Урок по окружающему миру на тему Компас (2 класс)


Окружающий мир, 2 класс
Тема: «Компас»
Цель: ознакомление с устройством компаса, принципом его работы.
Предметные задачи: научить ориентироваться по компасу; развивать умения ориентироваться по компасу; расширять знания об ориентировании.
Метапредметные: создать условия для развития у учащихся: интереса к учебному материалу; навыков коммуникации; умения работать с источниками информации; уважительного отношения друг к другу; умения слушать, работать в группе.
Оборудование: индивидуальные компасы, таблица «Стороны горизонта », рабочие тетради, листы для практической работы, карточки с заданиями для групповой работы, карточки со сторонами горизонта, презентации к уроку, учебник Н. Я. Дмитриева «Окружающий мир» 2 класс; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, мультфильм «Компас».Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
У. - Вспомните, что такое горизонт?
Д. -Пространство, которое мы видим вокруг себя.
У. - Что такое линия горизонта?
Д. - Граница горизонта, где небо как бы сходится с землёй.
У. - Назовите основные стороны горизонта.
Д. – Север, юг, запад, восток.
У. – Какие еще существуют стороны горизонта?
Д. – Промежуточные: северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
У. – А сейчас проведем диктант. Возьмите листочки и ручки. Начнем путешествие. 1 шаг – 1 клетка: от исходной красной точки пройдите 3 шага на запад, 2 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад. Что получилось?
Д. –Оценка 5!
У. – Молодцы! Вы хорошо знает стороны горизонта.
У. -А для чего необходимо человеку знать стороны горизонта?
Д. –Чтобы уметь находить местоположение в пространстве, ориентироваться на местности.
У. – А каким образом можно определить эти части света?
Д – По Солнцу, утром оно восходит на востоке, вечером заходит на западе, в полдень самое высокое. Полярная звезда путникам указывает на север.
III. Постановка проблемы.
У. - Предлагаю вам задание, в котором дан точный маршрут (вызываю 3 учеников). Я предлагаю одному из вас пойти на восток; второму - на север; третьему на - северо – восток.
У.- Почему вы не выполняете задание?
Д. -А мы не знаем, где в классе эти стороны горизонта. Их сначала надо определить.
IV. Решение проблемы. Построение проекта выхода из затруднения.
У. – Как же нам поступить в данной ситуации?
Д. – Для этого нам нужен компас, но сначала им надо научиться пользоваться. Нам нужна помощь.
У. - И в тайге, и в океанеНа ладонь он ляжет весь.
Он отыщет путь любой.Не часы, а стрелка есть.
Умещается в кармане,Он в дороге пригодиться -
А ведёт нас за собой.С ним нигде не заблудиться. (Компас)
У. – Какова тема нашего урока?
Д. – Мы будем изучать сегодня компас.
У. – Какие цели поставите перед собой?
Д. – Научиться пользоваться компасом, научиться ориентироваться по компасу.
V. Открытие новых знаний.
У. – Предлагаю дальше вам работать в группах. Выполним с вами мини-проект. В этом вам помогут источники информации из книги, словаря, энциклопедии, Интернета. Договоритесь, кто за что будет отвечать, работайте сообща, прислушивайтесь к мнению своих товарищей. Время вашей работы 10 минут.
1 группа будет искать ответ на вопросы: Что такое компас? Какие компасы существуют?
2 группа заглянет в историю возникновения компаса.
3 группа узнает о правилах пользования компасом.
(Учащиеся работают в группах. По истечению отведенного времени представляют итог своей работы. Каждая группа выступает со своим наработанным материалом. Работая с источниками информации, они узнали легенду о первом древнем компасе, что такое компас и откуда он появился, как правильно пользоваться компасом, виды компасов, как самому изготовить компас)VI. Практическая работа. Ориентирование по компасу.
У. - Определите, что в нашем классе находится на: севере, востоке, юге, западе.
У. Определите по компасу направление на:
1 группа - на дверь, шкаф от окна; 2 группа – на доску, плакат «Цифры»; 3 группа –на среднее окно, телевизор.
У. - На доске помещены карточки с обозначением направлений сторон горизонта.
С В Ю З
С-З С-В Ю-В Ю-З
У. - Найдите карточку, которая соответствует найденному вами направлению. Объясните свой ответ.
У. – Сделайте вывод: для чего служит компас?
Д. - Компас служит для ориентирования в пространстве.
VII. Решение проблемы, заявленной вначале урока.
У. - Вспомните начало урока. Я предлагала одному ученику пойти – на восток, другому – на север, третьему - на северо-восток. Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?
(Три ученика с компасами находят свои направления и узнают, что их просили сесть на свои места)
У. - Что помогло вам сейчас выполнить задание?
Д. –Новые знания. Мы познакомились с компасом и научились ориентироваться в пространстве с помощью компаса.
У. - Нужны ли нам такие знания? Докажите.
У. – Предлагаю сделать свой компас. Но он будет показывать только направление север – юг. Для этого нам понадобится иголка, магнит, блюдце, вода, кусочек бумаги. Кладем иголку на магнит, наливаем в блюдце воду, кладем кусочек бумаги и на него сверху иголку. Наблюдайте, что происходит. А теперь сравните показания нашего компаса с настоящим прибором.
Д.- Вот это да. Он тоже правильно показывает направление север –юг в классе!
У. – В награду за вашу плодотворную работу смотрим мультфильм от Фуксиков «Компас»
VIII. Подведение итогов.
У. - Какой прибор стал нашим новым другом на сегодняшнем уроке? Что вы расскажите о нем дома? (Высказывания детей)
Поделитесь своими впечатлениями.
Как вы считаете, какие знания необходимо закрепить дома? Очертите себе круг домашнего задания.