Конспект урока по информатике Способы кодирования информации (8 класс)


УРОК ИНФОРМАТИКИ, 8 класс
Способы кодирование информации
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Личностные: Используют различные способы кодирования информации.
Основные понятия: условный знак; код; кодирование.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кодирование информации», раздаточный материал: кодировочные таблицы, карточки с заданиями.Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. Эпиграф нашего урока: «Если человек не знает, к какой пристани он идет, то ни какой ветер не будет ему попутным!»
– Растолкуйте высказывание?
– Как его можно связать с уроком?
– Я желаю вам попутного ветра в приобретении новых знаний.
II. Актуализация знаний.
Готир досхов арзею овойнЖу ан енинвар, оп хомамлХочутгро икшуп. Мыд габворыйИмагурк тидохсв к масебенНавстчуре утрнниме мачул.
(поэма «Полтава», А.С. Пушкин)
– Прочтите отрывок из поэмы. Кто прочтёт? Какая поэма? Кто написал? (А. Пушкина «Полтава»)
– Кто таким или другим способом писал свои послания? Приведите примеры.
III. Проверка усвоения изученного материала.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на предыдущих уроках.
1) Вопросы учителя:
1. Что относят к базовой конфигурации ПК? (Системный блок, монитор, клавиатуру и мышь?) 
2. Дополнить определения, переставив необходимые слова. Индивидуальная работа (карточки) – 2 человека
Проведите соответствие:
  Человек ПК
Получение информации Органы чувств Устройства ввода
Обработка информации Мозг Процессор
Хранение информации Память Жесткий диск
Передача Жесты, голос, мимика Устройства вывода
Спасибо молодцы!
IV. Выявление причины затруднения и выхода из него.
– Ребята! Обратите внимание на меня. (Поднять руку и показать пять). Как вы думаете, что я хочу сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)
Но мы не можем точно утверждать, что именно человек нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное.
И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).
– Какова тема нашего урока?  ( кодирование)
– Запишите тему нашего урока «Кодирование информации». 
V. Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи (Изучение новой темы).– Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Давайте запишем необходимые определения.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – формирование представления информации с помощью некоторого кода.
Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Существует три основных способа кодирования информации :Графический – с помощью рисунков или значков;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе.
Словарная работа:
1)Пиктогра́мма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
2) Криптоло́гия (от др.-греч. κρυπτός — скрытый и λόγος — слово) — наука, занимающаяся методами шифрования и дешифрования. 
Где могут пригодиться вам эти знания?
VI. Включение в систему знаний и повторение.
А теперь разделимся на команды по 1 человеку, расшифровываем закодированную информацию.
Каждая группа получает задание:
1 человек. С помощью азбуки Морзе.

Кодовая таблица азбуки Морзе.
76200106680
Раскодируйте текст.



2 человек. С помощью цифрового кода.
1. Раскодируйте информацию с помощью кодовой таблицы
А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7
Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14
Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21
Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Щ-26 Ш-27 Ъ-28
Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33    
10 9 4 13 21 2 16 12 16 11 5 18 6 3 15 16 19 20 10
3 человек. С помощью морской семафорной азбуки.
Морская семафорная азбука.(1)
45720053340
1.

4 человек. С помощью графических символов.


– Сообщите информацию, которую несет ваша карточка.
VII. Физминутка
Игра. Покажите с помощью жестов:
а) просьбу сохранять молчание; погрозите; покажите важность темы (указательным пальцем);б) удивление, сомнение (пожиманием плечами);в) несогласие, согласие (движением головы).г) здороваться: пожимаем руки;
д) восхищение: хлопаем в ладоши;
е) обратить внимание - ответить на вопрос: поднятая рука
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Презентация

2) Практическая работа за ПК.
Кодирование информации
Задание.
1. В приведенном тексте заменить цифры буквами и записать разгаданный текст в Word и ответить на вопрос в конце стихотворения, записав ответ ниже под стихотворением. На задание 10 минут.
1 – И3 - Д
2 - А4 - Е
С х1трым 1ксом я 3ружу
По с4кр4ту в2м ск2жу,
Выб4г2я 1з т4тр23ки,
З2д2ёт он мн4 з2г23к1.
Кто отв4т1т, н2пр1м4р,
Что т2ко4 1КС+3?
2. Сохраните файл под своим именем «Урок 12» в личную папку.
Дополнительное задание: Выровнять текст по центру, сделать его красным цветом, установить размер шрифта 14, жирный, курсив, и поменять сам шрифт, на который понравиться.
IX. Рефлексия.
– Что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали:
1)повторили и закрепили материал;
2) изучили новый материал по теме кодирование информации;
3)закрепили новый материал на практике, решая задачи на кодирование и декодирование.
X. Домашнее задание. Придумать свой способ кодирования и закодировать свое имя и фамилию.