Конспект урока по музыке на тему Русская музыка в итальянском духе


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 4 УРОКА
ПРЕДМЕТ: Музыка
КЛАСС: 3
АВТОР УМК: Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, И.В. Кадобнова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.С. Тарасов (под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского).
ТЕМА 3 ЧЕТВЕРТИ: «Диалог культур в музыке»
ТЕМА 4 УРОКА: «Русская музыка в «итальянском духе»»
ТИП УРОКА: Комбинированный
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТДЕЯ (ЦЕЛЬ) УРОКА: воспитание интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре других народов
ЗАДАЧИ:
- расширить представления об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира.
- дать почувствовать глубокое духовное единство, общность жизненного содержания музыкальных культур разных наций.
- ощутить процесс постоянного взаимообогащения национальных музыкальных культур.
- освоить мелодико-интонационные особенности музыки разных народов мира, ритмические особенности музыки, средства выразительности, типы построений.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
- развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, интонационного выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.
- увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.
ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;
адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;
выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
ХОД УРОКА
СИТУАЦИИ (ЭТАПЫ) УРОКА МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Тиши, тиши, тишина,
Только музыка слышна. Ответы Личностные
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- О чем мы будем говорить на уроках 3- й четверти? (варианты ответов).
- На уроках 3-й четверти мы будем путешествовать по разным странам. Будем пересекать границы разных стран и поймем, что между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Ответы Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИЙ, ТЕМЫ УРОКА - Ребята, но мы с вами не знаем языка других стран. Как же мы будем путешествовать, и понимать музыку других народов? (Музыка – это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства. Это музыкальный язык. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода). Ответы Регулятивные
Личностные
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА «Венецианская ночь» М. Глинка
«Летите, голуби» И. Дунаевский
Создание эмоционального настроя
-Ребята, русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях, а иногда сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий. Многие русские музыканты бывали в Италии. Был в Италии Чайковский. Мы знакомы с его «Неаполитанской песенкой». Был в Италии и Глинка, с чьим произведением мы будем сейчас знакомиться. Глинка, бывая за границей, впитывал впечатления, связанные с музыкой, природой, бытом других народов, во время своих путешествий по странам мира. Так, когда композитор жил в Испании, он начал изучать испанский язык, записывал испанские песни и танцы, причем не просто смотрел или слушал их, но и сам пел, даже научился неплохо танцевать темпераментный испанский танец – хоту. Помните его «Арагонскую хоту»?
- А сейчас прозвучит одно из самых красивых его «итальянских» сочинений – романс для голоса с фортепиано – «Венецианская ночь». Венеция – это удивительный город в Италии. В нем вместо улиц – каналы, вместо автобусов, троллейбусов и автомобилей – большие и маленькие лодки (показ картинок). Эти лодки называются гондолами, а лодочники – гондольерами (картинки). Среди гондольеров много хороших певцов, и поют они прекрасные песни. Вот в духе таких песен – баркарол (Баркарола – означает песнь на воде) Глинка и написал свою «Венецианскую ночь».
- Слушаем произведение Глинки и думаем, какое оно по характеру (слушание «Венецианской ночи» М. Глинки).
Беседа в форме диалога (вопросы)
- Прозвучавшее произведение, какое по характеру? (напевное, лирическое, мягкое, неторопливое, спокойное…).
- А как, по-вашему, что подчеркивает лирический характер музыки? (варианты ответов).
- Лёгкое звучание тенора – высокого мужского голоса, еще больше подчеркивает лирический характер этой музыки.
- А сейчас прослушаем еще раз «Венецианскую ночь» и попробуем услышать, что изображает нам сопровождение (аккомпанемент) (повторное слушание).
- Как вы думаете, что изображает нам сопровождение? (варианты ответов).
- В музыке романса есть изобразительный момент: как будто слышится легкое покачивание волн.
Обобщение: Ребята, сейчас звучал романс М. Глинки «Венецианская ночь», написанная русским композитором в духе итальянской баркаролы. И в нем мы увидели живые связи между музыкой разных народов: русский композитор сочинил мелодию в духе итальянской, а исполнил ее певец из Прибалтики – В. Норейка.
- Ребята, так есть ли границы у музыки разных народов? (нет, мы ее понимаем без перевода).
- А сейчас откроем тетради и запишем название, композитора, жанр романса (работа с тетрадями: «Венецианская ночь» (романс в духе итальянской баркаролы) М. Глинка. Баркарола (с итальянского) - песня на воде. Тенор – высокий мужской голос).- Ну, а теперь немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Постановка проблемного вопроса
- Ребята, чтобы наши музыкальные путешествия продолжались, нам нужен попутчик, который будет олицетворять мир. Кто это будет нашим проводником, вы скажите мне сами, прослушав произведение (слушание «Летите, голуби» И. Дунаевского).
- Так кто теперь будет нас сопровождать в наших музыкальных путешествиях? (голуби мира).
- Да, теперь наши путешествия будет начинаться с «запуска» голубей мира (показать картинку голубя). И голубь будет отмечать ту страну, с музыкой которой мы будем знакомиться (показать картинку).
- Какая музыка по характеру? (лирическая, мягкая, распевная, сердечная, спокойная, плавная…).
- Давайте разучим главную мелодию песни «Летите, голуби» И. Дунаевского, чтобы помогать нашему голубю мира.
Распевание и разучивание
- И завершим мы наш урок исполнением чешской народной песней «Полька».
Выразительное исполнение Слушание
Ответы
Повторное слушание
Работа с тетрадями
Слушание
Вокально-хоровая работа Познавательные
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
Личностные
Личностные
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Ребята, что нового вы узнали на уроке? (варианты ответов).
Обобщение: Мы сегодня познакомились с музыкой русского композитора М. Глинки написанной в духе итальянской баркаролы. Тем самым убедились в том, что существует связь между музыкой разных народов: русские композиторы пишут музыку в итальянском духе, а зарубежные композиторы (например, Бетховен) включают мелодии русских песен в свои произведения. Ответы Регулятивные
Коммуникативные
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить запись в тетради Регулятивные
Коммуникативные
РЕФЛЕКСИЯ (оценка, самооценка) - Все молодцы. Давайте вместе ответим на вопросы:
1. Мне было интересно…
2. Мы сегодня узнали…
3. Мне было трудно…
4. Вы довольны своими ответами…Ответы детей Регулятивные