Презентация для педсовета Диалог и полилог на уроках


ДИАЛОГ И ПОЛИЛОГ НА УРОКАХУчитель начальных классовТоропова Татьяна ВладимировнаНоябрь, 2016 г. Что такое диалог?Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — форма речи, заключающаяся в обмене высказываниями двух говорящих. В структуре диалога можно выделить:- зачин - основную часть - концовку  Для диалога характерны:- наличие элементов разговорного стиля речи, обращения, повторы, восклицания и вопросы;-нацеленность на восприятие партнёра по общению и активизацию его активности;-широкое использование интонационных возможностей речи;-использование минимума словесных средств выражения, компенсируемых невербальными средствами (мимикой, жестами, поклонами, кивками головой и т. п.);-спонтанность, незапланированность, отсутствие или незначительная степень предварительной подготовки (особенно в бытовом диалоге);-наличие заранее подготовленных вопросов (для деловой беседы, интервью или дискуссии), но с учётом возможности отклонения от темы, разнообразия обсуждаемых тем, поскольку невозможно предсказать характер реплик и реакцию собеседника;-различная степень информативности: диалог может быть как очень информативным, так и не информативным  Что такое полилогПолилог (от греч. роlу — много, многое и logos — слово, речь) — форма речи, в которой высказываниями обмениваются более двух собеседников. В полилоге, имеющем форму группового общения чаще всего обсуждается единая тема. Он характеризуется ситуативной связанностью, нелинейностью, активностью участников. Для ведения полилога чрезвычайно важно в каждый момент обсуждения находиться в курсе того, что говорится, что было сказано другими участниками. Это обеспечивает возможность накопления информации и принятия эффективного решения. Достоинства полилога1. особая атмосфера взаимного уважения2. требование услышать мнение3. запрет критики и оценок4. возможность внести свой вклад для всех участников вне зависимости от уровня подготовки Два вида полилога:Классический полилог. Обсуждение начинают менее компетентные ученики, а более компетентные завершают его, им необходимо тему развить дальше и шире, не повторяя высказывания предыдущих выступающих.Обратный полилог. Разговор начинают более компетентные ученики, формулируя целостное видение решения проблемы. Менее компетентные продолжают, высказывают новые версии, чем заставляют компетентных учеников переосмыслить свои позиции, т.е. менее компетентные могут изменить сложившееся мнение, повлиять на ход разговора и мировоззрение В результате полилога у младшего школьника обогащается речь. Она становится более развернутой и доказательной. Ребенок не зря высказывается, он опирается на свой жизненный опыт. Мнения детей становятся более содержательными, неоднозначными, они учатся смотреть на проблему с разных сторон, устанавливать логические связи, размышлять и обосновывать свою позицию. А самое главное, младшие школьники учатся не спешить осудить кого-либо и отвергнуть, а пытаются понять и принять чужую позицию, чужое мнение, учатся сочувствовать и предлагать решение той или иной проблемы, предлагать помощь. Спасибо за внимание