Сценарий урока по алгебре: «Стандартный вид числа»(8 класс)


Сценарий урока
Алгебра 8 класс
Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.
Учитель: Г.П. Хлыстова
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: «Стандартный вид числа»
Основные цели:
1) формировать знания о стандартном виде числа;
2) формировать способность строить алгоритмы на примере алгоритма записи в стандартном виде;
3) формировать умение применять алгоритм при представлении чисел в стандартном виде и действий с ними;
Оборудование.
Демонстрационный материал:

Если а ≠ 0 и n – целое отрицательное число, то

Оборудование:  техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в MicrosoftPowerPoint.
ХОД УРОКА
I. 1. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята!  Над какой темой вы работали на прошлых уроках? Сегодня на уроке вы продолжите работать с темой «Степень с целым показателем и узнаете что-то новое. Готовы к открытию новых знаний?
- С чего вы всегда начинаете работать на уроке? (С устной работы.)
- Какие задания вы выполняете на устной работе? (Задания на повторение.)
- А с какой целью проводится повторение в начале урока? (…)
- Молодцы! Итак, какой следующий шаг в работе? (Устная работа.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Выполните задания (проверка на экране).  Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ. Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает? Стандарт (от англ. – standard) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь
В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами.
– Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)– Как  вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации? (Записывать числа с помощью степеней.)
Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.
Запишите массу Земли, используя степень числа разными способами . 598 • 1025 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 • 10–20г.  А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 • 1026 ,  5,98 • 1027;  0, 598 • 1028; 5980 • 1024. 17 • 10–20; 1,7 • 10–19; 0,17 • 10–18; 170 • 10–21;
– Все результаты правильные.
Запишите массу Земли и массу атома водорода в стандартном виде. Какое это для вас задание?
– У кого нет ответа? Что не смогли?
– У кого есть ответ? Обоснуйте свой ответ.
3. Выявление места и причины затруднения
– Какое задание стояло перед вами?
− Одни не смогли, другие не могут доказать. Значит, у нас возникло затруднение.
− Давайте разберемся, в чем оно.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель вы поставите перед собой?(Узнать способ записи чисел в стандартном виде и научиться этим способом пользоваться)
– Сформулируйте тему урока.
- Какие средства вы можете использовать, чтобы узнать что-то новое? (Можно использовать учебник, справочник.)
– Откройте, пожалуйста, учебники на странице 211
Возможный вариант плана:
1) Прочитать в учебнике пункт 39.
2) Найти определение стандартного вида числа.
3) Подумать, какие знаки имеют множители
в определении.
4) Сделать вывод, каким может быть число α.
5) Проанализировать , что такое а и n .
6) Составить алгоритм записи числа
в стандартном виде
5. Реализация построенного проекта
Расставьте правильно шаги алгоритма, который есть на каждом столе.
Посчитать количество цифр, на которое сместилась запятая.
Поставить в данном числе α запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра, отличная от нуля.
Определить знак порядка числа n.
Если n > 0, то    ≥ 10, если n < 0, то 0<  < 1 , если n =0, то 1≤ <10 (Если порядок положительный, то число больше 10, если – отрицательный – число меньше 1, а если равен нулю, то число находится в промежутке от 1 до 10)
– В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!Почему? (По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от [1 до 10) (положительный) и второй множитель – число 10 в какой либо степени (тоже положительный), то при умножении двух положительных чисел получится только положительное число.)– Итак, как же записать массу Земли в стандартном виде? (5,98 • 1027) – Назовите порядок числа. (27)– А масса атома водорода? (1,7•10–19. Порядок – 19.)
– Что показывает порядок числа?
6. Первичное закрепление во внешней речи
№1013 устно
№1014(б,г,е)
Запишите в стандартном виде число:
б) 2 180 000=2,8.106
г) 40,44=4,044.101
е) 0,0000035=3,5.10-6
Как вы думаете, что можно сказать о числе, зная его порядок? (Насколько большим или маленьким является число. Чем больше порядок числа, тем больше само число. Большой по модулю отрицательный порядок говорит о том, что число маленькое.)
№ 1015(а,в)
Запишите в стандартном виде:
А) 45.103=4,5.101.103=4,5.104
В) 0,74.106=7,4.10- 1.106=7,4=.105
В парах
Выберите букву, соответствующую записи числа в стандартном виде:
270 27 ∙ 101 П 0,00088 0,88 ∙ 10-3 К
2,7 ∙ 102 Н 8,8 ∙ 104 Т
0,27 ∙ 103 А 8,8 ∙ 10-4 Н
35600000 3,56 ∙ 107 А 53,67 53,67 ∙ 101 А
3,56 ∙ 10 -7 И 0,5367 ∙ 10-2 Е
35,6 ∙ 106 Т 5,367 ∙ 101 О
– Приставка «нано» в переводе с греческого означает «карлик». Вам знакомо это слово?   Где вы с ним встречались? (Нанотехнологии.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Запишите числа в стандартном виде:
Запишите числа в стандартном виде:
1 024 000 = О 0,000004 = В
6 000 000 = Р0,000282 = Д
21,56 = Н 508 ∙ 10-7 = А
0,85 = К 0,042 ∙ 102 = Л
– В древнерусском счете 107 называли – «ворон», а 108 – «колода».
Встаньте те , кто не справился с самостоятельной работой? Какую цель вы поставите?
Встаньте те , кто выполнил все верно. Вы, молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
№ 1020(б)
Выполните умножение:
Б) (4,4∙ 10-3)∙ (5,2∙ 104) = (4,4∙5,2)∙(10-3∙104)=22,88∙101=2,288∙102
9. Рефлексия деятельности на уроке
– Итак, какую цель ставили?
– Поднимите руку, кто достиг цели. Как вы это делали?
Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии.
Новая тема мне понятна. ___________
Я знаю, что такое стандартный вид числа. ___________
Я знаю, как записать число в стандартном виде. ___________
В самостоятельной работе у меня всё получилось. ___________
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если были). ___________
Сегодня я учился самостоятельно учиться. ___________
Я доволен своей работой на уроке. ___________
На дом: п 39 №1016, №1020(а)