Статья из опыта работы Организация воспитательного процесса: проблемы и пути их решения


Организация воспитательного процесса: проблемы и
пути их решения
Главная цель воспитателя должна заключаться
в развитии самодеятельности, благодаря которой
человек может впоследствии стать распорядителем
своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…
А.Дистервег, XIX век
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Исходя из этого, я считаю, что основными задачами воспитания являются: формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель моей деятельности - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Мое кредо, как классного руководителя:
- принимать ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;
- потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;
- главное – идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.
Воспитательная программа нашего лицея называется «Путь к успеху». Целью программы является поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе. САМОПОЗНАНИЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
Следовательно, основные направления своей воспитательной работы я определила так :-266065-262255
Почему эмблемой нашего класса мы выбрали солнышко? Потому, что «Солнышко» – это человек, который улыбается и делает людям добро.
Лучики солнышка собирают всех друзей вместе и приглашают к общению.
Ребятам я объяснила, что мы теперь «жители» одного общего для нас всех города, который мы назвали «Умники и умницы». А это значит, что мы должны быть
терпимыми, дружелюбными друг к друг, ведь каждый из нас уникален, каждый по- своему воспринимает окружающий мир. Считаю, что атмосфера доверия и дружеское расположение дают возможность раскрыть внутренний мир ребенка, позволяют научить его делиться своими проблемами, а значит, способствует развитию коллектива в целом.
38017454584701313815458470-454660458470Затем, был объявлен конкурс - лучшие «Герб», «Гимн» и «Флаг» «Города «Умники и умницы». Конечно, эту работу ребята выполняли вместе с родителями.
И раз есть символика, значит, есть и глава «нашего города» - мэр есть и правительство. Как выглядит структура управления городом «Умники и умницы».
375285-9525
Органом, осуществляющим текущие права и обязанности, является Правительство (или Кабинет Министров). Кабинет Министров – исполнительная власть - состоит из представителей семи министерств, каждое из которых имеет свои функциональные обязанности. Все эти органы выборные. Выборы производятся тайным голосованием на общем собрании класса каждую неделю.
Считаю, что такая форма ученического самоуправления предусматривает определенную совокупность прав и обязанностей членов классного коллектива, которые позволяют учащимся освоить культуру демократических отношений, проявить социальную активность.
Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу. Другими словами позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Воспитательная работа – одна из важнейших частей образовательного процесса. Для решения проблем я использую весь арсенал педагогических приемов и средств. Но в рамках данной работы мне бы хотелось остановиться на ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМАХ И ФОРМАХ моей воспитательной работы.
Одна из таких форм работы – применение генеральных интеллект-карт, которые позволяют ребенку решить задачу САМОПОЗНАНИЯ и САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, а также сформировать целостное видение проблемы : «Кто я такой (такая)?» -36068076835
Интеллект-карта по теме: «Кто я такой (такая)?», составленная учащимися 3 «А» класса-135255502285 Такая карта составляется в течение длительного времени и пополняется в ходе размышлений ребенка о себе.
Интеллект-карта по теме «Кто я такой (такая)?», составленная учащимися 3 «А» класса Следующая форма, на которой мне бы хотелось остановиться – работа с родителями. Мною была организована «Скорая помощь» для родителей и детей, которая позволяет своевременно ликвидировать возникающие проблемы. Для этого в классе висит специальный ящик, в который родители или ребята, придя в класс, могут положить записку с обозначенной проблемой. Записки достаю на перемене, внимательно изучаю и даю ответ индивидуально. Если записка анонимна, проблему изучаем на классном часе или заседании школы «3Р» (Три «эр»), о работе которой расскажу дальше. Иногда возникают такие ситуации, когда я не могу сразу дать ответ или провести консультацию, тогда привлекаю специалистов к решению указанной проблемы. К сожалению, не все родители могут придти в школу, как только у них возникла проблема, поэтому я создала почтовый ящик в Интернете, куда они могут присылать свои вопросы. Изучив данные письма, я либо перезваниваю, либо отправляю ответное письмо, либо приглашаю на индивидуальную консультацию. Такая форма работы очень удобна. Во-первых, она позволяет вовремя ликвидировать возникающие проблемы, а во-вторых - определять темы заседаний нашей школы «3Р» (Три «эр»).
Родителями не рождаются, родителями становятся… И как часто родителям не хватает знаний, мудрости, опыта для решения проблем, возникающих в процессе воспитания детей. Где искать помощи?
Мое «ноу-хау» - Школа «3Р» (Три «эр»: разумный, рациональный, рефлексирующий родитель). Девиз нашей школы: «Быть родителем –– это серьезно, быть родителем – это сложно, быть родителем – это ответственно, быть родителем - это интересно!». В рамках этой школы мною ежемесячно проводятся консультации, семинары, тренинги для родителей, где обсуждаются актуальные проблемы развития, обучения, воспитания детей. Родители делятся опытом, дают советы друг другу. Эффективный прием, который я часто использую, «мозговой штурм», когда родители могут предлагать любые – даже самые фантастические - идеи для решения возникшей проблемы. Затем все эти варианты коллективно обсуждаются, после чего мною и другими приглашенными специалистами (психологом, социальным педагогом, медработником, логопедом) дается экспертная оценка, проводится совместная рефлексия и осуществляется отбор самых разумных и рациональных идей (Вот почему Школа «3Р»!).
Большую помощь в организации воспитательной работы с детьми мне помогает созданный мною «Клуб джентльменов». Руководят этим клубом наши любимые папы. Они оказывают бесценную помощь в работе с детьми, особенно с мальчиками, которым очень часто не хватает мужского внимания, т.к. родители много работают. Да и девочкам необходимо мужское внимание. Наши любимые папы помогают разобраться в проблемах, организуют экологические десанты, участвуют вместе с нами в спортивных соревнованиях.
Считаю что, ориентация на возможности обучающегося, его интересы создает условия для развития и максимальной реализации склонностей и способностей каждого ребенка, формирует основы мировосприятия, мировоззрения с раннего детства.