Статья ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ССУЗУ

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ССУЗУ
Т. И. Буслаева
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»

Вопрос о профилактике аддиктивного поведения в последние годы привлекает особое внимание разных категорий исследователей и практиков. Это связано с резким ростом потребления психоактивных веществ, особенно в подростковой среде. Первичная профилактика состояний зависимости становится сферой деятельности не только врачей-наркологов, но и более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, социальных работников. В программах профилактики основной упор делается на работу в образовательной сфере, что вполне обосновано.
Исследование причин наркомании в молодежной среде указывает на сложность мотивов употребления наркотиков, а также множество способов вхождения в наркоманию. В связи с этим в любом учебном заведении (в частности в ССУЗе) должно быть реализовано как можно больше инструментов воспитательного воздействия и эффективных механизмов профилактики аддиктивных форм поведения.
Из всех субъектов воспитательного процесса студентов первокурсников необходимо выделить в особую целевую группу, наиболее подверженную риску появления аддиктивных форм поведения, имеющую набор специфических проблем, обусловленных одной общей – адаптацией к новых условиям обучения.
Поступление в ССУЗ сопряжено с особыми трудностями, которые условно можно разделить на пять групп:
Трудности саморегулирования поведения и деятельности в новой обстановке. Она обусловлена недостаточной подготовленностью первокурсников, неумением самоорганизоваться, управлять собой, своим поведением, неумением выполнять режим дня, организовать личный быт и досуг, неумением мобилизовать свои силы на самоподготовку.
Трудности, связанные с организацией умственного труда студента. Они испытывают трудности в конспектировании лекций, работе с учебной литературой. Все это приводит новичков к умственному и физическому напряжению. В результате у них появляется состояние апатии, переживания моральной неудовлетворенности, неуверенности в возможности адаптироваться к новым условиям.
Трудности, связанные с уходом из семьи и школьного коллектива, с отсутствием сплоченного коллектива в новой группе.
Трудности, связанные с психологической неподготовленностью к освоению избранной профессии. К сожалению, есть студенты, которые пришли учиться по таким мотивам, как «настояли родители», «не прошел по конкурсу в другое учебное заведение» и т.д.
Трудности, связанные с языковым барьером (для национальных групп).
Таким образом, изменение существующих ранее стереотипов жизни молодых людей, новая социальная роль, высокие интеллектуальные нагрузки в сочетании с изменением режима и недостаточно развитыми навыками использования собственных ресурсов способствует перенапряжению нервной системы и ослаблению здоровья, что в свою очередь оказывает влияние на количественные и качественные параметры психического здоровья. Проявляется это в эмоциональной лабильности, длительном переживании негативных эмоций, психо-эмоциональном напряжении, психосоматических расстройствах. Следует предположить, что это является одной из причин дезадаптации и девиантного поведения. Поэтому процесс адаптации первокурсников должен быть предметом пристального внимания всех структурных подразделений учебного заведения.
В целях коренного улучшения оздоровительной работы в ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж» разработана комплексная программа «Здоровый образ жизни в студенческую среду». Разработка программы обусловлена актуальностью профилактики употребления ПАВ в студенческой среде и определяется социальным заказом общества на подготовку здорового, конкурентоспособного специалиста в условиях современного рынка труда.
Важное направление программы – работа со студентами первого курса.
Эта работа состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный. Его цель – ознакомление с историей колледжа, его традициями. В работу на этом этапе также входит: профориентационнная работа с выездом педагогов и студентов в школы районов Республики Татарстан, выступления в СМИ, выпуск газеты училища, дни открытых дверей, работа в педагогических классах
2. Основной. Цель его – создание коллектива группы и формирование базовых критериев здорового образа жизни, физическое, духовное, нравственное воспитание. На этом этапе можно выделить несколько разделов:
А) Диагностический: знакомство со студентами (изучение личных дел, беседы со студентами, их родителями, проведение анкетирования студентов и их родителей по основным параметрам отношения к собственному здоровью, к вредным привычкам, составление социальных паспортов групп, выявление первокурсников, требующих особого пристального внимания (сироты, студенты из неблагополучных семей); изучение установочных документов (Устав колледжа, правила внутреннего распорядка и режима работы учебного заведения); изучение бытовых условий проживания студентов, знакомство студентов с историей города, с целью передачи традиций и обеспечения преемственности проведение совместных классных часов студентов 1 и 4 курсов с различной тематикой, формирование актива группы.
Б) Выбор воспитательных задач: изучение базового уровня эрудиции и нравственно-культурных ценностей студентов; совместная разработка плана воспитательной работы, моделирование воспитательных актов, формирование у студентов процесса самовоспитания.
В) Реализация основных адаптационно-воспитательных мероприятий программы «Здоровый образ жизни в студенческую среду».
На наш взгляд, наиболее эффективным способом профилактики аддиктивного поведения в ССУЗе является предоставление альтернативных способов получения удовольствия путем заполнения свободного времени студента; раскрытие и реализация личностных способностей студента посредством привлечения к участию в научной, спортивной жизни колледжа, а также в художественном творчестве – реализация основных
В этом направлении в ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж» проводятся следующие мероприятия: введение ограничивающих мер по противодействию распространения ПАВ на территории учебного заведения и студенческого общежития, выпуск информационных буклетов, листовок, плакатов, организация тематических конференций, студенческих акций «Жизнь без наркотиков», «Твой выбор», тематических культурно-массовых и спортивных мероприятий для студентов первых курсов: «Посвящение в студенты», городской фестиваль творчества первокурсников среди студентов ССУЗов и вузов города Чистополя «Сентябрина». О всуществляется тесная связь с лечебными учреждениями города, городским Центром помощи семье и детям «Салават Купере», Психолого-педагогическим центром, организация лекций специалистов – психологов, встреч с врачами – наркологом, гинекологом и др., организация работы правоохранительных органов и студенческого отряда охраны правопорядка на территории колледжа, организация работы волонтерского отряда по работе со студентами нового набора.
На этом этапе в целях профилактики аддиктивного поведения особая роль отводится психологическому сопровождению, в процессе которого исследуется природа такого поведения, внедряются практические меры по предупреждению негативных проявлений. Среди мер – первичные консультации со специалистами, психологическая коррекция с использованием современных методов и приемов психолого-педагогического воздействия, тренинги личностного роста, групповые тренинги по сплочению и формированию коллектива, индивидуальная и групповая рефлексия. Одним из средств социально – психологической адаптации является реализация специальных учебных дисциплин: «Введение в специальность», «Психолого-педагогический практикум».
3. Заключительный. Контроль, оценка, анализ и самоанализ результатов адаптационно-воспитательной деятельности. После проведенного анкетирования, анализа полученных результатов, разрабатываются рекомендации с учетом личностно-ориентированного подхода по коррекции выявленных девиаций.
Таким образом, адаптационная работа со студентами-первокурсниками является краеугольным камнем, который позволяет с самого начала обучения сформировать у студентов основные здоровьесберегающие принципы, «новые» общественные отношения, направленные на осознание истинных человеческих ценностей, которым является нормальный, здоровый образ жизни.
Литература
1. Борисова С.В. Социально – психологические факторы дезапдации учащихся. //Среднее профессиональное образование, №1 2009 г.
2. Вечедов Д.М. Адаптация первокурсников к новым условиям обучения. //Среднее профессиональное образование, № 4 2009 г
3. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
4. В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова Психология зависимой личности, Марево – Казань, 2002 г.
5. Л.Ф. Мирзаянова. Социально-психологическая адаптация первокурсников //Среднее профессиональное образование, № 4 2009 г.
6. Н.А. Сирота Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде. ООО «Социальный проект». - Москва, 2003 г.

15