Методические материалы для проведения профилактической работы (внеклассных мероприятий) по проявлению экстремизма и национализма в молодежной среде


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Семилукский государственный технико-экономический колледж»









Методические материалы
для проведения профилактической работы (внеклассных мероприятий) по проявлению экстремизма и национализма в молодежной среде

















Семилуки
2013


Одобрено методическим советом ГОБУ СПО ВО СГТЭК
Авторы – составители:
Кулова Е.О. – заместитель директора по воспитательной работе
Жеребятьева Л. Ю. педагог- психолог,




Цель пособия: оказание методической помощи классным руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения при организации и проведении тематических классных часов, направленных на обоснование необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей. Развитие у студентов критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Воспитание уважения к людям разных национальностей.
В данном пособии приводится методика подготовки и проведения внеклассного мероприятий в форме деловой игры «Я против!» (суд над экстремизмом), а также методика проведения диагностики молодежной аудитории по выявлению экстремистских и националистических проявлений.















©Кулова Е.О., Жеребятьева Л. Ю., 2013
©Семилукский государственный
технико-экономический колледж


Содержание:

13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc406146499" 14Введение 13 PAGEREF _Toc406146499 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc406146502" 14Методика проведения 13 PAGEREF _Toc406146502 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc406146503" 14ПРИЛОЖЕНИЯ 13 PAGEREF _Toc406146503 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc406146536" 14Список используемой литературы 13 PAGEREF _Toc406146536 \h 14241515
15
































Введение
Тот, кто по-настоящему знает себя, - мудрец;
тот, кто по-настоящему знает своего соседа, - гений. Минна Антрим.

В конце 90-х годов 20 века - начале 21 века национализм стал наиболее ярко выражен в политической и социальной жизни России. В это же время в России появилось молодежное националистическое движение. Сколько на сегодняшний день в России националистических организаций, точно сказать невозможно. 99% таких объединений состоит из 3 - 5 человек, очень часто один и тот же человек состоит в нескольких организациях одновременно.
От рук неонацистов может пострадать любой нерусский человек неславянской внешности. Объекты воздействия определяются по визуальному признаку - цвет кожи, разрез глаз, черты лица. У определенной части националистов господствуют антисемитские и антикавказские настроения. Особенно агрессивная неприязнь имеет место в отношении к эмигрантам - беженцам, вынужденным переселенцам из стран ближнего зарубежья.
Наше поколение подростков, которое психологи неслучайно называют возрастом бури и натиска, оказалось в сложнейшей ситуации социальной, идеологической и ценностной пустоты. Невольно приходит стереотип: свято место пусто не бывает.
Именно поколение подростков оказывается, по большому счету, социальной жертвой разного рода мощных технологий, которые работают на разжигание национальной ненависти. Россия все больше и больше находится в ситуации националистического пожара, и здесь в качестве врагов избираются – вспомните новый неологизм языка – лица кавказской национальности. Кто видел этих «лиц» - никто не скажет, но они есть.
У подростков и вообще у разных групп населения есть четкая связь между уровнем образования и национальной нетерпимостью. Образование является мощнейшим фактором социальной консолидации общества. И поэтому чем больше мы будем строить нормальное гуманистическое образование в России, тем самым мы будем заниматься профилактикой экстремизма, национализма и ксенофобии.

Так в 2012/2013 учебном году в профессиональных образовательных учреждениях обучается 970 иностранных студентов из 63 стран дальнего зарубежья и более 400 – из стран ближнего зарубежья. Несмотря на комплекс принимаемых профилактических мер, количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан сокращается незначительно. На 39% возросло число преступлений, совершенных студентами по хулиганским мотивам, в значительной мере – по мотивам национальной и расовой ненависти.
Неоднократно имели место многочисленные факты совершения противоправных действий в отношении лиц, обучающихся в образовательных учреждениях города Воронежа.


В Семилукском государственном технико-экономическом колледже разработана Целевая программа «Профилактика правонарушений, преступлений, асоциального поведения обучающихся, формирование законопослушного поведения » на 2013-2016 гг.. (см. Приложение)

Основные задачи программы состоят в проведении просветительской работы с подростками и молодежью, родителями и преподавателями, правоохранительными органами и представителями социальной сферы. Цель профилактической работы в этом направлении – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту неформальных молодежных объединений экстремистской направленности.
молодежи и пр.

В данном пособии мы приводим методику проведения деловой игры для обучающихся, входящих во внутриколледжную «группу риска» «Я – против!»

Методика проведения


Цель проведения:
Формирование и развитие чувства патриотизма, обоснование необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшение психологического климата в студенческом коллективе с многонациональным составом.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с историей формирования национального состава населения России
2. Сформировать нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.
3. Провести исследование для определения уровня толерантности каждого обучающегося и обсудить полученные результаты.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (памятки), государственная символика.
Методы:
Ролевая игра в форме судебного процесса.
Роли:
«Судья» - ведет судебное заседание, знает ход ролевой игры.
«Секретарь» - ведет делопроизводство судебного процесса.
«Прокурор» (« обвинитель») – выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность распространения национализма и экстремизма.
«Сторона обвинения» - выступают с обвинением националистических проявлений в молодежной среде.
«Сторона защиты» - находят оправдывающие факты, аргументы.
«Присяжные заседатели»- каждый из них выносит решение «за» или «против», представляя свои аргументы, объясняющие его решение

Сценарий проведения:
Выходят ведущие:
1 Ведущий: Мы приветствуем всех, кто присутствует на нашей сегодняшней встрече. А собрались мы для того, чтобы поговорить о серьезнейшей проблеме сегодняшнего дня – проблеме национальной ненависти, экстремизма.
2 Ведущий: Прежде чем начать разговор, мы предлагаем вашему вниманию фильм, подготовленный по заказу прокуратуры Воронежской области «Воронеж – город понимания»
Просмотр фильма
1 Ведущий. Слова «национализм», «национальная нетерпимость», «экстремизм» прочно вошли в язык и жизнь современного общества. Избиение китайского студента в Петербурге, убийство выходца из Армении в Москве, поножовщина в московской синагоге, нападение на синагогу в Ростове-на-Дону, УБИЙСТВО студента в Воронеже – вот события сотрясающие Россию в последнее время.
2 Ведущий. Исторически сложилось, что наша родина – это не одна русская нация, а много наций. Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. приложение №1)
Однако не все понимают, что люди равны независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального происхождения и любых других признаков. Поэтому десятилетия и даже столетия наша родина страдает от межнациональных конфликтов.
1 Ведущий. Рост национализма постоянно фиксируется, анализируются причины спроса на него. В чем природа современного российского национализма? Становится ли национализм идеологией? Есть ли у него особенности? И вообще, так ли уж широка русская душа, как об этом принято думать? Это тема нашего сегодняшнего разговора, тема непростая, деликатная, сложная.
2 Ведущий. Поэтому и принимают участие в нашем разговоре люди, которые профессионально, ежедневно и ежечасно занимаются этой проблемой.
Помощник прокурора ________муниципального района ________
Ответственный секретарь комиссии _______муниципального района по делам несовершеннолетних и защите их прав ___________________
Начальник подразделения по делам несовершеннолетних ОВД
по _______муниципальному району ___________________
Старший инспектор уголовно- исполнительной инспекции __________

1 Ведущий. Проблема национализма для нашего учебного заведения до недавнего времени была не актуальна. Но в этом году наши студенты были задержаны в г. Воронеже за избиение иностранных граждан. Притеснения студентов другой национальности, драка в общежитии, националистические лозунги в комнатах.
2 Ведущий: Мы не могли закрыть глаза и остаться в стороне от этих событий. Поэтому в целях изучения отношения студентов и учащихся к националистическим проявлениям в молодежной среде было проведено анкетирование среди обучающихся 1-3 курсов, которое показало следующие результаты:
1 Ведущий. 53,9% опрошенных заявили, что число русских, которые разделяют «крайние националистические взгляды», стало больше. 17,7% полагают, что носителей таких взглядов стало меньше, 28,2% - что их число не изменилось.
2 Ведущий. Чаще всего причиной роста национализма студенты считают:
плохие условия жизни в России – 30,6 %
террористические акты последних лет – 26,9%
нежелание власти бороться с национализмом – 15,9%
национальные предрассудки русского населения – 18,1%
вызывающие действия со стороны национальных меньшинств – 9,8%
1 Ведущий. Что же касается идеи «Россия для русских», то ее полностью поддерживают 42,9% опрошенных. Считают, что ее «давно пора осуществить» - 19% . Точки зрения, что «ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах» придерживаются – 14,1%.
15,3% - это не интересует.
7,3% относятся к этой идее отрицательно,
8,5% согласны с тем, что это «настоящий фашизм».
2 Ведущий. Очевидным средством оправдания националистических взглядов служит распространенное представление о том, что национальные меньшинства в России живут лучше, чем русские - так считают 39,8%.
38,6% полагают, что меньшинства живут примерно так же, как и русские. 22% - что они живут хуже русских.
1 Ведущий. По отношению к выходцам из южных республик, проживающим в городе, районе, где живут наши студенты и учащиеся 56,4% не испытывают никаких особых чувств, 4,2% отмечают уважение, симпатию, 39,2% - неприязнь
2 Ведущий. Проведенное исследование подтверждает, что разговор этот назрел, он важен и необходим. Всем вместе нам надо выразить свое личное отношение к национализму, задуматься, проанализировать свои поступки, свое поведение.
1 Ведущий. На сегодняшнем мероприятии мы все вместе постараемся обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей, проживающих на территории всего нашего государства, в нашем городе, в нашем колледже.
2 Ведущий. А разговор наш мы предлагаем провести в форме судебного разбирательства.
В зале, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (12 человек), «прокурор», «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» сидят за отдельными столами.
Представляем участников:
В качестве судьи выступает преподаватель общественных дисциплин, опытнейший педагог, преподаватель высшей квалификационной категории Левина Тамара Николаева.
1 Ведущий. В качестве присяжных, стороны обвинения и защиты - учащиеся и студенты нашего колледжа. А помогают им преподаватели общественных дисциплин.
Судья: Сегодня слушается дело по обвинению национализма и экстремизма в преступлении перед человечеством. Наш процесс проводится согласно действующему законодательству Российской Федерации, с соблюдением состязательности процесса. Слово предоставляется первому участнику - государственному обвинителю- прокурору.
Прокурор: Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Мы собрались на процесс по рассмотрению дела о национализме как социально-опасного явления. Цель нашего процесса - всесторонне рассмотреть это явление, мотивы, которые движут его приверженцами, определить степень опасности его для общества. Чтобы вам была понятна суть дела, прошу заслушать в качестве свидетеля преподавателя общественных дисциплин_____________________
Преподаватель: Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.
Представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских общинах. В то же время славяне, чисто внешне принимали «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняя своеобразие.
В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов.
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к экстремизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)
Сторона обвинения: Почему же теперь люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?
Преподаватель: Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: «Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно».
Судья: Вы коснулись истории Росси, а нам нужно понять причину межнациональных разногласий, для этого сначала давайте определим значение таких понятий, как «нация», «национальность» и «национализм». Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

Сторона обвинения: Ваша Честь, я могу ответить на этот вопрос.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Сторона обвинения: _________________________
НАЦИЯ – (от лат. natio племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ принадлежность к той или иной нации – не определяетмая местом рождения.
Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда.
НАЦИОНАЛИЗМ– идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Судья: Спасибо. С понятиями мы определились, а теперь Суд переходит к конкретному рассмотрению дел.
Прокурор: 13 января 2008 года в Пушкинском районе Санкт-Петербурга был убит 22-летний гражданин Казахстана, подрабатывавший на стройках.
Тело погибшего с множественными колото-резаными ранами было обнаружено в лесополосе. У молодого человека было перерезано горло, его шесть раз ударили ножом в спину, после чего на груди вырезали пять линейных полос в виде пятиконечной звезды.
Было возбуждено уголовное дело по ст. 105 (убийство) УК РФ. По версии следствия, преступление «может иметь мотивы националистического характера».
Сторона защиты: Можно, Ваша честь! А зачем гражданин Казахстана приехал к нам в Россию? Нужны ли они здесь? Нашим гражданам не хватает работы, почему он должен занимать наши рабочие места. Жил бы у себя на Родине, был бы жив
Сторона обвинения: Ваша честь, разрешите, я отвечу! А почему Вы говорите от имени целого народа, кто Вам дал такое право? Это ваше субъективное мнение. И к тому же, не стоит забывать, что русский народ в целом никогда не был порабощенным и униженным, так что причин для особой нелюбви к соседям нет. Места и работы тоже всегда хватало, если есть стремление и желание, то и работу можно всегда найти. А ваши доводы – доводы лентяев и бездельников.
Сторона защиты: Ваша Честь, можно добавить? Все приезжие – из ста процентов девяносто девять – это скверные люди, и один процент только – хорошие, вот и все.
Сторона обвинения: Одно дело - любить свой народ, а другое - ненавидеть все остальные.
Следуя вашей логике – гордость русского народа Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт, признанный во всем мире (родной дед которого был эфиопом) – скверный человек
Сторона обвинения: А великий полководец Багратион (у которого не было не капли русской крови, он грузин по национальности), внесший неоценимый вклад в победу русской армии над Наполеоном – тоже, по-вашему, скверный человек.

Сторона обвинения: А Екатерина II Великая (она ведь тоже не русская, по национальности немка) период ее правления – золотой век Российского государства. Нет той сферы развития государства Российского, где бы не наблюдался прогресс во время ее правления.
Сторона обвинения: АЙВАЗОВСКИЙ И. К. великий русский живописец
Сторона обвинения: АННА АХМАТОВА великая русская поэтесса
Сторона обвинения: ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ великий русский поэт
Сторона обвинения: СОЛЖЕНИЦЫН А. И. - русский писатель, лауреат Нобелевской премии
Сторона обвинения: АФАНАСИЙ ФЕТ великий русский поэт
Сторона обвинения: МАРИНА ЦВЕТАЕВА великая русская поэтесса. Сторона обвинения: МАРК ШАГАЛ известнейший живописец, график, театральный художник
Да, все они не были чистокровными русскими, но внесли огромный вклад в развитие России.
Сторона обвинения: Людей, которые унижают, оскорбляют, убивают на национальной почве, которые разжигают эту вражду никто никогда и не вспомнит. А имена этих Великих людей золотыми буквами навечно вписаны в историю государства Российского.
Сторона обвинения: Русские - это все, кто преданы российской государственности и честно служат ей, независимо от национальной принадлежности.
Судья: Стороны достаточно аргументировано выразили свое мнение по первому факту нашего дела.
Есть желающие еще высказаться по данному вопросу?
Суд примет во внимание все перечисленные аргументы и, надеюсь, присяжные вынесут справедливый вердикт.
Предоставляю слово стороне обвинения.
Прокурор: Нападения на выходцев из Казахстана и Средней Азии довольно частое явление на улицах российских городов.
19 февраля произошло очередное убийство. Группа подростков напала на 25 летнего мужчину, гражданина Узбекистана работавшего дворником, используя холодное оружие. В больнице от полученных ножевых ранений он скончался.
Сторона защиты: Ваша Честь, я считаю так: есть у тебя своя родина – там и живи, не лезь в чужой дом. А разве выходцы из Средней Азии не убивают нас, не унижают русских. Да и кавказцы тоже часто ведут себя очень бесцеремонно, а порой и нагло по отношению к русским.
Сторона обвинения: Да это просто типичный беспредел. Такое творят только подростки низкого культурного и интеллектуального уровня. Молодежь, которой нечем заняться, которая скучает от безделья – отсюда все беды.
Сторона обвинения: Мы говорим о трагичных вещах, и я хочу только вспомнить, как блестяще реагировал на такую национальную нетерпимость гениальный детский писатель Борис Заходер. Он написал следующие строки:
Дебил евреев не любил.
Все правильно, он был дебил.
Сторона защиты: А почему этот гражданин Узбекистана не жил у себя на родине?
Все бывшие республики так стремились к независимости, зачем же теперь все едут опять сюда, в Россию.
Сторона обвинения: Не путайте политику и бытовой национализм. Посмотрите, что сейчас происходит на Украине, политики сознательно разжигают национальную рознь, между нашими народами, имеющими общие славянские корни. Разве хотят этого простые люди. А конфликт в Грузии, опять же разжигаемый политиками. Грузины не хотят этой войны, хотят жить мирно.
И везде, в центре любого конфликта – молодежь.
Сторона обвинения: Пока мы сами не научимся думать, анализировать, а для этого нужно знать свою историю, пока не научимся жить по христианским заповедям, нечестные на руку политики будут использовать нас в своих целях.
Сторона обвинения: Ну а что касается рассматриваемого судом факта, факта проявления бытового национализма то я считаю, что каждое преступление должно быть наказуемо. Если это не остановить, то все может повториться и в более широких масштабах, русский станет убивать русского. Нельзя мириться с такими вспышками беспредела.
Государство обязано защищать человека любой национальности.
Судья: Есть желающие еще высказаться по данному вопросу?
Суд внимательно выслушал обе стороны, суд примет во внимание все доводы сторон и дает возможность обратиться представителям сторон к присяжным заседателям, прежде чем они вынесут решение.
Сторона обвинения: Ваша честь, разрешите нам.
Хотелось бы обратиться к Присяжному заседателю _______________________
Вы - гражданин Росси. Представьте, что вы встречаетесь с девушкой, но не знаете, что она другой национальности. Когда вы с ней прогуливались в парке, ее, а затем и вас начали оскорблять трое молодых людей, мимо которых вы проходили. Оскорбления носили ярко выраженный националистический характер. Какие чувства вы испытываете по отношению к этим людям?
Ответ присяжного.
Сторона обвинения: Тимур: Ваша честь, нам бы хотелось обратиться еще к господину ________________________________
Представьте, что Вы родились в Куйбышеве. Волею судьбы семье пришлось переехать в Воронеж, и вы уже пять лет учитесь здесь. У Вас русское имя и фамилия, но внешность – южная, потому что прабабушка была армянка. И вот поэтому уже пять лет на улицах Вы слышите в свой адрес: «Езжай на свой Кавказ. Россия для русских».
Какие чувства вы испытываете?
Ответ присяжного.
Сторона обвинения: Ваша честь, разрешите обратиться к присяжному_____________________
Судья: Не возражаю.
Сторона обвинения: ______________, пройдите, пожалуйста, в центр зала (садиться на стул). Представьте, что Вы - это народ нерусской национальности.

Обращается к залу: Всех участников процесса я попрошу высказать бытующие негативные представления об этом народе.
После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ» веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.
Сторона обвинения: Как вы сейчас себя чувствуете «народ»? Вы бы хотели оказаться в роли такого «народа»?
Присяжный рассказывает о своих чувствах, своем состоянии.
Сторона обвинения: Давайте вспомним что - то хорошее об этом народе.
(постепенно «народ» распутывается)
Спасибо, Вы свободны!
Сторона обвинения: Ваша честь у нас больше нет вопросов к присяжным.
Судья: Спасибо, присаживайтесь. Для вынесения окончательного приговора слово предоставляется присяжным.
Присяжный №1
Я считаю, что национализм в России исторически не сложился. Даже современные бритоголовые мальчики, якобы националисты, послушно приняли немецко-фашистскую символику. Где же тут национализм? Просто им нравится безнаказанно бить, унижать, мародерствовать на рынках, убивать.
Я против национализма и экстремизма.!
Присяжный №2
Присяжный №3
Я думаю, величие нации состоит в её мощи и одновременно толерантности. Именно поэтому русская нация испокон веков считается великой.
Я против!
Присяжный №4
Я считаю, что национализм – это фашизм. А как страшен фашизм мы все знаем из истории.
Я против!
Присяжный №5
Присяжный №6
7. Присяжный №7
Я хочу вспомнить слова Виктора Гюго «Величие нации вовсе не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом».
Я – против! 8. Присяжный №8
9. Присяжный №9
Нельзя оценивать людей по их национальной принадлежности. Величие нации – не в подавлении других наций.
Я – против!
10 .Присяжный №10
11 Присяжный №11
12 . Присяжный №13
Если такое будет твориться везде, это вызовет межнациональную вражду, может разразиться конфликт. Нам не нужна война. Нельзя допускать межнациональной розни.
Я против!
Судья:
И так суд присяжных постановил: Действительно, в настоящее время имеет место рост националистических и экстремистских проявлений в молодежной среде.
А происходит это потому, что россиянин (в частности русский) забывает, что он всего лишь ЧЕЛОВЕК и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет молодежь - к усилению агрессивности, распространению в обществе националистических и фашистских идей.
Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас.
По данным социологического опроса 25,7% молодых людей считают для себя неприемлемым иметь друзей другой национальности.
Приглядитесь друг к другу повнимательнее: вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям и всегда помните, что:
каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
экстремизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.
Ведущий1: Слово предоставляется Помощнику прокурора_______ муниципального района
Ведущий 2. И в заключении нам хотелось бы сказать. Да, мы не в силах изменить наше общество и решить проблемы, которые в нём накопились. Но любя свой народ, уважая его язык, историю, традиции, будьте уважительны к другим народам, и тогда мы сможем избежать конфликтных ситуаций.
Ведущий 1. Важно видеть достоинства других национальностей, учиться дружить с представителями других национальностей. Ведь наша Родина многонациональна! В единстве – наша сила!







ПРИЛОЖЕНИЯ
(материалы, необходимые для проведения деловой игры «Я – против»)
Приложение № 1

Народы, входящие в состав Российской Федерации

народы
численность


В тыс.человек
В % ко всему населению

Русские
113522
82,61

Татары
5011
3,65

Украинцы
3658
2,66

Чуваши
1690
1,23

Народности Дагестана
1402
1,02

Башкиры
1291
0,94

Мордва
1111
0,81

Белорусы
1052
0,77

Немцы
791
0,58

Чеченцы
712
0,52

Евреи
701
0,51

Удмурты
686
0,50

Марийцы
600
0,44

Казахи
518
0,38

Коми и коми-пермяки
466
0,34

Армяне
365
0,27

Осетины
352
0,26

Буряты
350
0,25

Якуты
327
0,24

Кабардинцы
319
0,23

Другие
2487,6
1,81

Всего
137411,6
100,0



Приложение № 2

Анкета №1
1.Число русских, которые разделяют "крайние националистические взгляды", стало:
Больше
Меньше
Не изменилось
2. Какова причина роста русского национализма ?
террористические акты последних лет
плохие условия жизни в России
вызывающие действия со стороны национальных меньшинств
неспособность власти справиться с вспышками национализма
нежелание власти бороться с национализмом
национальные предрассудки русского населения.
3. Как вы относитесь к идее «Россия для русских» ?
полностью поддерживаю
считаю, что ее «давно пора осуществить»
ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах
отношусь к этой идее отрицательно
соглашаюсь с тем, что это «настоящий фашизм»
меня это не интересует
затрудняются ответить.
4. Как вы считаете, национальные меньшинства в России живут
лучше, чем русские
примерно так же, как и русские
хуже русских
5. Какие чувства вы испытываете к выходцам из южных республик, проживающим в городе, районе, где вы живете?
не испытываю никаких особых чувств
испытываю уважение, симпатию
раздражение
неприязнь
страх.

Анкета №2

1. ФИО___________________________________________________
2. Ваш возраст_______________________
3. Кем по национальности являются Ваши родители?
Мать___________________________________________________
Отец___________________________________________________
4. Кем по национальности Вы себя считаете?
_______________________________________________________
5. Имеете ли Вы российское гражданство? да нет
6. Считаете ли Вы правильным изъятие графы «национальность в паспорте РФ»?
да
нет
мне все равно
7. Поддерживаете ли Вы практику милиции проверять документы у лиц неславянской внешности?
да, это нужно делать обязательно
да, это необходимо в некоторых случаях
нет, это неприемлемо
8. Как Вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)? Почему?
это плохо _______________________________________________________
это хорошо_________________________________________________
мне все равно ______________________________________________________
9. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
никогда
такое случалось
это происходит регулярно
10. Поддерживаете ли Вы организации, выступающие против миграции под лозунгом «Россия для русских»?
полностью поддерживаю и готов стать членом такой организации
в принципе согласен, но вступать не хочу
не поддерживаю такую позицию
11. Считаете ли Вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?
да, они борются с неофашизмом
да, они дают молодежи выразить свою точку зрения
нет, не считаю
12. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?
да, конечно
пока нет, но такое может случиться
для меня это неприемлемо
13. Может ли отношение к человеку зависеть от его внешности?
да, конечно
нет
в зависимости от ситуации
14. Стали бы Вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?
да, потому что моя позиция верна
нет, он имеет право выбора
в зависимости от ситуации
15. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?
да, конечно
ни за что
как себя поведет большинство
16. Как Вы поведете себя, если на дискотеке Вас пригласит на танец молодой человек (или девушка) другой национальности?
соглашусь
конечно, не соглашусь
в зависимости от ситуации

Ключ для оценки результатов анкетирования.


№ ответа
№ вопроса


6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
баллы
0
2
2
0
2
0
0
2
2
0
0

2

2
1
0
1
1
1
1
0
0
2
2

3

1
0
1
2
0
2
2
1
1
1
1


17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности. Выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иной нации, проявляется в склонности человека характеризовать другие культуры как отклонение от нормы. Проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям.

11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп (в данном случае - национальных). К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.

5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности. Определяется признанием и принятием различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого, неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

0 – 4 балла Высокий уровень толерантности. Характеризуется признанием, принятием и пониманием иных культурных групп.

Приложение №3

Диагностика: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шкалы: уровень социальной дистанции; возможная и реальная социальная приемлимость и экспансивность, коэффициент изменчивости Тестируем: Межличностные отношения · Возраст: любой Тип теста: Вербальный · Вопросов: 7 · Просмотров: 3,312 · Комментарии: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Назначение теста
Понятие социальной дистанции, которое ввел американский социолог Э.Богардус в начале XX в., характеризует близость (отчужденность) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей.
С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия.
Максимальная социальная дистанция означает, что человек (или этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру; большинство коммуникаций в таких случаях символично и формально,
Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.
Предлагаемая шкала измеряет отношение к той или иной национальности.
Инструкция к тесту
Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности (номер ответа - это величина балла).

Принятие как близких родственников посредством брака.
Принятие как личных друзей.
Принятие как соседей, проживающих на моей улице.
Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я.
Принятие как граждан моей страны.
Принятие только как туристов в моей стране.
Предпочел бы не видеть их в моей стране.
Ключ к тесту
Баллы начисляются в соответствии с таблицей:
Критерий
1
2
3
4
5
6
7

Оценка
3
2
1
0
-1
-2
-3

Обработка и интерпретация результатов теста
Математическая обработка предполагает, во-первых, определение процентного соотношения ответов испытуемых по всем семи критериям. Во-вторых, обработка производится по ключу, что позволяет дать психологическую интерпретацию полученных данных.
Шкала социальной дистанции дает возможность определить два основных показателя, каждый из которых имеет два варианта, оценивающих возможную и реальную социальные дистанции. Первый показатель - социальная приемлемость отражает стремление к взаимодействию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом. Второй показатель - социальная экспансивность - отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, тем плотнее их взаимодействие. Поэтому изучение этнических общностей с помощью шкалы социальной дистанции дает возможность определить и степень выраженности этнических чувств.
Возможная социальная приемлемость (СПв) рассчитывается по формуле:
СПв = n / ( n -1), где n - количество респондентов.
Реальная социальная приемлемость (СПр) рассчитывается по формуле:
СПр = (
· (+) +
· (-) ) /( n*(n-1))
Если СПр положительная и больше 50 процентов от СПв, это свидетельствует о большой приемлемости людьми одной национальности представителей другой национальности, о стремлении к интеграции, близости, ассимиляции с ними.
Если СПр положительная, но меньше 50 процентов от СПв, это говорит об автономности данного этноса, об отсутствии стремления к интеграции с другим этносом.
Если же СПр отрицательная и больше 50 процентов СПв, то это свидетельствует о стремлении одного этноса целиком обособиться от другого, поддерживать по возможности только поверхностные, формальные контакты с его представителями.
Возможная социальная экспансивность (СЭв) рассчитывается по формуле:
СЭв = N / ( N – 1)
Реальная социальная экспансивность (СЭр) - рассчитывается по формуле:
Сэр = (
· (+) +
· (-) ) /( n*(N-1) )
Если СЭр положительная и больше 50 процентов от СЭв, это свидетельствует о глубоких позитивных чувствах и об искреннем интересе представителей одной национальности к другой.
Если же СЭр положительная и меньше 50 процентов от СЭв, это говорит об определенной напряженности в отношениях, о том, что не все представители этой национальности с искренним интересом и сочувствием относятся к другой национальности.
Если СЭр отрицательная и больше 50 процентов от СЭв, то это говорит о глубокой психологической неприязни людей данной национальности к другой национальности в целом, но не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям.
Дополнительный показатель - коэффициент изменчивости (КИ) рассчитывается по формуле:
КИ = (
· / m ) *100%, где
· - среднеквадратическое отклонение,
m - среднее арифметическое.
При положительной СПр значение КИ < 50%, означает естественную избирательность в оценках приемлемости представителями одного этноса представителей другого и в целом позитивное отношение, если же КИ > 50%, это говорит о значительной напряженности в отношениях некоторых представителей одного этноса к другому.
Список используемой литературы
1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2012. – № 4.
2. Большая советская энциклопедия. /Под ред. А.М.Прохорова - М.,1994. В 30-и т.-540 с.
3. Гудошникова Н. «Не воздавать злом на зло»: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2012. – № 44.
4. Ивлев К. Об истории национализма.// Патриот, №25 2003 год.-32с.
5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2013. – № 7.
6. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – №
8. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
9. Строганов В.И. Русский национализм, его сущность, история и задачи. - М.,1997.-87с.












































Методические материалы
для проведения профилактической работы (внеклассных мероприятий)
по проявлению экстремизма и национализма в молодежной среде

Авторы – составители:
Кулова Е.О. – заместитель директора по воспитательной работе
Жеребятьева Л. Ю. педагог- психолог,









13PAGE 15


13PAGE 14215