Современные формы обучения на уроках и во внеурочной деятельности как результат повышения мотивации обучающихся в изучении географии


Современные формы обучения на уроках и во внеурочной деятельности 
как результат повышения мотивации обучающихся  в изучении географии
Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом, такой как география. Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и  развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического,  трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?  На наш взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что  многие обучащюиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин,  поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается.  А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.
Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно,  ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. В ходе работы  над проблемой  были выявлены следующие противоречия: с одной стороны, отсутствие интереса к географии, у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету; а с другой стороны, традиционной системой построения образовательного процесса, которая,  даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую не совсем интересна современному ребенку и отчасти скучна и однообразна. Она формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации обучения школьников, познавательную активность  и, как следствие, качество образования.
Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать  преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование  мотивации обучения на уроках и во внеурочной деятельности.
Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – научные практики.Задачей учителя в рамках стандартов Второго поколения является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Для успешного ведения основного исследования необходимо определить следующее:
методы активизации школьников, которые будет обеспечивать организацию обучения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они будет отвечать следующим требованиям:
– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
–стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
– стимулировать их физические и нравственно-волевые силы  к достижению учебно-познавательных целей;
– обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса обучения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Для достижения цели были поставлены задачи:
формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучению географии;
развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения;
формирование у обучающихся  умений и навыков применения полученных знаний на практике.
Работая по проблеме повышения мотивации на уроках географии, ставили задачи, как сделать так, чтобы обучение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для обучающихся , а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.
Одним из способов формирования мотивации обучающихся является использование проблемного подхода на уроках географии. Проблемная ситуация – позволяет создать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу. Так, практические работы, в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации, где требуются практические усилия. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания). Художественные - неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия. А поставленные проблемные ситуации решаю несколькими способами:
1.Первый способ решения: сюда отношу случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта.
2.Второй способ решения: к нему отношу такие ситуации, относительно которых у учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример - решение проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений.
3.Третий способ решения : заключается в том, что у обучающихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.При изучении географии обучающимся предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Например, дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.Игры не только позволяют повысить мотивацию обучающихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Обучающиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности.
Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету.
– формируют практические умения и навыки.
– помогают разнообразить деятельность обучающихся.
– яркие впечатления надолго остаются в памяти.
География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. Воронежская область является одним из уникальных регионов России, где сосредоточен ряд историко-культурных, архитектурных, природных объектов памятников, предоставляющих огромный интерес:
1335-единиц включены в культурное наследие Воронежской области, в том числе 721 – памятник археологии. В списках особо охраняемых природных территорий воронежской области находится 97 памятников природы и 3 Государственных природных заповедника : Воронежский Государственный биосферный заповедник; Хоперский государственный заповедник, Музей – заповедник Дивногорский . Территория памятников природы расположена на площади 4,4 тысячи гектаров. В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей,   расширяет географический кругозор школьников, повышает качество  географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения,  позволяют развивать у обучающихся:
– познавательные навыки и способность к самообразованию;
– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
– целеустремленность и настойчивость;
– способность взять на себя инициативу и ответственность;
– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
– коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих  повышению   мотивации обучающихся   к изучению географии. Оценка  результативности деятельности и проверка знаний по географии  показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к  данному предмету и формированию учебной мотивации.
Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга  позволило получить объективные данные.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
– успеваемость и качество знаний обучающихся;
– отношение учащихся к изучению географии;
– уровень мотивации учения.