Психологическое сопровождение социальной адаптации учащихся средней школы.

Психологическое сопровождение социальной адаптации
учащихся средней школы.

Классен Маргарита Яковлевна
Город «Саратов»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97»
Октябрьского района г. Саратова

Адаптация - динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, обеспечивающий возрастное развитие. Возникшие в процессе адаптации механизмы приспособления позже применяются в похожих ситуациях и закрепляются в структуре личности. Нарушение социально-психологической адаптации ребёнка к условиям школьного обучения является причиной учебных и поведенческих затруднений и может присутствовать на всех этапах развития. Дезадаптация проявляется в снижении учебной мотивации, самооценки, повышении тревожности, увеличении количества часто болеющих школьников и может привести к формированию девиантного поведения, хронической неуспеваемости, длительному негативному психоэмоциональному состоянию. Особенно это актуально для обучающихся с различными формами социально-педагогической запущенности, детей с ограниченными возможностями здоровья. В последнее время МОУ «СОШ № 97» поступают как в первые, так и в другие классы (переезд на новое место жительства) дети, плохо владеющие русской речью, говорящие с родственниками на своём родном языке. Адаптация детей на фоне билингвизма проходит длительнее и сложнее. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации и профилактике школьной дезадаптации.
В ноябре 2011г. в МАОУ «СОШ № 97» стартовал проект «Психологическое сопровождение социально-психологической адаптации обучающихся», который включал коррекционно-развивающие мероприятия для учащихся 1-х классов (программа «Развитие») и занятия с обучающимися средней школы по программе коррекционно-развивающего театра «Творчество». Программа «Развитие» стала лауреатом областного конкурса профилактических психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации» 2012года, организованного Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Программа «Развитие» предусматривает обязательную наглядность (мультимедийность), реализует деятельностный подход, уточнение и закрепление учебного материала в деятельности с элементами игры. Занятия с учащимися, находящимися в состоянии дезадаптации, направлены на расширение и активизацию словарного запаса, формирование основ оперативного, понятийного, теоретического мышления, развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных навыков.
На каждом занятии детям предлагается выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности, игры на развитие свойств внимания, памяти, артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Подобраны разнообразные интересные игровые упражнения на развитие слуховой и зрительно-моторной координации. Учебный материал четко систематизирован и направлен от предметной наглядности к понятийной систематизации, классификации с применением схем. Большое внимание в коррекционной работе с дезадаптантами придаётся выстраиванию демократических детско-родительских отношений, сотрудничеству с родителями. Результатом работы по программе «Развитие» является успешность адаптации к условиям школьной жизни.
Для социальной адаптации обучающихся, поступивших в связи с переездом на новое место жительство из других общеобразовательных учреждений была разработана и эффективно применяется программа театра «Творчество» с элементами ТРИЗ. Театральные занятия в кружке способствуют развитию учащихся в трех направлениях: а)речь: артикуляция, лексика, синтаксис, б)мышление: логическое, образное, в)эмоции: эмпатия.
Цель программы:
Социальная адаптация и коррекция недостатков в развитии детей с ОВЗ, детей плохо владеющих русским языком. Профилактика и коррекция социальной дезадаптации, делинквентности, девиации. Развитие познавательной активности, целеустремленности в преодолении трудностей при достижении цели, профилактика вредных привычек, ориентация на здоровый образ жизни. Развитие психических процессов: внимания, памяти. Воспитание у обучающихся навыков эффективной коммуникации и ассертивного поведения.
2. Развитие креативности, одаренности, формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой. Подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории. Обучение написанию учениками творческих сценариев (стихотворных и прозаических сюжетов сказок и рассказов). Развитие эстетического вкуса, театральных способностей; навыков изобразительной деятельности (изготовление игрушек, атрибутов и декораций).
Опираясь на наследие Д.Родари, который был основателем отдельного направления воспитания детей сказкой, труды Г.Альтшуллера, М. Шустермана и др. (ТРИЗ теория решения изобретательских задач), в театрализованной деятельности используется нетрадиционный сказочный материал. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить проблемные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один «Салат из сказок». Нетрадиционный поход дает возможность уяснить ребенку, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, моделировать сюжет, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Школьные спектакли становятся продуктом коллективного творчества. В подготовке театральных представлений широко используются упражнения на развитие умения фантазировать с опорой на карты Проппа. Применяется приём «раскадровка», где каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя с отрицательной на положительную. Ребята от рисуночных набросков переходят к написанию сценариев сказок, уточняя и закрепляя знания, полученные на уроках литературы и русского языка, от изменения сказок к созданию собственных. Большое внимание уделяется ролевой игре, при помощи которой можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «могу», «хочу» и «надо» Поэтому большое внимание уделяется обсуждению характеров героев спектакля, обстоятельств, в которые они попадают, и их выхода из сложных ситуаций. Девиз нетрадиционного подхода к сказке - все можно изменить, исправить, надо только осознать и захотеть изменить. Изменится герой сказки, изменится и отношение окружающих к нему. Положительные результаты даёт применение элементов сказкотерапии и драматической психоэлевации. Выявляется «внутренняя поломка» - патологическая доминанта (подавленная воля; повышенная ранимость и в связи с этим своеобразная защитная реакция, когда вся психическая энергия ребенка тратится на образование «скорлупы»; природная робость, в сочетании с гипертрофированным самолюбием; повышенная тревожность; неуемная жажда лидерства и отчаянная боязнь поражения в самых разных ситуациях). Робким, застенчивым ребятам предлагаются роли активных героев, которые изменяют окружающий мир к лучшему. Ученикам, склонным к агрессивным проявлениям, даются роли добрых героев, нуждающихся в защите.
Работа театра «Творчество» проводится в тесной взаимосвязи с педагогами школы. Ученики под руководством классных руководителей, учителя изобразительного искусства и труда изготавливают декорации, персонажи для театра, куклы-перчатки из папье-маше, бросового материала, соленого теста, создают костюмы и декорации для драматизации. Под руководством педагога-психолога, учителей русского языка и литературы, биологии обучающиеся пишут сценарии сказок на темы профилактики вредных привычек, сохранения природы, пропаганды здорового образа жизни. На уроках музыки ученики разучивают песенный материал по теме сценария.
В 2011-2012 году прошли кукольные спектакли по сценариям детского коллективного творчества: «Терем, терем, теремок», направленный на воспитание доброго отношения друг к другу, чувства сопереживания, толерантности; «Красная шапочка и волки», пропагандирующий здоровый образ жизни. Театрализованное представление на сюжет авторской сказки ученицы 6 класса «Розоландия и Дубостания» раскрыло учащимся нравственные ценности, представление о добре и зле, побуждение к нравственному самосовершенствованию, активности поступков во имя добра, милосердия.
В 2012-2013 году состоялась постановка кукольного спектакля коллективного творчества «Капризка», целью которого являлось развитие учебной мотивации, формирование уверенности в своих силах, доверия к партнеру. Театрализованное представление «Ошибка» было направленно на профилактику вредных привычек, развитие эффективной коммуникации и ассертивного поведения, умения выделять причинно-следственные связи, находить правильный выход из сложной ситуации. Тема любви к родной природе, Родине и ценностно-смысловые ориентации учащихся, нравственно-этическое оценивание поступков были раскрыты в кукольном спектакле экологической сказки «Лесной спецназ, или кто спасает лес».
2013-2014г. пятиклассниками был создан сценарий и успешно прошел спектакль экологической сказки «Окружающий мир в опасности», в разработке которого ребята применили знания, не только полученные на уроках экологии, биологии, здорового образа жизни, но и дополнительной литературы.
2014-2015г. «Сказка о борьбе добра и зла», созданная учениками 6-го класса, показала разрушающие последствия аддиктивного поведения, ориентировала обучающихся на умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Детские спектакли оказывают коррекционно-развивающее воздействие не только на обучающихся, исполняющих ту или иную роль, но и на зрителей. После каждого спектакля происходит диалог со зрителями. От лица героев спектакля задаются проблемные вопросы, которые помогают уточнить глубинный смысл сказки.
Особое внимание уделяется привлечению родителей не только к изготовлению декораций, атрибутов, но и участию в спектаклях, где родители получают положительный опыт конструктивного общения со своими детьми. Театрализованная деятельность даёт возможность детям развить учебные универсальные действия, получить положительные эмоции, а родителям изменить отношение к своим детям и гордиться ими. Наблюдается устойчивая положительная динамика оптимизации детско-родительских отношений.
По результатам диагностики 2011 – 2015 уч. г. положительная динамика познавательных УУД составила 22.5%, регулятивных - 17%, значимо возрос уровень мотивации учебной деятельности, в 34% семей произошли позитивные изменения.
Литература
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2009.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ теорию решения изобретательских задач - Альпина Бизнес Букс , 2007
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 2008.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2010.
Безруких, М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких. М.: Университет РАО, 2000.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2010
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка / Под ред. Д. Б. Эльконина, A. Л. Венгера. М.: Педагогика, 2006.
Медведева И., Шишова Т. «Улыбка судьбы. Роли и характеры» М. «ЛИРИКА ПРСС» 2009
Михайлова М.М. Двуязычие: принципы и проблемы. – М.: Просвещение, 2001.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 2009.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль,2011.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2011.
Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова. -СПб.: Питер, 2010.












15