Презентация по истории республики Карелии


Подготовила:ученица 11 а класса МБОУ СОШ № 12 г.СургутаСигута АлександраРеспублика Карелия Герб Герб Республики Карелия состоит: 1. Основное гербовое поле представлено гербовым щитом, в виде прямоугольника, имеющего округлость в нижней трети и окаймленного полосой золотого цвета. Плоскость пересечена тремя горизонтальными полосами идентичными по цвету флагу Республики Карелия: верхняя - красная, средняя - голубая, нижняя - зеленая. Центральный элемент щитового поля - профильная фигура вертикально стоящего медведя, черного цвета. 2. В навершии щита - восьмиконечная лучистая звезда, золотого цвета. 3. Гербовый щит с обоих сторон поддерживают щитодержатели в виде стилизованных деревьев, ели и сосны, золотого цвета, переходящих в основной абрис щита. Цветовая символика герба тесно связана с географическими, национальными, этнографическими особенностями республики. ЗЕЛЕНЫЙ - цвет, символизирующий природу и растительность, основное богатство республики, по народной традиции олицетворяет надежду и веру в счастье. СИНИЙ - цвет озер и рек Карелии, символизирует величие и красоту. КРАСНЫЙ - цвет силы, мужества и храбрости народа, традиционный цвет карельской вышивки. ЗОЛОТОЙ - цвет верховенства, величия, государственности и богатства. (В графических вариантах может быть заменен на охру золотистую). ЦВЕТ 1)Центральный элемент герба - фигура медведя. Медведь у карел особо почитался. В фольклоре народа медведю отведено значительное место. Цикл песен сопровождал ритуал охоты на медведя в древнейшем медвежьем празднике. Иконография сидящего медведя была характерна для неолитических кремниевых подвесок. Статуарные изображения медведя встречаются на древнейших кресалах. (Раскопки на территории Карелии). Медведь тотемное, впоследствии культовое животное в представлении народностей Северо-запада. Вертикальная величественная поза медведя выполнена в геральдических традициях и имеет смысловое значение, указывая на связи медведя с человеком, на его сверхъестественные качества. СИМВОЛИКА ГЕРБА 2)Навершие герба - восьмиконечная золотая звезда, самый распространенный элемент карельской и вепсской вышивки. Стилизованное изображение несет солярное символическое значение - звезда, светило, солнце. Восьмиконечная звезда - астральный знак, символ путеводной звезды народа, источник жизни, счастья и процветания, богатства, изобилия, символ высоких устремлений и идеалов. Философское олицетворение этих устремлений в памятнике духовной культуры народа - эпосе "Калевала", в образе Сампо - "Счастья вечного начало"! 3)Щитодержатели. Графически условное изображение ели и сосны золотого цвета. Наиболее часто встречающийся элемент карельской вышивки. Вышивки с мотивами деревьев выходили у карел за пределы эстетических функций. Эти образы - отголоски древних представлений, связанных с почитанием лесной растительности, особенно хвойных деревьев. Подтверждение этому находим в многочисленных фольклорных и этнографических материалах. Гимн Республики Карелия — Государственный символ Республики Карелия. Гимн Республики Карелия был утверждён конституцией Республики Карелия, статья 101 и Законом Республики Карелия от 6 апреля 1993 года XII-16.495 «О тексте Государственного гимна Республики Карелия». Автор музыки — Александр Белобородов, текста на русском — Армас Мишин и Иван Костин, на финском — Армас Мишин (перевод русского текста). Первоначально гимн имел два официальных текста (на русском и финском), но в 2001 году Палата Республики Законодательного собрания Карелии отменила гимн на финском языке, внеся для этого необходимые изменения в закон «О тексте государственного гимна Карелии». Данное решение мотивировалось тем, что единственным официальным языком Карелии является русский. На финском гимн официально исполнялся только один раз, в Музыкальном театре Карелии после того, как текст был утверждён предыдущим составом Карельского парламента. Гимн Край родной — Карелия!Древняя мудрая земля.Братских племён одна семья,Карелия!Звените, озера, и пой, тайга!Родная земля, ты мне дорога.Высоко на сопках твоих стоюИ песню во славу тебе пою.Край родной — Карелия!Ты мне навек судьбой дана.Здравствуй в веках, моя страна,Карелия!Герои былин средь лесов и горЖивут на земле нашей до сих пор.Лейся, песня! Кантеле, звонче пойВо имя карельской земли святой!Край родной — Карелия!Рун и былин напев живой.Вижу рассвет лучистый твой,Карелия!Вижу рассвет лучезарный твой,Карелия!Официальный текст Финский текст Kotimaamme Karjala!Ikivanha kaunis maa.Veljeskansat yhteen saaKarjala!Nuo järvet ja vaarat ja hongikot-ne huomisen kutsua kuunnelkoot!Seisoin vaaran harjalla paljain päinja suljin syliini mitä näin.Kotimaamme Karjala!Ikivanha laulumaa.Työllään etsii kunniaaKarjala!Ne urhot ja sankarit laulujen-ne asuvat täällä entiselleen.Soita, soma kantele, jatku, työ!Soi, laulu, sydämen liekki, lyö.Kotimaamme Karjala!Rahvas rehti, ahkeratöin ja lauluin ikuistaaKarjalaa!Töin ja lauluin ylistääKarjalaa! Флаг Флаг Республики Карелия является государственным символом Республики Карелия. Принят Парламентом Республики 16 февраля 1993 года. Разработан А. И. Киннером на основе флага Карело-Финской ССР 1953—1956 гг. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса красного цвета, средняя — голубого цвета и нижняя зелёного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Красный цвет в нем символизирует пролитую кровь. Синий - карельские реки и озера. Зеленый - леса Карелии. Автономная Карельская ССР (1923—1940) 25 июля 1923 года ВЦИК и Совет народны комиссаров РСФСР принял декрет о преобразовании Карельской Трудовой Коммуны в Карельскую автономную Советскую Социалистическую Республику. История Карелии С принятием новой «сталинской» конституции — 5 декабря 1936 года была переименована в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КАССР). В апреле 1938 года Кандалакша получила статус города, а в мае 1938 года из состава КАССР был выделен Кандалакшский район и передан в состав Мурманской области. После советско-финской зимней войны к СССР отошла часть территории Финляндии, в частности большая часть Выборгской губернии и территория общин Салла и Куусамо (фин. Sallan–Kuusamon alue). Северная часть Выборгской губернии и часть территории общин Салла и Куусамо были присоединены к Карельской Автономной ССР, которую 31 марта преобразовали в Карело-Финскую ССР — республику в составе СССР. В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928—1932 гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» — «раскулачивание», предполагавшее насильственное и бессудное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны. Таким образом, государство уничтожало основную социальную группу сельского населения, способную организовать и материально поддержать сопротивление проводившимся мероприятиям. 30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Раскулачивание (1930—1931) На 1 апреля 1931 года в Карелии насчитывалось 592 «кулацких» хозяйства. Из 19 районов республики только в четырёх (Олонецком, Заонежском, Пряжинском, Пудожском) количество условных «кулацких» хозяйств составило от 55 до 136. Причём большинство из них были середняцкими и даже бедняцкими, а валовой доход хозяйства не превышал 1 тыс. рублей. В начале 1931 года в Карелии было раскулачено около 20% так называемых «кулацких» хозяйств. Но уже и тогда на начальном этапе раскулачивания основные репрессии были обрушены на середняцкие или бедняцкие хозяйства. Весной и летом 1931 г. репрессивная волна раскулачивания прокатилась по всем районам Карелии. Она проводилась в жесткой форме и охватила все группы «кулачества»: от «антисоветских элементов», «земледельцев, торговцев, чиновников царского режима» до бедняков. Раскулаченных по первой категории выселяли за пределы Карелии. В 1937–1938 годах по Советскому Союзу прошла волна массовых репрессий, в том числе Карельской АССР. «Репрессии в Карелии проходили по общим планам Центра, на основе решений ЦК ВКП(б) и приказов НКВД СССР». Как и всем республикам и областям СССР, Карелии сверху был спущен свой специальный «лимит», который было необходимо выполнить. В 1937 году «лимит» в общей сложности предполагал репрессировать 3700 человек (2800 – I категория, расстрел; 900 – II категория, лишение свободы). В эти годы были арестованы и расстреляны бывший заместитель директора Карельского НИИ С. А. Макарьев, ведущие специалисты института Э. А. Хаапалайнен, Н. Н. Виноградов, Н. В. Хрисанфов, заведующая институтской биб­лиотекой Е. П. Ошевенская. Арестам и тюремному наказанию подверглись также ряд служащих Карельского НИИ.Массовые репрессии (1937–1938) В 1990-е в окрестностях Петрозаводска (в районах п. Бесовец и Сулажгорского кирпичного завода) при проведении земляных работ были обнаружены групповые захоронения. Останки более двухсот репрессированных были торжественно захоронены в братской могиле на Зарецком кладбище. В апреле 1938 года Кандалакша получила статус города, а в мае 1938 года из состава Карельской АССР был выделен Кандалакшский район и передан в состав Мурманской области. В конце ноября 1939 года началась советско-финская «зимняя» война. Карельская Автономная Советская Социалистическая Республика — автономия в составе РСФСР/СССР с 16 июля 1956 года по 13 ноября 1991 года.-12 августа 1958 года — упразднён Куркиёкский район с передачей его территории в состав Сортавальского района и Ругозерский район с передачей его территории в состав Сегежского района КАССР. -31 декабря 1965 года — указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении КАССР орденом Ленина. ---28 декабря 1966 года — образованы 4 новых района: Калевальский, Муезерский, Питкярантский и Пряжинский.Карельская Автономная Советская Социалистическая Республика -5 июня 1970 года — опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении КАССР орденом Октябрьской революции. -10 декабря 1970 года — указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Карельской АССР образован Лахденпохский район и упразднён Сортавальский район. -31 марта 1972 года — указом Президиума Верховного Совета РСФСР в городе Петрозаводске образовано два района: Октябрьский и Ленинский. -29 декабря 1972 года — в ознаменование 50-летия образования СССР Карельская АССР награждена орденом Дружбы народов. -25 апреля 1983 года — рабочий посёлок Костомукша Калевальского района КАССР преобразован в город республиканского подчинения. В апреле 1984 года глава Карельского обкома КПСС Иван Сенькин, руководивший обкомом 26 лет (Леонид Ильич Брежнев очень бережно относился к руководителям республик, где наблюдались межнациональные трения), был избран председателем Президиума Верховного Совета Карельской АССР. А Карельский обком КПСС возглавил Владимир Степанов. В марте 1985 года СССР возглавил Михаил Горбачёв. С приходом к власти Михаила Горбачёва, в СССР была объявлена политика перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. В 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. 12 декабря 1985 года с поста председателя Президиума Верховного Совета Карельской АССР неожиданно ушёл 70-летний Иван Сенькин. В январе 1986 года республику возглавил Кузьма Филатов. 1980-е В период 1988—1991 в СССР сильно увеличился товарный дефицит; впервые с 1947 года была введена карточная система. На территории СССР разгорелся ряд межнациональных конфликтов. Союзные республики вступили с центром в «войну суверенитетов», объявив о приоритете своих законов над союзными и прекратив отчисление налогов. 12 июня 1990 года первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, ещё входившей в состав СССР. С августа 1990 года начался «парад суверенитетов» автономных республик и первой стала Карельская АССР. 9 августа Верховный Совет КАССР принял Декларацию о государственном суверенитете КАССР. 4 июля 1991 года Верховный Совет КАССР принял решение об участии в подписании Договора о Союзе Суверенных Государств. 18 августа 1991 года консервативной частью руководства СССР была предпринята попытка спасения советского государственного строя. В историю эта попытка вошла под именем «Августовский путч». 23 августа Борис Ельцин в присутствии Горбачёва в прямом эфире подписал указ о приостановлении действия КП РСФСР 26 августа Президиум Верховного Совета Карелии приостановил деятельность органов и организаций КП РСФСР на территории Карелии и объявил её имущество государственной собственностью Карельской АССР. Однако ликвидация партийной вертикали, которая обеспечивала реальное функционирование политической системы, поставила Советы в трудное положение. 13 ноября 1991 года Верховный Совет КАССР принял решение переименовать Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в Республику Карелия. 1990-е Республика Карелия (Карелия, Карьяла) (карельск. Karjalan tazavaldu, также возможен вариант Karjalan respubliekku) — административно-территориальная единица с 13 ноября 1991 года (изначально — в составе РСФСР/СССР, 25 декабря 1991 года — в составе РФ/СССР, с 26 декабря 1991 года — в составе Российской Федерации).-31 марта 1992 года — делегация Карелии подписала Федеративный договор. В соответствии с Федеративным договором и Декларацией о государственном суверенитете Карелия получила статус суверенного государства в составе Российской Федерации. --28 ноября 1992 года — Верховный Совет РК утвердил новую редакцию первой статьи Конституции Карелии: «Республика Карелия — суверенное государство в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеративным договором» -16 февраля 1993 года — учреждён новый (трёхцветный) Государственный флаг Республики Карелия) Республика Карелия -6 апреля 1993 года — утверждён Государственный гимн Республики Карелия. -28 сентября 1993 года — учреждён новый Государственный герб Республики Карелия. -24 декабря 1993 года — принята новая редакция Конституции Республики Карелия. Действующим представительным и единственным законодательным органом власти в Карелии стало Законодательное Собрание Республики Карелия, состоящее из двух палат: Палаты Республики, где депутаты работали на постоянной основе, и Палаты Представителей. Вводился пост Председателя правительства РК.-12 февраля 2001 года — принята новая редакция Конституции Республики Карелия. Вводится пост Главы республики; Законодательное Собрание РК становится однопалатным. В соответствии с последней редакцией Конституции Республики Карелия от 5 июня 2006 г. Республика Карелия есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления. Статус Республики Карелия определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Карелия. Граница территории Республики Карелия не может быть изменена без согласия населения Республики Карелия, выраженного путем референдума. Наименования «Республика Карелия», «Карелия», «Карьяла» равнозначны. Исторические и национальные особенности Республики Карелия определяются проживанием на ее территории карелов. Республика Карелия обладает на своей территории всей полнотой государственной власти, за исключением тех полномочий, которые находятся в исключительном ведении Российской Федерации или совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Республика Карелия самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства. Административно-территориальными единицами Республики Карелия являются районы и города республиканского значения. Государственным языком в Республике Карелия является русский.Республика Карелия вправе устанавливать другие государственные языки на основании прямого волеизъявления населения Республики Карелия, выраженного путем референдума. В Республике Карелия народам, проживающим на ее территории, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Столицей Республики Карелия является город Петрозаводск. Законодательное Собрание Республики Карелия состоит из 50 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия одного созыва составляет пять лет. Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют: Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти. В соответствии с федеральным законодательством гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица Республики Карелии по представлению Президента Российской Федерации Законодательным Собранием Республики Карелия в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Карелия. Срок полномочий Главы Республики Карелия составляет пять лет. День народного эпоса «Калевала» 28 февраля Одним из самых любимых финнами праздников является 28 февраля — День народного эпоса Калевалы. Праздник народного карело-финского эпоса и финской культуры. Эпос «Калевала» — произведение великого народа, собранный и опубликованный в 1835 г. финским литературным деятелем, ученым и поэтом, врачом по основной профессии, Элиасом Леннротом (1802-1884), уходит своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во II–I тысячелетиях до н.э. Традиции. Праздники Главный герой «Калевалы» — старый песнопевец Вяйнямёйнен — герой, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и т.п.; в других рунах он создает мировое древо — залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни.     Финский и карельский народы, гордясь леннротовской «Калевалой», воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему. Для финнов — это национальный эпос, который выполнил свою главную роль: пробуждение национального самосознания, формирования нации. Финляндия в 1917 году стала суверенным государством. И когда возникала опасность утраты этой суверенности в двух войнах с Советским Союзом, «Калевала» снова поддерживала национальный дух славным прошлым. В Дни «Калевалы» проводят многие литературные, художественные, творческие праздники.       Ушли те люди, которые пели старые руны. Не все новые руны, к сожалению, созвучны эпосу. Но ведь это, кажется, только начало времени, о котором сказал, уплывая, Вяйнямёйнен: «Ждать, искать меня здесь будут...». Великий финский просветитель Микаэль Агрикола родился в нюландском приходе Перная. Образование получил в Витгенбергском университете (Германия). В 1539 году он стал ректором Духовной академии Турку, а в 1554-м — первым лютеранским епископом Финляндии. Агриколе принадлежит заслуга создания письменного финского языка. В 1542 году вышла первая финская книга — букварь «ABC-kirja». (Этот год и считается годом рождения финской письменности). За основу Агрикола взял карельский язык и диалект, на котором говорили жители губернии Турку.     Второй книгой был молитвенник на финском языке. В 1548 году Агрикола перевел Новый Завет. В предисловии он написал: «Язык моего народа существовал всегда, своей заслугой я считаю лишь перенесение его на бумагу». День Микаэля Агриколы — День финского языка. 9 апреля       Не секрет, что финны — народ спокойный и уравновешенный, но бывают дни, когда и они вспоминают о радостях жизни. Например, праздник Ивана Купалы. К этому языческому дню у финнов отношение особенное, и празднуют его они тоже на славу.       Всякий, кто хоть раз побывал в Финляндии, знает, что особым темпераментом жители этой страны не отличаются. Финны никогда никуда не торопятся, но в то же время и опаздывать не в их стиле. Для них пунктуальность — залог успеха, а отсутствие эмоций — признак хорошего тона. Но бывают дни, когда финны, забыв обо всех приличиях, пускаются, как говорится, во все тяжкие. Случается это 6 декабря — в День независимости и 22 июня — на Иванов день. Впрочем, зимнее веселье явно проигрывает на фоне летнего праздника. И это не удивительно. Ведь день Ивана Купалы — это начало лета, а для северной страны нет поры лучше.       К Иванову дню финны готовятся заранее. Примерно за неделю. В эти дни улицы городов буквально утопают в березовой листве. Березовые венки или ветви можно встретить повсюду: в церкви, в магазинах и в частных домах. По традиции, береза символизирует гостеприимство. И если хозяин украсил дверь своего жилища веткой этого дерева, значит, всякий путник будет принят здесь с радушием. Иванов день. 23 июня Одиноким девушкам есть чем заняться в праздник. Несчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженной. Пока голая красавица носится кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь. Девушкам же неопытным и робким лучше ограничиться собиранием цветов. Предание гласит, что если юная особа в Иванов день нарвет девять разных цветов и положит их под подушку, то ночью ей приснится будущий супруг. Главная часть праздника — поднятие финского флага и сожжение Коки. Кокой называют конусообразное сооружение, сложенное из сухих березовых веток. Испокон веков, еще во времена шведов, жители деревень и городов разжигали костры на реке. Считалось, что огонь пожирает зло, а вода уносит его прах прочь. Киви (Kivi) Алексис (псевдоним; настоящая фамилия — Стенвалл; Stenvall) (1834-1872) — финский романист. День рождения Алексиса Киви отмечается также и как День финской литературы.       Финский писатель родился в семье сельского портного. Учился в Хельсинкском университете.       Первое сочинение — романтическая трагедия «Куллерво» (1860, опубликована в переработанном виде 1864) о рабе-бунтаре, одном из героев народного эпоса «Калевала». Комедии Киви «Сапожники Нумми» (1864), «Помолвка» (1866) и особенно роман «Семеро братьев» (1870) содержат черты реализма; в романе показана финская деревня в начальный период её капитализации. Написал также романтические трагедии из жизни средних и высших кругов финского общества: «Беглецы» (1867), «Канцио» (1868, поставлена в 1872) и не лишённые абстрактно-религиозных и дидактических мотивов пьесы «Леа» (1869) и «Лео и Лийна» (1877-1878).       Киви — автор сборника стихов «Канервала» (1866), включающего лирико-романтические и социально-бытовые стихи.       Небольшое по объему стихотворное наследие Киви отражает характерные для его творчества дерзновенный порыв и смирение. Киви открыл путь целому потоку литературы на финском языке, впрочем, испытавшей сильное влияние зарубежных образцов. День Алексиса Киви – День финской литературы. 10 октября Интересна свадебная обрядность у финнов. У этого народа довольно долго сохранялись большие семьи, состоявшие из нескольких супружеских пар с детьми. При вступлении в брак молодая жена входила в дом мужа не хозяйкой, а всего лишь женой хозяйского сына. Она имела зависимое положение, подчинялась свекрови, жила бок о бок с другими невестками и золовками. Все основные хозяйственные и семейные вопросы решал хозяин двора. Роль женщин была второстепенной. Только жена хозяина двора имела кое-какие права. Символом ее власти являлась большая связка ключей на поясе. При жизни свекрови положение невестки всегда было зависимым. На ней лежали самые тяжелые работы. Не случайно финская поговорка гласит: "Зятя хвали редко, невестку никогда". Свадебные традиции конца 19 века. Обычно финны вступали в брак в возрасте от 20 до 30 лет. Считалось, что для того, чтобы вступить в брак, девушка должна уметь сшить мужскую рубашку, остричь овцу и т.д. Парень смастерить дровни, вскочить с земли на лошадь. Браки, как правило, заключались в пределах своей деревни и своего прихода. Строгие нормы поведения налагали свой отпечаток на общение молодежи. Юноши и девушки виделись прежде всего во время совместных работ — при уборке хлебов, трепании льна и т. д. Настоящим праздником являлось посещение церкви, где происходила, по существу, ярмарка невест: молодые люди присматривались друг к другу, а их родители приглядывали подходящую пару своим детям. Существовали также различные развлечения и обряды, в которых молодежь принимала активное участие. На Рождество, масленицу, вознесение, Иванов день жгли костры, водили игры, танцевали. До конца 19 века кое-где в Финляндии еще сохранился старый обычай посещения парнями девушек по ночам. Он назывался "ночные хождения" и проводился весной, когда девушки переходили спать в клети. В одних местах это происходило на пасху, в других на 1 мая (вальпургиев день). "Ночное хождение" могло быть коллективным или одиночным. С наступлением темноты компания парней шла из одного двора в другой. Подойдя к клети, они просили впустить их. В помещении вели беседу, шутили. Кто-то выступал как бы сватом — просил за того из парней, кто хотел остаться. Затем они шли дальше, оставив "сосватанного". Поведение оставшегося на ночь парня было строго регламентировано, он не мог перейти рамки дозволенного, рискуя быть исключенным из числа "ходящих". Важной фигурой в предсвадебных обрядах в начале XX века являлся сват, в роли которого выступал кто-нибудь из ближайших родственников парня. Существовали разнообразные формы обручения. Невеста обычно получала от жениха подарок и дарила ему в ответ какую-либо вещь собственного изготовления. Родители невесты получали деньги как возмещение их расходов на воспитание невесты.      Обручение завершало предсвадебные обряды. За ним следовало оглашение брака в церкви. Бедные слои населения отмечали оглашение как праздник. Через несколько месяцев после этого справлялась свадьба, до проведения которой невеста по традиции проводила "сбор приданого", обходя округ с сообщением о свадьбе и получая в ответ различные подарки. Накануне свадьбы отец жениха посещал семью невесты и вручал ей башмачки, которые являлись символом подчиненного положения человека, получившего дар, и принятия его в другую семью. Во время свадьбы невесте на колени сажали маленького мальчика и желали ей при этом "девять сыновей и одну дочь". После первой брачной ночи молодых шумно будили и приносили воду для умывания. Затем молодую жену облачали в одежду замужней женщины. Важнейшим ритуалом в конце свадебной церемонии была раздача невестой подарков новой родне для того, чтобы быть благожелательно принятой в новый род.       Что касается западно-финской свадьбы, то одной из ее характерных черт являлось то, что церковное венчание здесь включалось в ритуал народной свадьы, и с него начиналось торжество. Характерно было венчание на дому, оно могло проводиться как в украшенной комнате, так и во дворе в теплое время года. Еще одним внешним отличительным признаком западно-финской свадьбы была своеобразная корона на голове невесты. Являясь символом непорочности невесты, корона была заимствована из церковных обрядов и в крестьянском быту приобрела весьма отличную от церковного венца форму. Она весила иногда около восьми килограммов и прочно прикреплялась к волосам невесты. Невеста день или даже два не снимала ее. В короне приходилось даже спать, танцевать, так что невесты порой теряли сознание от усталости. Западно-финская свадьба состояла из трех основных частей: церковного венчания, трапезы и танцев. Она имела общий состав гостей и проводилась в одном доме. Во время проведения венчания молодая пара соблюдала множество примет и обереговых действий. Праздничный обед был обильным и длился долго, два-четыре и более часов. В танцах принимали участие все участники свадьбы. Это был особый ритуал. После полонеза следовал " первый танец молодой". Молодая должна была потанцевать со всеми гостями по очереди, начиная с самых уважаемых. Таким образом западно-финская свадьба подчеркивала более высокое социально-экономическое развитие запада страны. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Финский языкПеревод на русский языкkoti домäiti мамаperhe семьяkaupunki городaurinko солнцеlintu птицаkontio karhu медведьlapsi ребенокkesä летоlauta доскаrauta железоkäsi рукаСлова на национальном языке Традиция вышивки имеет у карельского и вепсского народов многовековую историю, однако наиболее древние из дошедшие до нас образцы относятся лишь к XII веку. Первоначально узоры имели магическое значение и выполнялись на шерстяной ткани медно-бронзовой спиральной проволокой. В дальнейшем мистический смысл орнамента был утрачен, да и сами узоры стали выполняться по льняным тканям из обычных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Вышивка Карелии До начала XX века, в условиях патриархального хозяйства вышивание было массовым занятием и являлось обязательным навыком каждой женщины. Вышитые изделия являлись неотъемлемыми атрибутами свадебного, погребального и поминального ритуалов. Для карельской вышивки характерны лаконичные геометрические узоры (согласно традиции, оберегавшие от порчи). Растительные и животные мотивы также схематичны; при этом довольно часто встречаются изображения фантастических существ: дерево-человек, птица-животное, двухголовый конь... Все это говорит об исключительно древнем, архаическом характере этого искусства. Основным цветовым решением в карельских и вепсских вышивках являлось бело-красное сочетание. Среди северных карел преобладающими были чисто геометрические мотивы. Отличительной чертой вепсской вышивки следует считать практически полное отсутствие изображений животных. У обеих народов применялись схожие композиционные решения. По их смысловому и магическому значению карельские узоры вполне можно сравнить с петроглифами, созданными далекими предками карельского и вепсского народов. Одежда Тверских карел – это сочетание древних элементов с поздними наслоениями. Особенностями женского костюма являются “калжут”, “кепчет”, металлические украшения, янтари, “самсури”, своеобразная рубашка со вставкой у ворота. Отдельные черты карельского костюма близки с одеждой вепсов, эстонцев, саамов и др. Многие черты, несомненно близки к русской одежде, что свидетельствует о раннем соприкосновении карел с русской культурой за много веков до переселения их в Тверской край. Таковы: сорока, сарафан, рубашка “новгородского типа” и др. Одежда Тверских карел В основе каждого костюма была рубаха / “ряччиня”, “шоба” /, которую шили из льняного холста и сарафан. Рубаха была длинной, украшалась по вороту, внизу рукавов и подолу разнообразной вышивкой. В глубокой древности вышивка имела магический смысл – как бы защищала человека от злых духов. Вышивались священные животные, растения, языческие божества, способные отгонять от человека нечистую силу. Гуськи, уточки, лебеди, павы, олени, кони, дерево жизни – обычный мотив таких вышивок. У каждого рода был свой знак – священное животное, под защитой которого был род и на которое была запрещена охота. Его пытались изображать в вышивке. Со временем вышивка потеряла магическое значение, оставшись декоративным элементом костюма. Особенностью карельской обуви были “кенгет” и “калжут”. “Кенгет” - примитивные кожаные туфли или тапочки с тремя петельками. В эти петли продевались тонкие ремешки, с помощью которых “кенгет” подвязывали к ноге. “Калжут” – цилиндрические наголенники из холста. Края снизу и сверху обшивались красной тканью. Древние эстонцы носили “калжут” из льняной ткани, впоследствии замененные вязанными. Лапти из бересты носили редко, в основном бедные люди или надевали на грязные работы. Холщевые портянки носили и мужчины, и женщины. Обувь Основное отличие карельского женского костюма от девичьего проявлялось в головном уборе и прическе. Девушки заплетали волосы в одну косу и носили “ленту”, которую подвязывали вокруг головы и завязывали сзади. Верхняя часть головы оставалась открытой. Праздничная лента состояла из золотой парчи с блестками и бахромой. Головной убор Головной убор замужних женщин был значительно сложнее. Его назначение – полностью закрывать волосы. Этот головной убор назывался “сорока”. По форме он напоминает чепец. Старинную национальную одежду у Тверских карел-мужчин составляли: 1)Рубаха / “пайда” / из холста2)Пояс / “вюо” / ременный или тканный, которым подпоясывали рубаху3)Порты / “куадиет” / из домотканой материи, которые собирались на шнуре4)Обувь из холщевых портянок и кожаных туфель / “кенгет” /, которые привязывались к ноге ремешками. Мужская одежда В “Генеральном соображении по Тверской губернии” /середина 18 века/ так описывается одежда Тверских карел середины 18 столетия: “Мужчины, вместо кушаков, подпоясываются ремнем с медными бляшками. Ворота у рубашек застегиваются медной пряжкой. Обувь носят кожаную, а лаптей никогда не употребляют”. Рубаха и порты, надевавшиеся непосредственно на тело, были одновременно как нижней, так и выходной одеждой карела. Рубаху шили очень длинную, она спускалась ниже колен и составляла когда-то единственную одежду мальчика и взрослого парня до женитьбы. Постепенно в одежде произошли изменения. Домотканина постепенно вытеснялась покупным фабричным материалом. Рубахи и порты из льна превратились в нижнюю часть одежды. Исчезли сарафаны. Из верхней одежды, как мужской, так и женской нужно отметить род кафтана из сукна сшитого с клиньями по бокам. Такого же покроя шили кафтан из грубого белого холста. Его надевали на работу иногда поверх другой одежды.Известна была у карел верхняя суконная и овчинная одежда с отрезной спинкой и сборками у талии /типа русской поддевки и полушубка/. В Толмачах она называлась “Бекеш”, а шил “бекеши” еще в начале 20-го столетия мастер-портной Дмитрий Ипатович Карасев, получал заказы даже из Твери /из воспоминаний старожилов/. Пояс / “вюо” / был необходимой принадлежностью как женского, так и мужского костюма у карел. Рубаха /если она надевалась без сарафана / и сарафан обязательно подпоясывались. Подпоясанная рубаха или верхняя одежда плотнее прилегает к телу, и пояс, таким образом, утепляет одежду. Кроме того, к поясу прикреплялись вещи, необходимые в домашнем обиходе: огниво, кисет, гребни, ножи, ключи, игольники и т.д. В прошлом у карел ходить без пояса считалось грехом. С поясом и у русских и у карел были связаны поверья о том, что он якобы предохранял от “нечистой силы”, “порчи” и т.п. Это было результатом суеверного осмысления отдельных элементов одежды. У Тверских карел пояс служил свадебным подарком жениховой родне от невесты – его дарили золовке или другой родственнице мужа при выкупе брачной постели и в других случаях. Пояс Тканые пояса у карел изготавливались из шерстяных и из льняных ниток, иногда с добавлением хлопка или шелка. До настоящего времени существуют различные виды тканья поясов без ткацкого стана. Праздничные пояса отличаются от будничных яркостью расцветки и украшениями. Пояса для молодых женщин и девушек делали более нарядными, на концах украшая кистями. Узоры поясов – геометрические. Особенно часты ромбы, простые или удвоенные, а также поперечные полосы и косые столбики.Мужчины-карелы, в отличие от русских, никогда не носили кушаков. Предпочитали надежные и прочные, красивые кожаные ремни с металлическими застежками и украшениями. АксесуарыСкорлупообразные овальные фибулы. Использовались в качестве застежек и для закрепления на плечах женщины концов накидки. Подковообразные фибулы. Использовались для скрепления ворота рубашки. Сюкерё. Заколка, которой женщины закрепляли платок на волосах. Изготавливалась из серебряной проволоки. Копоушки. Использовались для чистки ушей. Входили в традиционный набор женских украшений. Ножи с декоративной бронзовой рукоятью и ножнами. Входили в традиционный женский костюм. Шумящие подвески в форме конька или утиных лапок.  Виды Карелии