Беседа с родителями на тему Трудности адаптации первоклассников к школе.

Беседа с родителями: «Трудности адаптации первоклассников в школе». 2013г.

Егорова А.Ю. 1-в класс

В последнее время в педагогике и психологии детства особую актуальность приобретает вопрос о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.
1. Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка. Способность понимать особую роль ученика является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности - учебу, подчиниться ее требованиям и условиям. Однако не все дети обладают этой способностью именно они, несмотря на достаточный объем знаний и хорошую память, с трудом адаптируются к школе.
2. Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые правила и нормы поведения, понять и усвоить специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, относительную условность общения, чтобы отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать.
Если уровень волевого развития мал, то ребенок с трудом адаптируется к школе.
3.Малышу необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это также вызывает существенные трудности в период адаптации.
4.Умение сосредотачиваться, удерживать свое внимание на том или ином виде деятельности, слушать учителя не отвлекаясь у разных детей также различно. Одни не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие на протяжении всего урока внимательны и работоспособны. Важно помнить, что причиной такого невнимания может быть как быстрая утомляемость из- за плохого состояния здоровья, так и собственно психологическая неготовность - слабое развитие произвольного внимания, недостаточный уровень волевой готовности. Бывает, что ребенок интеллектуально очень хорошо развит, а работать в классе не может.
5.Многие родители считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний ребенка. В своих стараниях родители нередко теряют чувство меры, поскольку возможности детей, их возрастные особенности в расчет не берутся. В результате, дети читают стихи, но не понимают их смысла, потому что не знают значения многих слов, или могут назвать созвездия нашей галактики, но не знают, на какой улице живут, цитируют энциклопедическим словарь, но совершенно не умеют общаться со сверстниками, боятся их, неспособны даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче. Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей и учителя, и малыша принимают в школу. А дальше у ребенка возникают физиологические и психологические трудности: жалобы на головную боль, усталость, раздражительность, слезы без всякой на то причины.
Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.
6.Чаще всего с трудностями в период адаптации сталкиваются дети, которых учили читать, но не развили речь и способность различать звуки; которых учили писать, но не создавали условия для развития моторики, и особенно движений пальцев руки; у которых не развита способность слушать, понимать смысл прочитанного, нет умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, мыслить.
7. Несомненно, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1-й класс.
К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 25% детей. За последние 30 лет число практически здоровых первоклассников снизилось с 61 до 46%. Кроме того, среди детей, начинающих обучение с 6 лет, около 16% не готовы к школьному обучению, а у 30-50% выявляется функциональная незрелость.
8.Специальные обследования показывают, что в течение последних лет около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья. Уже с первых дней становится ясно, что этим детям трудно. Беспокойные, плаксивые, они не понимают, что такое урок, на котором в основном играют, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая никакого внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. Им явно не по силам школьный режим и школьная нагрузка.
Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе:
1. Неготовность ребенка к обучению.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.
2. Нарушения в состоянии здоровья.
Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.
3. Характер семейного воспитания.
Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «Мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.
4. Раннее начало систематического обучения.
5. Жесткость требований педагога и родителей.
6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.
7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.
8.Нарушения в организации внешкольного режима дня.
Большинство детей ежедневно не досыпают 1-1,5 часа, многие недостаточно гуляют (1-1,5 часа, вместо трех), по 2-3 часа, а то и более проводят у телевизора.
Условия успешности адаптации первоклассника:
1. Одним из главных условий успешности адаптации - это создание положительного микроклимата. «Дети - активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А. Амонашвили).
Задача учителя - поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа - это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.
Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому ребенку очень хочется завоевать авторитет и доверие товарищей. Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов.
2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка.
Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности, резко выраженной утомляемости.
3. Дифференцированное обучение.
Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и образовании - это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком».
4. Создание условий для полноценного отдыха.
К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и эмоциональную перегрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.
5. Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени его готовности.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
1) общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта);
2) воспитание умения произвольно управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется);
3) формирование мотивов, побуждающих к учению.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду.
6. Установление тесной связи учителя с родителями ученика. Учитель должен:
- согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой - непосильных для него повышенных требований;
- организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания;
- организовать встречи родителей со школьным врачом.

15