Сценарий занятия по внеурочной деятельностиЦелеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.


Занятие 9 "Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез".
Задачи:
Регулятивные УУД:
- развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Познавательные УУД:
- учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- формировать у учащихся умения в целеполагании;
- учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- координировать свои усилия с усилиями других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
- развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний: «Методы исследования».
Фронтальная работа по опорным картинкам на слайде, обозначающих методы исследования (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками, беседа со взрослыми, самостоятельное размышление, поиск информации в сети Интернет, просмотр телепередач).
3. Практическая работа.
Задание 1. Игра «Вопросы от домашних животных».
– Подумайте, о чем хотели бы спросить вас домашние животные, если бы они умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали? Что, по-вашему, интересует собаку, кошку, попугая? Запись на доске.
Картинка + первые слова вопросов.
Пример. На рисунке изображена собака. Она «спрашивает»:
Кто я?
Что я умею делать?
Где я живу?
Когда я охочусь?
Как заботится обо мне хозяйка?
Для этого задания можно использовать различные рисунки.

Задание 2. Игра «Данетка».
Цель: учить задавать вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой- то ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да», «нет», «и да, и нет»; «об этом нет информации», «это не существенно». Темы: «Какое имя я загадал?», «Какой цвет я задумал?», «Какую страну я задумал?», «Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?».
Задание 3. Игра «Каверзные вопросы».
Это еще одна чудесная старая игра, которая развивает и речь, и внимание, и умение задавать нужный вопрос, предугадывая результат. Ведущий говорит: «“Да” и ‘‘нет" не говорите, черный с белым не носите», - и начинает задавать каверзные вопросы, так чтобы отвечающий употребил «запрещенные» слова.
Пример.
Вы поедете на бал? (Хотелось бы там побывать.)
Вы хотите купить черное платье? (Я хочу купить зеленое платье.)
А разве зеленое вам к лицу? (Мне просто нравится зеленый бархат.)
Это будет бальное платье? (Бальное.)
Ваше зеленое платье должно быть длинным? (Да.)
Проигрыш! В ответе нужно было использовать другое слово, например, «разумеется».
Задание 4. Работа в группах. Каждой группе предлагается одеть маску предложенных животных. И по предложенному тексту задать вопросы.
Например:
Белка
Белка – лесной житель. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров белка небольших, но зато большой пушистый хвост. Белка – это грызун. Она способна разорить птичье гнездо, съесть птенцов. Но в основном все же предпочитает питаться растительной пищей — грибочки, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди.
Белка – умна, проворна. Отличительная её черта – забывчивость. Забывчивость – качество не самое лучшее, но в случае с белкой, это исключение. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее.
Вопросы:
Где обитает белка?
Где можно встретить белку кроме леса?
Какой размер белки?
На что способна белка?
Почему белку называют забывчивой?
Из чего формирует белка свое гнездо?
Выигрывает та группа, которая составила больше вопросов.
Итог занятия.
- Чем мы занимались на уроке? (Учились задавать вопросы.)
- На все ли вопросы мы смогли ответить?
- Для чего это нужно, правильно задавать вопросы?
Слайд №10. «Иллюстрация подарочной коробочки».
-Отгадайте при помощи вопросов объект, находящийся в моей волшебной коробочке. (Карточка со словом «Учёные»).
Рефлексия. Прием «Поляна»
Вспомните все, что мы делали на занятии и ответьте на вопросы анкеты. Если вы согласны с тем утверждением, которое я читаю вы ставите +, если нет -.
1. Я знаю, с каких слов начинаются вопросы.
2. Я умею задавать вопросы.
3. Я могу работать вместе с товарищами в группе.
4. Я хочу найти ответ на вопрос.
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия: игра «Вопросы от домашних животных»; игра «Данетка»; игра «Каверзные вопросы»; работа в паре, работа в группе. У каждого ребенком – бабочка. Учитель предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Домашнее задание: составить как можно больше вопросов к любимому сказочному герою.