Тема: Вежливость и невежество


Классный час
Тема: Вежливость и невежество
Цели: познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности; воспитывать культуру общения, взаимоуважение.
Ход занятий
I. Введение в тему.Беседа «Вежливость».
- Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно с тобой общаться.)
-Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно вести себя, чтобы избежать упрека в свой адрес: «Какой он невежа!».
II. Основная часть.
1. Знакомство со словами вежливости
- Какие «вежливые» слова вы знаете?
-Назовите первые слова, которыми мы начинаем день? (Доброе утро).
Учитель. Произнося слова «доброе утро», мы желаем нашим домашним, близким, знакомым, друзьям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы день у них был радостным, светлым – добрым. Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении В. Коркина «Я и солнышко».
Ученики, заранее подготовленные, читают поочередно стихотворение.
1-й чтец. Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
2-й чтец. Но если проснешься,
И дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!
- А вот стихи Эммы Мошковской.
3-й чтец. КИСЛЫЕ СТИХИ
Встало солнце кислое.
Смотри – небо кислое,
В кислом небе
Кислое облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие.
И едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
- Почему у всех было кислое настроение? (Потому что им никто не сказал «доброе утро».)
- Так делают только невежи. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязь, но стоит сказать: «доброе утро» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова?
Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? (Надо говорить весело, радостно, от души.)
- А какие слова мы говорим днем, вечером? (Добрый день, добрый вечер.)
1-й чтец. ДОБРЫЕ СЛОВА
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
2-й чтец. Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем:
«Видел Настю-дошколенка
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но… давно уже от Настеньки
Я не слышу слова… Здравствуйте!»
О. Дриз
- Когда мы произносим это слово? (Это слово мы говорим при встрече.)
- Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Все эти слова хороши тогда, когда человеку действительно желают добра, здоровья.
2. Беседа «Просьба и отказ».
- Как скажет вежливый человек, а как невежа?
Сказали Волу:
- Уважаемый Вол!
Отвезите, пожалуйста,
В школу стол.
Ответы:
а) Ну вот еще, б) Рад бы помочь,
Охота была! Но ехать невмочь.
Найдите Мне отдавили копыта,
Какого-нибудь Фирма сейчас закрыта.
Осла! Извините, я занят сейчас,
Сделаю в следующий раз.
- Как вы поступите:
а) если вы сидите в трамвае, а зашла старушка;
б) если вы видите, что кто-то не уступает место больному;
в) если вы нечаянно наступили кому-то на ногу;
г) если вам кто-то наступил на ногу;
д) если вы видите, как старушка несет сумку тяжелую;
е) если вас пригласили в гости, а вы опоздали;
ж) если вы идете на улицу гулять?
- Выберите варианты наиболее вежливого выражения просьбы:
а) Уступите, пожалуйста, место.
б) Извините, не уступите ли вы место?
в) Уступите место. Вы что не видите, что я еле на ногах стою?
г) Извините, пожалуйста, я вас очень прошу, будьте добры, уступите мне место.
3. Инсценирование стихотворения.
АННА-ВАННА-БРИГАДИР
- Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем.
- Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.
-Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят
И потрогать спинки –
Много ли щетинки?
- Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.
- Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца – пятачками?
Хвостики – крючками?
- Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.
- Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
- Уходите со двора,
Лучше не просите!
Мы уже фонарь зажгли –
Поросята спать легли.
Л. Квитко- Сколько раз отказывала Анна-Ванна-бригадир?
- Как можно было бы упросить строгую Анну-Ванну? Может быть, надо было бы поговорить более вежливо, пообещать помочь?
Дети отвечают.
4. Игра в рифмы.
- А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили вежливые слова, поиграем в рифмы:
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (Спасибо.)
Ученики. А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (Добрый день.)
Ученики. А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (Здравствуйте.)
Ученики. А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (Простите, пожалуйста.)
Ученики. А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова… (Извините.)
Ученики. А слово-то какое!
Очень дорогое!
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (До свидания.)
Ученики. А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Игру заканчивать пора.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал добрее и умней!
III. Итоги занятия.
Рефлексия.
- Что же такое вежливость?
-Чем запомнится вам этот классный час?
- Что вы для себя уяснили?