Статья на тему: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


УДК 373.5.091.322:51
О. В. Гаврилина,
к.п.н.,
ИПОМ,г. Армянск
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Постановка проблемы. Общие аспекты формирования приёмов и способов математической учебной исследовательской работы рассматривается в работах учёных: В. И. Андреев, Б. В. Гнеденко, А. Н. Колмогоров, Л. Д. Кудрявцев, А. И. Маркушевич, Д. Пойа и др.
Цель статьи.Обосновать методические основы формирования исследовательских умений студентовпедвузов в процессе изучения математических дисциплин.
Изложение основного материала исследования.Анализ соответствующей литературы позволяет утверждать, что проблема внедрения в учебный процесс вуза учебно-исследовательской работы, как важного средства формирования у студентов устойчивого интереса и готовности к творческой деятельности, является актуальной. Исследовательские умения необходимо рассматривать с позиций психологической теории деятельности, фундаментальной теории современной психологии, поскольку формирование умений предполагает овладение определенными видами деятельности в учебном процессе. Под учебными исследовательскими умениямипонимаем общеобразовательные умения студентов вуза, в процессе формирования которых происходит развитие способностей выполнять систему действий практического и умственного характера, которые подчиняются логике научного исследования и сознательно используются ими в образовательном процессе для получения новых знаний. Учебные исследовательские умения являются сложными и обобщенными действиями, так как обладают свойством преобразования в новых условиях, применяемых к разному предметному содержанию и расширяют возможности творческого использования полученных знаний на практике. На этом основании считаем, что исследовательские математические умения (ИМУ) – это учебные исследовательские умения выполнять систему математически направленных теоретических и практических действий, которые подчиняются логике научного исследования и сознательно используются студентами в образовательном процессе для получения новых знаний. Учебная исследовательская деятельность студентов, организуется преподавателем с использованием дидактических средств, направленная на решение учебных исследовательских заданий. Такие задания формулируются в рамках учебного материала, предъявляются в виде проблемы, а их решение соответствует логике исследования и предполагает определенные действия, в результате чего студенты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения, формируют познавательные мотивы и организационные качества. В процессе исследования, рассматривались исследовательские математические умения(ИМУ)студентов, имеющие такие составляющие: операционная, организационная, коллективная, рефлексивная. Мы согласны с мнением С. Ракова о том, что приобретению математических компетенций способствует исследовательский подход в обучении, при котором идеями исследований охвачены все формы учебной работы: лекции, практические, лабораторные занятия, индивидуальная и самостоятельная работа.
Процесс решения исследовательских заданий способствует формированию у студентов исследовательских умений, основными чертами которых являются: постановка вопроса, при котором ответ неочевиден, широта условия, что допускает несколько вариантов его трактовки или соответствующая нескольким конфигурациям, скрытость связи условия с известными студентам теоремами, формулами и состоит из таких этапов, как: 1) постановка проблемы, 2) выдвижение гипотезы, 3) проверка гипотезы, 4) оформление результатов решения задачи, 5) анализ результатов исследования.
Прохождение этих этапов обеспечивает наиболее эффективное формирование исследовательских математических умений у студентов и способствует оптимизации процесса их подготовки как будущих высококвалифицированных специалистов.
Выводы.Специфика учебного исследования заключается в том, что при его осуществлении студент открывает новые знания, овладевает ими и новыми способами действий.
Литература:
[1] Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: МГУ, 1965. – 51 с.
[2] Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. – Киев: Радянська школа, 1986. – 184 с.
[3] Гавриліна О. В. Методика формування дослідницьких математичних умінь старшокласників у процесі поглибленого вивчення елементів інтегрального числення: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Гавриліна Ольга Вікторівна. – Ялта, 2013. – 257 с.
© О.В. Гаврилина, 2014