменения в мире (активность), обладать способностями к самостоятельности, самодетерминации (саморегуляции, самоорганизации) и самосовершенствованию.
Адаптивность в большинстве научных концепций рассматривается современными исследователями и теоретиками как свойство личности, определяющее успешность её существования в меняющейся окружающей реальности, способность организма адаптироваться (приспосабливаться) к изменившимся условиям внешней и внутренней среды либо самостоятельно, либо с помощью различных приспособлений и механизмов.
В нашем техникуме проводится обучение только с техническим профилем образования. Было организовано исследование в 4 группах: «Сварочное производство» (СП), «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» (ЭГНП), «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (ЭМТЭ), «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (АТТО). Всего в исследовании участвовало 89 человек.
В исследовании использовались следующие методики:
1) «Уровень субъектности»;
2) «Методика адаптивности Колпаковой Л. М.»;
3) «Социально-демографические характеристики».
Были поставлены следующие задачи: рассмотреть
1. Субъектность и ее уровни проявления в целесообразной активности.
2. Личностные характеристики адаптивности у студентов с разными уровнями субъектности.
3. Социально-демографические условия проявления субъектности.
4. Проявление субъектности во времени.
На первом этапе осуществлено изучение уровня субъектности студентов. Использовалась анкета «Субъектность учащихся в образовательном процессе».
Получены три уровня субъектности студентов: низкий (характеризуется невысокими показателями активности обучающегося, внешним, невысоким уровнем мотивации к саморазвитию, отсутствием стратегии и тактики саморазвития, слабой субъектной позицией ученика), средний (субъектность обучающегося выражена в достаточной мере, однако обучающийся проявляет активность лишь в случае интереса к излагаемому материалу (например, если он как-либо связан с будущей профессией). Выборочное отношение к выполнению самостоятельных или творческих заданий), высокий (субъектная позиция ученика ярко выражена; ученик проявляет как внутреннюю активность (осознание смысла выполняемой деятельности, высокий уровень учебной мотивации, интеллектуальная включенность в учебный материал), так и внешнюю активность (желание участвовать в дискуссии, желание и умение высказывать свою точку зрения и защищать свою позицию, обращение к учителю с вопросами, желание выполнять дополн6ительные самостоятельные задания); ученик обладает высокой степенью самостоятельности в учебном процессе, часто проявляет инициативу).
Таблица №1. Субъектность учащихся в образовательном процессе
Группы
Уровень субъектности студентов в образовательном процессе


Низкий
Средний
Высокий

СП-01-13 – 22 чел.
6 (27,2%)
12 (54,5%)
4 (18%)

ЭГНП-01-13 – 21 чел.
3 (14,2%)
15 (71,4%)
3 (14,2%)

ЭМТЭ-01-13 – 21 чел.
6 (28,57%)
15 (71,4%)
0

АТТО-01-13 - 25 чел.
11 (44%)
11 (44%)
3 (12%)

Итого – 89 чел.:
26 (29,2%
·)
53 (59,5%)
10 (11,2%)


Основная масса студентов имеет средний уровень субъектности 59,5%. Высокая субъектность выше выражена у группы «СП-01-13». Низкая – у группы «АТТО-01-13».
На втором этапе осуществлено изучение уровней адаптивности студентов. Использовался опросник по методике адаптивности (Л. М. Колпаковой).
Выделены уровни адаптивности студентов по 8 шкалам:
Невозможность / способность к изменению стереотипа презентации (когнитивно-эмоциональный компонент адаптивности);
Неготовность / способность принять неудачу, провести коррекцию жизненных стратегий (рефлексивно-оценочный компонент адаптивности);
Автономность/зависимость от внешних установок (мотивационно-смысловой компонент адаптивности);
Эффективность (способность к гибкому поведению)» / неэффективность (дефицит поведенческой мобильности (поведенческий компонент адаптивности);
Позитивизм/ негативизм (мотивационно-смысловой компонент адаптивности);
Толерантность (открытость социальному опыту) / интолерантность (закрытость социальному опыту (рефлексивно-оценочный компонент адаптивности);
Доминирование / приемлемый компромисс (поведенческий компонент адаптивности);
Невротичность (страх перед потерями, изменениями в жизни) / Эмоциональная устойчивость.
На третьем этапе исследования по результатам диагностики сделаны выводы. Студенты с высокой субъектностью имеют следующие высокие показатели адаптивности, т. е. индивидуально-психологические характеристики:
позитивизм(5 шкала) - характеризует способность осознанно планировать свое поведение, ориентируясь на будущее, опираясь на свой опыт, ошибки, знания свои и других. В норме проявляется как «здравое» отношение к происходящему, уверенностью в благополучном результате общения и деятельности; в основе лежит открытость, общительность, оптимизм, позиция ответственности за происходящее, умение сохранять рассудительность, логичность и ясность при принятии решений в конфликтно-проблемной ситуации, что может и не соответствовать социальным ожиданиям близкого окружения.
Толерантность (открытость социальному опыту) (6 шкала) - характеризует способность к социальному общению, терпимо-уважительного отношения к другому человеку, умение адекватно выстраивать взаимодействие с другими за счет личностных ресурсов, основанных на нравственных императивах и активных устремлениях к событийности, содействию и сопереживанию, умение управлять своими эмоциями, чувствами в ответ на внешнюю и внутреннюю агрессию.
Доминирование (7 шкала) – характеристика внешне демонстрируемой уверенности, компенсирующая внутреннюю неуверенность, чаще всего, являясь проявлением «невротического характера». Доминантное поведение усиливает давление невротического круга и носит психозащитный характер. Такой человек защищается от мысли, что он слаб, мыслью о том, что другие слабее, чем он.
Студенты с высоким уровнем субъектности имеют следующие социально-демографические характеристики: основная масса студентов по национальности чуваши, все из полной семьи, являются коренными жителями, имеют родителей рабочей профессии, со средним образованием, проживают в общежитии техникума, поступили на учебу по собственной инициативе, основная занятость студентов - учеба.
У студентов с высокой субъектностью шкала аттитюдов ко времени представляет прошлое, настоящее и будущее позитивно.
Исходя из вышеизложенного следует вывод, что способность студентов адаптироваться зависит и от личностных качеств, которыми они обладают. Студент с ярко выраженной субъектной позицией, т. е. с осознанием смысла выполняемой деятельности, высоким уровнем учебной мотивации, с желанием участвовать в дискуссиях, желанием и умением высказывать свою точку зрения и защищать свою позицию, желанием выполнять дополнительные самостоятельные задания, с высокой степенью самостоятельности в учебном процессе, оказавшись в нестандартной жизненной ситуации, становится терпимо-уважителен к другому человеку, умеет адекватно выстраивать взаимодействие с другими за счет личностных ресурсов, основанных на нравственных императивах и активных устремлениях к событийности, умеет управлять своими эмоциями, чувствами в ответ на внешнюю и внутреннюю агрессию.

Литература:
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - 1994. - Т. 15. №1. - С. 3-18.
Выготский Л. С. Психология. – M.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1007 с.
Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. - 1985. - С. 339.
Михайлова Ю.Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности. // Вопросы современной науки и практики: Унив. им. В.И. Вернадского. - 2010. - № 7 – 9 (30). - С. 131-137.
Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
Овчинникова Т.И. Структурная модель адаптации персонала к кризисным условиям /Т.И. Овчинникова, Г.В. Гостева, В.А. Хохлов//Управление персоналом. – 2009. - № 5. - С. 47-51.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997, - 190 с.

15