Литературная гостиная. Русский романс.


Литературная гостиная
Русский романс
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Вишенская средняя школа»
Белогорского района
Республики Крым
Медведева Наталья Антоновна
I.Цель: Ввести учащихся в мир русского романса; помочь увидеть два целительных потока- поэзию и музыку; переворошить страницы истории; заглянуть в будущее; прислушаться к чувствам человека: ревности, печали, страсти.
II.Оборудование: портреты писателей, композиторов, гитара, грамзаписи, на столах свечи в подсвечниках, томики стихов любимых поэтов – А.Фета, Ф.Тютчева, А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Цветаевой.
Музыка-это звучание времени, его дух.
С.Т.Коненков
Поэзия- памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения
самых лучших и счастливейших умов.
П.Шелли
Интегрированная часть
сть\s
Вступительное слово учителя.
Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в историю русского романса, или российской песни, как он назывался в 18 веке, - это лишь начальный этап славного восхождения русского романса к вершинам классических образцов.
Романс популярен и в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку. Он рассказывает нам о переживаниях человека, о его жизни, любви, радости, печали. Мягким, удивительным тоном печалиться о прошлом, вспомнить былое, предугадать будущее. И все это мы слышим в современных и старинных романсах, столь часто исполняемых блистательными эстрадными певцами , оперными знаменитостями, бардами, под нехитрые переборы гитары и вокальными группами народных певцов.
Каждый из исполнителей затрагивает струны близкой ему темы. И если оперные, филармонические певцы чаще исполняют классические русские романсы, то все остальные предпочитают романс бытовой, рожденный в гуще народной жизни, в пекле социальных потрясений. Судьба русского романса не была простой. Эта установка жила долго, прочно укоренившись в умах вершителей страны. Но его берегли, хранили, исполняли и любили…
Прошло время, и сегодня романс – один из любимейших музыкальных жанров. Произведение, отличающееся редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодией, слиянием поэтической идеи с музыкальной. Коротко по объему, голос их негромок и обращен чаще всего к небольшой аудитории слушателей.
Искусствовед:
В «Путеводителе по концертам» академик Б.В.Асафьев так характеризует романс: «Романс – усложненный вид «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики – душевных настроений, и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией. Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон… стихов».
Звучит романс в исполнении ученика 11 класса «Не пой, красавица, при мне»:
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне онеДругую жизнь и берег дальний…
Увы, напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь и ночь – и при луне
Черты далекой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь – и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мен онеДругую жизнь и берег дальний.
Учитель:
Вы услышали ярчайший образ вокальной лирики. С каким совершенством композитор Рахманинов выразил в музыке существо поэтических образов Пушкина, усилил эмоциональное и психологическое воздействие стихов! Если бы меня спросили, что я больше люблю – музыку или стихи? Я бы ответила, что хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.
На фоне музыки ведущая читает одно из самых прекрасных и знаменитых стихотворений А.С.Пушкина:
«Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты…»
Мелодия сделала пушкинский образ еще пленительнее и прекраснее:
«Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»
Вслушайтесь в мелодию, пропойте ее про себя, и вы почувствуете в ней эту «мимолетность» видения, чистую красоту в ее напеве, мягкую, светлую грусть.
«Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты…»
Музыка становится тревожней, исчезают ее ласковость, нежность. И сразу же, словно после глубокого вздоха, успокаивается:
«И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты…»
Словно преодолевая какое-то внутреннее препятствие, пытается подняться мелодия. Почти отчаяние слышится в словах:
«Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».
Поднялась и снова бессильно сникла мелодия. Но помните, как дальше у Пушкина?
«Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
И музыка тоже пробуждается. Ей возвращена прежняя вдохновенная сила. Снова она звучит светло, нежно, почти восторженно.
«И сердце бьется в упоеньи,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь».
Отзвучали последние, успокаивающие такты аккомпанемента… Музыка кончилась.
Да, очень трудно, почти невозможно представить себе теперь эти пушкинские стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, - настолько неразрывно связаны они друг с другом, настолько кажутся созданными друг для друга.
А между тем слова и музыка написаны в разное время, разными людьми, и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено юной жене генерала Керна, Анне Петровне Керн, а музыка, много лет спустя, - ее взрослой дочери Екатерине. Это совершенное творение двух гениальных художников часто называют «жемчужиной русского романса».
Экскурсовод:
Вот мы с вами подошли к главной теме нашего сегодняшнего вечера. Что же такое романс? Должна вас сразу предупредить, что здесь нас подстерегают весьма любопытные сюрпризы.
Романс – это музыкальное произведение, написанное для одного голоса с каким-нибудь инструментальным сопровождением.
Песня – тоже произведение вокальное, и часто сольное. Людям, знакомым хоть немного с музыкой, порой кажется, что песня и романс – это нечто не только разное, но и даже, может быть, противоположное. В чем-то они и правы. Действительно, многие романсы не похожи на песни. Любая песня имеет куплет и, часто припев. В куплете на одну и ту же мелодию поются разные слова, в припеве обычно сохраняются и слова и музыка. Музыканты называют такое строение строфической или куплетной формой.
В романсе музыка сложнее, чем в песне. И мелодия, и аккомпанемент не только передают общее настроение, общее содержание текста, но как бы развивают, углубляют его. Музыка как бы прислушивается к каждой фразе, чутко откликается на все, что в ней говорится, и все время меняется. А это значит, что куплетная форма, точное повторение одной и той же мелодии на разные слова, припев, все это не подходит для романса.
I ведущий:
Знаете ли вы, что означает слово «романс»? Вернее, откуда взялось это слово?
Родилось оно в Испании. Когда-то, очень давно, там называли «романсами» народные стихотворения и песни. Дело в том, что в те далекие времена, кроме обычного повседневного языка, во многих странах существовал и другой язык. Он был признан официальным языком католической церкви. Этот язык – латынь. А в то время церковные молитвы и песнопения, и многие сочинения музыкантов исполнялись по-латыни. Латынь знали только грамотные люди, а их было невероятно мало. Песни и стихи исполнялись на повседневном, близком и понятном романском наречии, стали называть «романсами».
II ведущий:
На рубеже 16-17 веков романсы сочиняли такие знаменитые писатели, как автор «Дон Кихота» - Мигель де Сервантес и автор 1500 пьес, стихов, трактатов – Лопе де Вега. Вот фрагмент одного из его назидательного романса:
«…И какой настоящий испанец
С болью в сердце не видит ныне,
Что мужчины на вид все те же,
Только мужества нет и в помине… »
В 18 веке жанр романса определился и русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Как правило, в романсе объединяются художественные образы поэтического произведения, принадлежащего одному автору, и музыкального, созданного другим автором. Например, романсы М.И.Глинки на стихи А.С. Пушкина, романсы П.И.Чайковского на стихи Д.И.Ротгауза, романсы Г.В.Свиридова на стихи М.Ю.Лермонтова.
Фортепиано. Романс «Я помню чудное мгновенье»
Романс «Я вас любил»
Стихи А.С.Пушкина, музыка М.И.Глинки
Музыка правдива, ясна, выразительно написана композитором во время его увлечения Екатериной Керн.
I ведущий:
На пути становления русского романса мы познакомились с Тепловым-Сумароковым, Дубянским-Дмитриевым, Юзефом Козловским, М.Л.Яковлевым, А.А.Алябьевым и его романсом «Соловей» на стихи Антона Дельвига, поэзией А.В.Кольцова – яркого самородка из народа.
«Могучая кучка», возглавляемая Балакиревым, обрела великие шедевры оперной, симфонической, камерной и вокальной музыки, составившей ценнейшую часть национальной музыкальной культуры.
III ведущий:
На стихи Афанасия Фета Балакирев почти в 70 лет создает музыку, где композитору удается проникнуть в душу фетовской поэзии, слиться с ней.
«Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…»
Философская мысль, любовь, радость, весна… Композитор Римский-Корсаков говорил о том, что, создавая музыку, он чутко прислушивается к голосам природы, берет напетое и подсказанное ею и народным искусством. 79 романсов его считаются классическими. Прислушайтесь к его романсу «Звонче жаворонка пенье», в страстной, порывистой музыке которого, подчиненной восторженному чувству весеннего обновления, огромный запас молодости, энергии, радости восприятия мира, жизни:
Прослушивание грамзаписи.
«Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,-
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей».
Из романсов русских композиторов, посвященных весне, этот романс на стихи А.Толстого вслед за «Весенними водами» С.Рахманинова на стихи Ф.Тютчева считается лучшим. Только с появлением стихотворений Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета, А.Толстого, Я.Полонского и других поэтов могли родиться шедевры романсовой лирики Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Многие имена авторов музыки остались неизвестными. Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному произведению, как это случилось в творчестве музыкального деятеля и композитора А.М.Абаза, написавшего романс на стихотворение И.С.Тургенева:
«Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые…»
Прошло более двух веков с того дня, когда русские читатели увидели на книжных прилавках новый, в шершавых корках, украшенных виньетками тепловский сборник «Между делом безделье». С тех самых пор и повелась традиция петь романсы на Руси. И мы видели, как развивался и креп этот жанр на русской песенной почве. Каждое поколение искало в нем утешения, поддержки, заставляло его говорить о горестях и печалях, несправедливостях и страданиях. Как ни трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал, чтобы напоить жаждущих. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить.
4 ведущий:
И если прислушаться к неумолчному голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций; а исподволь, ненавязчиво, но и неуклонно и красиво увлекает все больше и больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, подлинных страстей и жизненный идеалов.
Искусствовед:
Помните слова Пушкина – «над вымыслом слезами обольюсь»? Перед каждым новым поколением встает вопрос: что такое искусство? В чем причина его воздействия на нас? Почему возвышается душа при соприкосновении с прекрасным? Древние греки говорили: «Гомер каждому – и юноше, и мужу, и старцу – столько дает, сколько кто может взять». Конечно, чем больше возьмешь от искусства, тем больше духовно обогатишься. У каждого человека есть заветный песенник. У одних он объемистый, у других маленький. Его носят не в кармане, не в портфеле – в сердце, в памяти. Музыка и поэзия – целительный источник, родник духовной культуры и нравственной силы.
В литературной гостиной звучат романсы полюбившихся авторов: С.Есенина, М.Цветаевой, Е.Евтушенко.